В Бараново живет исполнительница старинных народных песен

Слава исполнительницы старинных русских песен Валентины Карповны Бирюковой не перешагнула границ села Бараново, в котором она живет. Но все барановцы знают: если хочешь услышать что-то старинное, нужно обратиться к бабе Вале. И она усядется на табуретку перед иконами, сложит руки на коленях и запоет: «В саду листья уныло шуршат» и потечет ручейком старинный романс – драма о погибшей любви и разбитом сердце.

04.03.2015   Культура   0 коммент.   393 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -В.К.Бирюкова (фото М.Нестеровой).

В.К.Бирюкова (фото М.Нестеровой).

Этот романс про увядшие листья один из любимых ею. А всего в репертуаре семидесятивосьмилетней женщины несколько десятков песен и романсов. Точное количество она не попробовала подсчитывать. Говорит, что переняла их от своей матери и её подруг, которые они пели в военную и послевоенную пору. Мать Валентины Карповны была женщина удивительная: зимой сорок первого-- сорок второго годов она пешком пошла из Макеевки, где тогда жила семья, в свое родное Бараново. За собой  она тянула санки, на которых сидели её сын и дочка.
– Мама устроила так, – вспоминает Валентина Карповна. – Заказала большие детские салазки, поставила на них стол, со всех сторон обила его, превратила в маленький домик, утеплила одеялами. Посадила в домик нас с братом  и  пошла с нами с Украины на Орловщину.
По дороге меняла вещи на продукты. Ночевала семья у добрых людей в селах по дороге. Это беспримерное путешествие продолжалось с ноября по апрель и на всю жизнь запомнилось её четырехлетней тогда дочери. Особенно окончание пути. В апреле они добрались до Курской области. Вещей не осталось, еды не осталось, да сил почти не было. Но дороги высохли. С апреля все трое пошли пешком. Валентина Карповна не помнит, как они добрались до Евланово. Но запомнила, что немцы не выпускали семью из села, запрещали идти в Бараново, возможно, потому что там в это время стоял фронт и шел бой. Но они не послушались.
– Утром рано нас мама разбудила, мы пробрались мимо немецких часовых и пошли, – вспоминает Валентина Карповна. – А когда подошли к Бараново, начался бой.
Как уж они уцелели в его гуще, детская память не сохранила. Но она помнит , как мать плакала на земляном холмике. Это было все, что осталось от дома её родителей. И родителей тоже уже не было в живых. Но жить надо было.
– Мама слепила на месте бабушкиного и дедушкиного дома какую-- то хатку, пошла работать в колхоз, – говорит Валентина Карповна. – Конечно, трудно было и голодно, а зимой и холод донимал, и единственной отрадой тогда были... песни.
Мужчин в деревне не было почти, и они - кто вдова, а кто солдатка в праздники собирались вместе большой женской компанией и пели. Пели часами, пели все, что запомнили от своих матерей и старших сестер, что слышали в мирное время по радио.
Это был своеобразный репертуар «Степь да степь кругом» сменялась душещипательным романсом «Мне все равно страдать иль наслаждаться». После  «Мой костер в тумане светит»,  запевали «Господи, помилуй, Господи, прости». Сейчас-- то ясно, что в этих песнях каждая выпевала и свою тоску, и свою любовь, и свою надежду. Но дети, которые вертелись около поющих матерей об этом не думали, просто запоминали мелодию и слова. Самыми памятливыми оказались подружки – соседки, Валя и Маша. Они и подтягивали вслед за взрослыми. А потом стали петь сами.
– Жизнь у меня получилась тоже невеселая, – подводит итоги прошедшего Валентина Карповна. – Рано пошла работать, рано вышла замуж. Семейная жизнь не задалась. Работала на ферме то телятницей, то свинаркой, растила двоих сыновей.
И пела. Большими компаниями уже никто не собирался, пели вдвоем -- Валентина Карповна Бирюкова и Мария Азаровна Пенькова. Много лет у них не было других слушателей, кроме их родных. Потом по стране прошла большая слава «бурановских бабушек». И культработники в Бараново спохватились: ведь и у нас есть  старушки, которые любят и умеют петь.  И пригласили подруг в клуб попеть со сцены.
Они выбрали для своего выступления военные песни. Но не те, что известны сейчас всем и каждому и исполняются известными артистами в очередную годовщину Победы, а никому не известные, сочиненные самим народом и передававшиеся изустно от человека к человеку. И в зале повеяло не киношной, не театральной, а настоящей войной. Впечатление было такое, что на праздник 9 Мая подруг пригласили попеть свои песни на митинге у могилы павших воинов. И приглашали несколько раз подряд.
– Последний раз мы пели в позапрошлом году, – рассказала Валентина Карповна. – В этом году на могилу приехали из Москвы сын и внук павшего бойца, похороненного там. Мы для них спели: «Отгремел в долине бой. Где ты, дочка, где ты, Лина, что случилося с тобой?» Москвичи долго благодарили нас, хвалили, а старший мужчина даже заплакал.
Слезы слушателя – высшая награда для исполнителя, Валентина Карповна и сейчас счастливо улыбается, вспоминая об этом.
Но сейчас подруги не выступают, говорят, нет спроса в деревне на старинную песню. А эта песня по – прежнему живет в душах пожилых женщин и просится на свободу. И они по – прежнему поют. В доме Марии Азаровны Пеньковой ни один семейный праздник не проходит без песен бабушки Вали и бабушки Маши. Родные любят и бабушек, и их песни слушают охотно и с удовольствием. Но сами их не поют—они люди современные. Хотя охотно признают, что современной эстраде далеко до бабушкиных песен.



написать комментарий