В довоенных Ливнах кипела жизнь

Преклоняюсь перед ветеранами Великой Отечественной войны. Их так мало осталось в живых. А ведь это было удивительное поколение людей! И детство, и юность их выпали на очень непростые годы, и, победив во Второй мировой, они совершили подвиг. А характеры формировались как раз в довоенное время. Как жили, где работали, какие увлечения и кумиры были у людей, которые потом так героически защищали свою Родину?

25.03.2015   Краеведение   0 коммент.   653 просм.    Автор: Оксана Магницкая
Новости Ливны -Танцевальная студия (фото из личного архива Н.Н.Борзаковской )

Танцевальная студия (фото из личного архива Н.Н.Борзаковской )

Новости Ливны -Танцевальная студия (фото из личного архива Н.Н.Борзаковской )

Запуск аэроплана (фото из личного архива Н.Н.Борзаковской )

А действительно, люди, грудью защищавшие родную землю, они же не взялись ниоткуда, они росли вот так же как и мы, жили, работали, любили, чем-то увлекались… О том, какой была жизнь в довоенных Ливнах мы попросили рассказать ливенского краеведа Олега Леонидовича Якубсона. И у него как раз на этот счет имелась одна интересная история.

Случайная встреча

Как-то теплым солнечным  осенним днем,  исключительно  редким для  начала ноября нашей средней полосы, совершенно случайно столкнулся Олег Леонидович с интеллигентной пожилой женщиной в вестибюле районной библиотеки. Она с извинениями  остановила его и сообщила, что у нее сохранились фотографии из семейного альбома ее матери. Фотографии сделаны  в предвоенные годы в г.Ливны при разных обстоятельствах по разным поводам.
Новая знакомая Олега Леонидовича оказалась уроженкой Ливен. Ее зовут Лидия Серафимовна Кожарская. Еще до Второй мировой войны ее семья жила в нашем городе, а ее мама Нина Николаевна Борзаковская вела, как это принято сейчас говорить, активный образ жизни, была участницей всех начинаний. Правда, сразу после войны папу Лидии Серафимовны перевели служить в Кишинев, где семья и проживала много лет. Спустя время Лидия Серафимовна вернулась на малую родину, в Ливны, и вот уже десять лет живет здесь, храня память о детстве, о маме, о том, как жили ливенцы.

Все выше, и выше, и выше…

До Великой Отечественной  войны в Ливнах была летно-планерная  школа. Всю страну охватило военно-спортивно-политическое движение ОСОАВИАХИМ (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Молодежь призывали в авиацию и флот. Нина Николаевна Борзаковская со своим двоюродным братом  Иваном Ивановичем  Тарасовым  стали курсантами этой школы. Здание школы располагалось по ул. Свердлова в угловом двухэтажном здании (напротив современного здания Госбанка, позже перед самой войной в этом здании располагался военкомат). Практические занятия проводились на ровном поле слободы Беломестной, напротив городского сада до самой Адамовой мельницы. Теперь эта часть города плотно застроена.
Занятия летчиков привлекало много зевак. К грузовой машине  на мягких тросах крепился довольно примитивный  и грубо изготовленный (это хорошо видно на фотографиях) планер. Машина разгонялась, набирая скорость. В определенный момент  курсант брал ручку управления «на себя» и  планер взмывал в небо. Это было потрясающее зрелище! Когда планер, подобно громадной птице, гордо парил в голубом небе.
Нина с двоюродным братом Иваном с отличием окончили летно-планерную школу, а их фотография, в качестве поощрения отличникам, была помещена в Ливенской районной газете. Оба получили направление в высшую  летную школу в г.Орджоникидзе. Но родители Нину не  пустили  учиться, посчитали, что она слишком была молода, чтобы одной ехать на Кавказ.

Мотопробегом по бездорожью

В те годы государство большое внимание уделяло развитию военно-прикладных видов спорта, в том числе и мотоциклетного. Ведь страна готовилась  к мировой революции. Естественно,  в Ливнах был открыт мотоклуб. Тогда мотоцикл был экзотической и  одновременно очень ценной вещью, как сейчас очень дорогой автомобиль. В клубе было десять мотоциклов. Ребята учились  вождению, собирать и разбирать моторы, центровать  развал колес и прочим премудростям. И конечно, проводились соревнования и мотопробеги. Нина не могла отстать от других и стала единственной девушкой - членом мотоклуба.
В честь 20-летия  Советской власти клубом был организован  мотопробег Ливны – Орел. И тут произошел любопытный случай. Провожать участников мотопробега собрался весь город. Девять парней и одна девушка, которой парни уступили новенький, как оказалось позже, еще не обкатанный мотоцикл, отправились в путь. Счастливая Нина  с нескрываемой гордостью, резво сорвалась со старта,  но вскоре начались мучения. Мотоцикл не хотел набирать необходимой скорости. Машину постоянно «клинило». Как она не старалась разогнать железного коня, глотая от обиды слезы, ничего не получалось. Не смог равнодушно смотреть на происходящее руководитель пробега и сам пересел на злополучного «новичка». Сменив мотоцикл, Нина  сорвалась с места, как птица. Легко и непринужденно доехала до Орла, а руководитель пробега, понятно, пришел к финишу последним.
Вдобавок ко всему, Нина Николаевна отлично стреляла, но к тому же увлекалась не только техническими видами спорта. Она хорошо плавала, занималась в балетной студии,  играла в любительском театре.


Смех, слёзы, любовь и… самодеятельность

Но больше всего времени Нина Николаевна отдавала школе глухонемых, в которой работала в довоенные годы, преподавала технику речи. Была председателем  отделением ВОГ (Всесоюзная организация глухих).  Мало того, она организовала и вела среди глухих кружок самодеятельности, старалась, как бы ни было трудно, даже научить глухого человека танцевать, несмотря на то, что он не слышит музыки. Это в современной России существует целый театр глухих, который пользуется огромной популярностью далеко за пределами нашей родины. А юная Нина Борзаковская приобщала глухих людей к искусству еще в начале прошлого века. Так что нашу землячку, пожалуй, можно отнести  к «пионерам»  этого вида деятельности.
Лидия Серафимовна помнит, как мама часто повторяла, что ее подопечные глухие люди очень талантливы. Она говорила: «Господь,  закрывая одну дверь, открывает другую. Глухие очень внимательны к ритмическим хлопкам или постукиванию об пол каблуками. Ученые утверждают, что они способны воспринимать вибрацию звуковых волн даже рецепторами спины. Как они танцуют?! Зал приветствует их всегда стоя!» Воспитанники обожали своего руководителя.
Выходит, довоенные Ливны не были забитым провинциальным городом. В нем кипела жизнь. Он, правда, был  не таким большим, как сейчас. Все почти  друг друга знали, многие приходились  друг  другу близкими или дальними родственниками, стоило лишь покопаться в родословной. В городе были хоровые кружки, танцевальная студия, развит авиамоделизм.
Лидия Серафимовна рассказала, как молодежь в Ливнах умела красиво работать и отдыхать. Летом парни и девушки ходили на танцы в городской сад, танцевали под духовой оркестр, а после танцев спускались к реке искупаться, иногда плыли по течению до Адамовой мельницы, держа в одной руке свою одежду над головой, а возвращались  по берегу реки с песнями под гармошку.
Кстати,  ливенская гармошка славилась своим звучанием и своими мастерами на всю Россию. Приезжали мастера из других городов  учиться делать гармошки. Это ручная работа  и у каждого мастера был свой почерк. Устраивали  соревнования, конкурсы  по игре на гармони, кто кого переиграет. Гармонь в домах была не  в диковинку. Молодые ребята умели и хорошо играли на этом инструменте.
Но вот грянула война. Многие ушли на фронт и погибли. Других война разбросала по всей стране, и они обратно не вернулись. Связь поколений  и традиции были разрушены.
Многое навсегда стерлось из памяти.  И сегодня мы уже не в силах опознать многих из тех, кто запечатлен на сохранившихся фотографиях. Может кто-либо из горожан поможет  и поделится своими воспоминаниями. Они представляют огромную ценность для сегодняшнего и будущих поколений.  С нетерпением ждем от вас вестей.



написать комментарий