В Ливнах троих детей отправили в детдом, потому что матери не на что содержать их

В начале марта трое ливенских ребятишек были отправлены в интернатные учреждения. Девятилетние братья-близнецы – в Нарышкино, а их семилетняя сестра - во Мценск. Событие, которого не было уже несколько лет в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних, тяжело с моральной точки зрения переживают и коллектив Центра, и мама детей. Специалисты, потому что за шесть лет работы с семьей так и не смогли в итоге уберечь ее от расставания. А мама ребят…потому что все еще надеется вернуть детей.

25.03.2015   Общество   0 коммент.   724 просм.    Автор: Оксана Проценко
Новости Ливны -Фото с сайта livejournal.com

Фото с сайта livejournal.com

Впрочем, в случае с этой семьей все еще может наладиться. Мама ребятишек  пока только ограничена в родительских правах, но не лишена их, так как суд еще идет и окончательный вердикт не вынесен. Но и не только поэтому. Женщина не относится к категории пьющих родителей (проблема, которая существует в подавляющем числе  социально неблагополучных семей). У нее другая беда – хроническая безработица, в лучшем случае случайные заработки или малооплачиваемые работы. Содержать троих детей ей очень трудно, и помощи ждать неоткуда. Вот и последний сожитель на суде заявил, что брать на содержание трех детей не намерен.
С этой семьей в Центре, считай, сроднились. Мальчишки периодически живут здесь с трех лет. Когда три месяца, когда полгода, - больше нельзя, с недавнего времени изменилось законодательство и сроки содержания детей в таких учреждениях. Так вот в данном случае все сроки проживания в стационаре (так называется отделение социальной реабилитации, работающее круглосуточно) вышли.
Эту печальную историю директор социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних Татьяна Ивановна Королёва называет «браком» в работе. Точнее, так выразились коллеги из области. Звучит как-то резко, но трудно не согласиться. Потому что вся работа Центра построена так, чтобы не допускать до крайности сложную экономическую ситуацию в семье. Вытащить ее из категории социально опасной, малообеспеченной, из состояния нужды во всем, начиная от порядка в доме и еды в холодильнике до заботы о детях, которые именно от равнодушия самых близких людей, предательства родителей страдают больше всего.  
Сегодня в Центре проживают 16 несовершеннолетних ливенцев. Только один из них был отобран у родителей, так как в семье сложилась ситуация, которая угрожала его жизни и здоровью. Мальчик жил в доме, который всю зиму не отапливался. А в целом, у каждого здесь своя история.
Признаться, глядя на то, как дети играют в том самом стационаре, с виду больше похожем на благополучную группу в детском садике, как они улыбаются, как светятся глаза мальчишки, вырезающего что-то в столярной мастерской, как прильнули к воспитательнице девчонки, слушая сказку, трудно представить, что это представители самой обездоленной категории детей. Что  кто-то из них еще совсем недавно находился в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии. Что одни уже за первые годы испытали на себе самые неприглядные стороны жизни.
…Подсаживаюсь за столик к двум девчушкам пяти и семи лет, которые самозабвенно «ловят рыбок» на магнитики.
— Можно с вами порыбачить? – включаюсь в процесс.
— Возьмите мою удочку, - протягивает «инструмент» та, что постарше, лет семи, а другая девчушка щедро возвращает в игру весь свой улов. Начинаем «охоту». Попутно интересуюсь, как им тут живется, слышу занимательный рассказ о вкусных булочках на полдник, любимой кукле, и тут же…:
— А меня на выходные мама заберет домой! У меня там живет еще дедушка и попугай.
Воспитатель разводит руками, - это вряд ли. За все время, что первоклассница находится в Центре, мама ее ни разу не навестила. К слову, женщина не показывается и работникам Центра, которые ходят чуть ли не каждый день в семью, но пообщаться получается только с соседями. Родители девочки злоупотребляют спиртным, хотя папа при этом как-то умудряется работать и иногда навещает дочь.
Другая история у двух малышей – братика и сестрички. Их в Центр отдал папа – мужчине категорически не везет на женщин. Обе его гражданские жены родили детей и … забыли про них. Одна и вовсе исчезла в неизвестном направлении. Мужчина и сам едва справляется с зависимостью от алкоголя, а в периоды просветления полон желания наладить нормальный быт, забрать детей (кстати, как только выпадает возможность, он приходит за детьми) окончательно.
Пятнадцатилетняя девушка появилась в Центре после того, как устала скитаться по съемным квартирам. Рассказывают, что она поступила в отделение истощенная от систематического недоедания, слабенькая и замкнутая (с бабушкой не находила общий язык). Спустя время, как говорится, отъелась, распрямилась и внешне, и внутренне, подружилась с воспитателями, советовалась с ними по учебе и на деликатную тему взаимоотношений с парнем, перечитала все книги из библиотеки. Девчонку теперь не узнать!
Вообще, в Центр дети поступают в трех случаях. По ходатайству опеки и попечительства, когда выявляется неблагополучная семья, в которой родители променяли заботу о детях на спиртное.
По акту передачи беспризорных детей от сотрудников полиции. Кстати, такой случай был осенью прошлого года. Тогда полицейский обнаружил восьмилетнего ребенка в 4 утра возле рынка одного. Малыш показал, где живет. Но оставлять его в доме  было опасно: родители до такой степени были пьяны, что полицейский не смог их даже разбудить. Пришлось привести ребенка в социально-реабилитационный Центр. Конечно, его приняли, обогрели, накормили и спать уложили в чистую кровать. А на утро еще выслушали упреки родителей, мол, зачем забирали ребенка, ведь они ничего такого не делали, просто отмечали день рождения (!), типа: «Имеем право!»
И еще один путь – самый востребованный, как говорят педагоги, - это по заявлению родителей. Их пишут мамы и папы, для которых временно передать ребенка в благополучные условия едва ли не единственный выход.
— Как правило, приходится решать целый комплекс проблем: отсутствие работы и гражданства РФ, документов, отсутствие пособий и выплат, задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, алкогольная зависимость родителей, заболевания детей, их школьная неуспеваемость, психологические проблемы, низкая родительская компетенция. Мотивация же к принятию семьей помощи весьма слабая или отсутствует совсем, - говорит Татьяна Ивановна.
Помогают не столько словом, сколько делом, для чего на консилиуме специалисты  разрабатывают индивидуальный план работы с семьей по всем направлениям. Так специалисты Центра сотрудничают с паспортно-визовой службой и работниками «Жилсервиса» по восстановлению паспортов и регистрации по месту жительства детей и родителей. Направляют запросы в роддом и ЗАГС для получения свидетельств о рождении, т.е. тех документов, которые необходимы для назначения ежемесячного пособия и адресной помощи. Содействуют в сборе документов для оформления пенсий по потере кормильца. В защиту прав и интересов воспитанников Центра, специалисты участвуют в судебных заседаниях в качестве свидетелей или законных представителей.
В плане социально - медицинской  реабилитации проводится организация медицинского обследования, консультаций, оформление ходатайств и направлений в учреждения здравоохранения.
Все это время семьям оказывается экономическая поддержка. Дети, находящиеся в Центре, получают пятиразовое питание, медикаменты, одежду и обувь, игрушки, книги, школьно-письменные принадлежности. Только в этом учебном году 9 учеников были обеспечены всем необходимым для обучения в школе.
Идеально, конечно, получается не всегда. Но получается. Есть немало примеров, когда родители и педагоги преодолевают трудности и сохраняют семью, в которой счастливы дети. В этом случае значение профилактической работы с неблагополучными семьями трудно переоценить.



написать комментарий