О Великом посте и Пасхе

Великий пост называют весной духовной. Действительно, для верующих это время духовного обновления, подготовки к своему главному празднику — Пасхе Христовой. Прийти к Воскресению духовно обновлёнными, как бы воскресшими вместе со Христом — вот главная задача православных христиан в эти 47 дней Великого поста. Как поститься «телу во здравие, душе во спасение», как встретить Пасху — эти и другие вопросы мы задали епископу Ливенскому и Малоархангельскому Нектарию.

25.03.2015   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   595 просм.    Автор: Беседовала Елена Богданова
Новости Ливны -Епископ Нектарий причащает верующих (фото с сайта livnyeparhia.ru)

Епископ Нектарий причащает верующих (фото с сайта livnyeparhia.ru)

— Владыка, где в Библии написано о Великом посте? Или это традиция отдельных церквей, баптисты, например, не постятся.
— Посты существовали в ветхозаветные времена  у иудеев с глубокой древности при выходе евреев из Египта при получении пророком Моисеем десяти Заповедей и много других примеров о которых написано в Библии.  Они предшествовали праздникам или великим событиям древности.
Прообраз великого поста уже в Новозаветной церкви, Иисус Христос  постился 40 дней, когда удалился в пустыню и был там искушаем сатаной. Об этом можно прочитать в Евангелии.
Сегодня Великий пост длится 47 дней, он практически не отделяем от Страстной седмицы.  На самом же деле Великий пост и Страстная – разные периоды жизни Церкви. Между ними есть даже два не постных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье.
Так вот, Великий пост и Страстная седмица имеют причиной своего происхождения две разные благочестивые традиции:
Страстная неделя появилась из желания христиан почтить молитвой и воздержанием Страсти Христовы.
— В пост христианам предписывается быть ближе к церкви, чаще посещать богослужения. Почему же в это время причащают только в субботу и воскресенье?
— Действительно, совершение литургий в православных церквях совершается только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме - и черные облачения, и особый постовой распев песнопений - призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», которую все молящиеся совершают с земными поклонами. Пост - особо строгое время для верующего. Но чтобы не отнимать у него радость причащения тела и крови Христовой, церковь установила совершать литургию два дня в неделю.
— Почему в пост нельзя есть именно мясо? Вообще, рекомендации поста очень строгие: в понедельник, среду, пятницу - сухоядение т.е. не варёная пища, в остальные дни, кроме воскресенья, запрещено даже растительное масло. Как такой пост выдержать работающему человеку?
— Господь Бог дал первым людям Адаму и Еве в раю растительную пищу: «Всякая зелень травная и дерево, приносящее плод, да будет вам в пищу». Поэтому изначально человеку присуща только такая еда. Но согрешив, первые люди на земле не нашли таких плодов, как в раю. И стали есть всякую пищу. Некоторые благочестивые люди и сейчас не вкушают мясного, а монахам, поскольку в раю когда-то человек ел только растительную пищу, монастырским уставом запрещается мясо вообще. Есть светское мнение по этому поводу. Считается, что нация, которая меньше ест мяса, а больше рыбы,  более образованная и цивилизованная.
В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста — время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости.
Но каждый должен поститься по своим силам. И главное тут всё-таки не то, едим мы пищу с растительным маслом или без него. Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство.  И людям работающим или больным трудно выдержать пост по монастырскому уставу. Если человек умеренно постился, но в течение всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.
— Читаются ли акафисты, в том числе дома, во время Великого поста?
— Во время Великого поста по церковной традиции акафисты не читаются ни в церкви, ни дома. Это связано с тем, что акафист является торжественным радостным чтением, в котором прославляется Господь, Божия Матерь или святые. А пост — это время для раскаяния и плача. В будничные дни Великого поста даже не совершается Божественная литургия, которая является вершиной нашей благодарности Богу. Поэтому в дни Великого поста можно заменить чтение акафистов чтением Псалтири.
Единственным акафистом, который присутствует в богослужебном уставе нашей Церкви, является Акафист Пресвятой Богородице, который в храме поется в 5-ю субботу Великого поста. Поэтому этот день и наливают Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.
— Каковы особенности службы в храме во время Великого поста?
— Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского - вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресенье именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.
В наших храмах каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», – поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмице, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби о распятом Спасителе - принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» - в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.
В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.
В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончания чина погребения Плащаницы Господа.)
Великая Суббота - да молчит всякая плоть. Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований - скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. Священники переодеваются в светлые облачения, что знаменует скорое Воскресение Христа.
— Тем, кто желает причаститься в Пасхальную ночь, надо ли воздерживаться от пищи  и пития всю субботу?
—Перед причастием положено не принимать пищу и воду 6 часов (Евхаристический пост). Литургия в Пасхальную ночь обычно начинается около двух часов ночи. Таким образом, достаточно не есть и не пить с 6-7 часов вечера субботы.
— Как причащать детей  в Великий пост? Им тоже надо поститься?
— До трёх лет у детей даже Евхаристического поста нет. Маленькому не объяснишь, почему нельзя пить и кушать. Он ещё ангел безгрешный. Поэтому детей причащают без всяких ограничений. А вот детям постарше надо уже объяснять, что такое пост. Но принуждать ни в коем случае не надо. Для иного ребёнка пост уже в том, что он откажется от шоколадки, другой согласен и мяса не есть. Достаточно одного дня, чтобы подготовить ребёнка к причастию. Более длительный пост уместен, если родители уверены, что здоровье ребёнка позволит ему поститься и если он сам захочет это делать.
— Видела, что люди освящают вместе с куличами сало и даже колбасу и мясо. Правильно ли это?  Некоторые говорят, что надо освящать куличи только после пасхального богослужения ночью.
— Освящать можно всю еду, которая будет за праздничным столом. Освящение куличей начнётся в субботу  вплоть до пасхальной заутрени. Когда вы это сделаете - значения не имеет.
— И опять вопрос о посещении кладбищ на Пасху. Что такое Радоница и почему в Светлое Воскресенье нельзя посещать кладбище?
— В Сибири, откуда я родом, на Пасху на кладбища не ходили. А здесь по традиции, которая появилась на Украине, в первый день Пасхи посещают могилы. Церковь в этом не препятствует, так как у Бога нет мёртвых, все мы живые у Бога. Если человек придёт на кладбище и поделится своей радостью «Христос Воскресе!» с умершими близкими - разве это плохо? Другое дело, когда на кладбище приносят и распивают спиртное. Вот этого делать нельзя. Первое после Пасхи поминание усопших проходит на Радоницу. Наши усопшие радуются вместе с нами о воскресшем Христе, а мы возносим поминальные молитвы за них.
— Сейчас утренние и вечерние молитвы, богослужения транслируют по телевизору. Некоторые люди считают, что в этом случае в храм ходить не обязательно. Достаточно посмотреть Пасхальную службу по телевизору.
— Спаситель сказал: «Где двое-трое собраны во имя Моё, там и Я». Спаситель и Сам молился в горнице вместе со своими учениками, а не где-то один, удалившись от всех. Храм-это дом Божий, место где совершается Святая Евхаристия, где невидимым образом присутствует Сам Бог.  Поэтому молиться надо в храме. Каждый православный христианин должен прийти на Пасхальную службу.
Телевизионные трансляции богослужений для тех, кто по каким-то серьёзным причинам не может посетить в эту ночь храм: болен, далеко церковь.
Утренние и вечерние правила - это домашняя молитва. Вполне можно включить телевизор и читать их вместе со священником.
— Благодарю за беседу. Благословите, Владыка.
— Благословение Божие Вам и Вашим читателям.



написать комментарий