Неповторимый Здоровец

Как в цветном красивом калейдоскопе вспоминаю события прошлых лет о моём дорогом сердцу Здоровце. Несмотря ни на что, вижу только хорошее. С чего же всё начиналось? Что-то слышала, что-то читала, что-то видела и т.д. Здесь лишь некоторые «былинки» о родном крае...

29.04.2015   Краеведение   0 коммент.   801 просм.    Автор: Людмила Кожухова, учитель – краевед.
Новости Ливны -Агитбригада Ливенского Дома культуры на колхозном току (фото из архива  М. А. Викторовой).

Агитбригада Ливенского Дома культуры на колхозном току (фото из архива М. А. Викторовой).

Новости Ливны -Агитбригада Ливенского Дома культуры на колхозном току (фото из архива  М. А. Викторовой).

Доярки колхоза «Дружба» (фото из архива М. А. Викторовой).

Новости Ливны -Агитбригада Ливенского Дома культуры на колхозном току (фото из архива  М. А. Викторовой).

Уборка урожая. 1950 г. (фото из архива М. А. Викторовой).

Новости Ливны -Агитбригада Ливенского Дома культуры на колхозном току (фото из архива  М. А. Викторовой).

Посадка картофеля. Сажали, обрабатывали и убирали вручную (фото из архива М. А. Викторовой).

Здоровец впервые упоминается в «Приправочной книге 1615 года...»: «Деревня Здоровец, усть Никольского верха, при колодезе (ручье) 3доровец под Красным лесом...». (Близ Здоровца на берегу Лесной Ливенки есть урочище Луг Ертаровка. По преданию, во время Азовского похода Петра Великого на этом лугу останавливались рейтары (всадники) — отсюда и название. В Переписной книге 1678года сказано, что в Здоровце проживали 20 помещиков-однодворцев: Лыковы, Смагины, Гранкины, Ханины, Кобзевы, Митюрёв (Пётр Яковлевич), Гревцовы, Кожуховы, Богатых, Теряевы, Хвастовы. Крестьян помещики не имели. Под названием Здоровца подразумевались две деревни: Здоровец и Здоровецкие Дворы. В писцовой и межевой книге 1693 года есть следующее описание этого поселения: «Той деревни помещики и вотчинники с тех старых усадеб сошли после ханского разоренья на новые усадьбы... к речке Лесной Ливенке, а в той деревне помещиков25чел., да недоросль (подросток) 1 чел., 20 дворов помещиковых, да 5 мест дворовых пустых… пашни паханые доброй земли 236 четей, да дикого поля 301 четь».
(По книге Г.Пясецкого «Исторические очерки города Ливен и его уезда...) После образования г. Ливны (1586 г.), начали заселяться окрестные территории. Поселенцы обнаружили удобные для жизни места, где была речка, источники и ручьи, лес и непаханые просторы земли- это самые главные условия...
А почему Здоровец? Также существует несколько предположений о происхождении названия.
Мимо колодца в Здоровце провозили раненого полководца и дали ему попить колодезной воды, это вернуло ему здоровье.
В Здоровце жил помещик и по его фамилии назвали деревню Здоровец.
В селе росли здоровые могучие деревья.
К началу 20-го века в поселении было много деревень,сёл и посёлков, население увеличивалось. Семьи были многодетными, в каждой по 7-8 детей, а то по 10 (абортов не делали  — боялись греха). 3доровец шумел, трудился, бурлил весельем даже при имеющихся трудностях. Шумно проходили праздники: свадьбы по 3 дня и более. Гулянья собирались в престольные праздники: Иван Богослов, Троица, Святки и т.д. Людям всегда хотелось отдыха от тяжёлого крестьянского труда.
В 30-е годы в Здоровце образовался колхоз «Герой Челюскина».
Общими силами работали, учились и отдыхали. Нардом был центром села: это было деревянное  здание (сруб), где размещалось правление, «ликбез», детсад или ясли, позже (в 60-е годы) клуб, где «крутили» кино, когда правление перенесли в деревню Выселки Здоровецкие. В доме жили молодые, только что образовавшиеся семьи. Комсомольцы 30-х годов обсадили нардом клёнами, один сохранился до сих пор и является историческим памятником природы, рядом создан детский стадион «Здоровецкий перекрёсток» (2007г).
В колхозе была конюшня. Было много лошадей, за ними ухаживали конюхи, кормили, гоняли на водопой на речку Ливенку (под Ильином). Ежедневно был слышен топот пробегающего табуна. Лошадь в 60-е годы была главной труженицей: пахать-перепахивать, перевозить грузы. На лошади собирали молоко от частных хозяйств.
Хаты (за редким исключением ) были крыты соломой «под причёс»: брали солому трёхзубыми вилами, начинали снизу — клали эту охапку, прижимали, притаптывали, приглаживали граблями, проходили один ряд вокруг крыши, потом накладывали сверху следующий ряд и так доверху доходили, а солому периодически смачивали, чтобы не лохматилась. Вода стекала вниз по соломинкам — они все направлены были книзу.
В нашей округе было много колхозов. В каждой деревне свой колхоз. Было много бригад, которые делились на звенья, и устраивались соревнования между звеньями. 7 Ноября был великий праздник. Награждали передовиков, а потом устраивали праздник, общий ужин, пекли хлеб, пироги...
Еда была здоровая, хоть и небогатая: каша, лапша, мясо (по этому случаю резали овцу). Сидели за общим столом, угощались, пели революционные песни, танцевали, плясали: был трудовой и душевный подъём. Всё получалось по пословице: «Славно поработали - можно отдохнуть». А ведь работа была трудной всегда, а особенно во время уборки урожая. Вязали снопы по 52 снопа в копне, и вязали по 10-12 копен. Неутомимой труженицей была моя бабушка Евдокия Герасимовна Кожухова. Работала медленно, но без отдыха. Угнаться за ней было невозможно (обычно брались за работу рьяно, шустро, но быстро выдыхались). Копну надо было делать правильно, чтобы дождь не промочил, а иначе вся работа насмарку: снопы колосьями клали вовнутрь, плотно утрамбовывали середину, завершали конусом, и получался скирд. Зерно в нём оставалось сухим. В горячую пору во время жатвы на обед с поля не ходили — далеко (с Трудов и других полей). Повариха готовила в поле густую похлёбку с мясом, ржаной хлеб. Друг перед другом елось вкусно, немного отдыхали и снова за работу. Малые детки были тут же. За ними присматривали 7–10-летние девочки. Это было навроде яслей. Грудничков во время перерыва давали матерям кормить. После жнитвы, поздней осенью или зимой, снопы молотили уже на гумне цепами. После войны появилась «техника» —  сложка. Это тип небольшого тракторишки. Туда закладывали снопы. Они там крутились по барабану. Зерно выбивалось из колосьев. Женщины стояли с мешками, подставляли их под струю зерна, а из другого отверстия вываливалась солома. Её надо было откидывать в сторону и связывать, и грузить на телегу. Естественно, все работающие были в пыли, закрывали рот и нос платком, и долго потом эту пыль откашливали. Солому берегли на корм скоту, на крыши. Все работали за трудодни («палочки»). Старались заработать побольше трудодней, чтобы потом получить на заработанные трудодни соломы или зерна.
Но крестьяне ещё обязательно должны были сдать «в поставку» яйца (75-100 штук), мясо (40кг), молоко (300 литров), шерсть. И всё бесплатно... И жили ведь люди! Веселились, шумели, шутили, энергично работали.
Было много коров: в каждой семье по одной-две. В каждом селе было стадо по 50-60 голов. Стерегли по очереди. Выгоняли стадо на плешину около пруда. Было шумно. Люди встречались, обменивались новостями, острили. Дети приучались к труду: когда родители были на работе. Дети постарше присматривали за домом, хозяйством. И в мыслях не было увильнуть, но удавалось поиграть.
В Здоровце был построен свинарник — большой комплекс из 7 или 8 зданий. Он до сих пор существует.
На реке Ливенке вдоль д.Зубцово, Красово, Гранкино, Смагино, 3доровец было 7 или 8 мельниц. До сих пор цело здание мельницы в д.Костромитино, но здание ветхое, вот-вот обрушится...
Половодье на реке было очень сильным, ледоход был впечатляющим. Заливало луга. Много оставалось плодородного ила, рыбы. Её потом собирали, и здесь потом сажали капусту, огурцы, помидоры, дыни и ещё что-то. В Здоровце было много мастеровых людей. Они клали печи, делали прялки, грабли, плели коробки (для соломы и др.), вязали сети для ловли рыбы, люльки. А у Алексея Алексеевича Митюрёва был стеклорез (в 50-е, 60-е годы это было просто редкостью!). Всё необходимое для жизни люди делали сами: крупорушку, например. Чтобы получить пшено, надо было освободить его от блестящей, плотно покрывающей зерно оболочки.
Была волнобойка (шерстобойка). Шерсть пряли, ткали сукно для пиджаков, зипунов, онучей, вязали носки, чулки, шали, кофты, валяли валенки. Как видим, всё делали для себя сами. Купить было негде и не на что.
Главными постройками до- и послевоенного времени были: хата, амбар, рига. Там хранили навоз, им топили печь. И от навоза тепло сохранялось долго. Хаты были из саманных самодельных кирпичей из глины, соломы, коровяка. Этой смесью набивали ящики, потом переворачивали на землю и они сушились на солнце. Потом из кирпичей строили хату. Кстати, такие хаты были очень тёплыми. Одна такая хата ещё сохранилась в нашем селе.
Туалетов не было. Оправлялись где придётся (за стеночку). Летом было раздолье — каждый кустик приютит....
Царицей в каждой хате была русская печка – кормила. Она обогревала, лечила и т.д. Печка –красавица. За ней всегда ухаживали: белили, вешали занавесочки, в печурках всегда сушилась обувь, варежки, носки и т. д. Печка выгоняла хвори. А я у своей бабушки Лукерьи Ивановны в д.Зубцово на печке играла в куклы, во врачей и  учителей. Было так тепло и уютно!
Корову очень берегли всегда. Кормилица спасла многих людей от смерти во время войны. Она стояла в сенцах, а на ночь её заводили в хату (зимой). Готовить для большой семьи надо было много. Невестки работали по неделям: одну неделю — одна невестка пекла хлеб, вторую неделю она готовила обед, третью неделю — стирала, а потом чередовались. И мужчины всё для хаты делали сами: табуретки, лавки, шкафы, полки и т.д .
Хата была поделена на две части: левая половина, где был Святой угол, большой стол, вокруг  — широкие лавки, на которых можно было и полежать, полка деревянная для посуды, завешенная занавесочкой, печь, шкаф для посуды, пол земляной, веник из полыни. За загородкой лежанка печная (с коника  — на неё) и чулан. Зимой заводили корову, а летом ставили лежанку типа кровати. Вот так и жили. Бедно, но говорят, было весело. Вся жизнь была связана с землёй. Не было заросших бурьяном и брошенных земель. Дорог был каждый клочок. Выращивали в колхозе картофель, капусту, огурцы, свёклу, кок-сагыз. Сеяли  рожь, овёс, пшеницу, горох, просо. Земли не хватало. Поэтому 26 семей, в поисках лучшей доли, в 1938–м году уехали в Сибирь.  
Люди бережно относились к результатам своего труда, берегли каждое зёрнышко. Школьники после уборки собирали потери зерна, гороха.
Сейчас всё изменилось. Корова в деревне — редкость. Лошадь — это вообще раритет. Овец нет. Свиньи ещё есть. Многие дома в селе пустые. Спасибо переселенцы поселяются и приводят в порядок опустевшие дома. Молодым в селе трудно найти работу, поэтому уезжают в поисках своей доли...
В 1903-м году на 4-х гектарах земли (в нескольких метрах от ныне действующей школы) была построена большая двухэтажная Здоровецкая земская школа священником Алексеем Воскресенским. Школа считалась начальной, трёхклассной. В 1905-м году она была преобразована в среднюю. С 1930-го года — семилетняя.  С 1937-го — десятилетка. В 1941-м году во время бомбёжки здание сильно разрушено, сожжены оборудование и наглядные пособия. После войны восстановить здание не представилось возможным. Там размещались механические мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники, кузница. Дети учились в отдельных хатах у сельчан. Потом школа размещалась в приспособленных помещичьих домах в д. Красово до 1978-го года, когда была открыта современная, ныне действующая, Здоровецкая средняя школа.
Начальные школы были почти в каждой деревне, а средняя —  в д. Красово. Активным было пионерское и комсомольское движение. Хорошо помню, как отмечали День пионерии — 19 мая. В этот день уроков не было. Со всех школ собирались в Здоровецком лесу школьники со своими учителями, выстраивались (до 250 учащихся) на поляне. Сдавали рапорта председателю совета дружины, а он  — старшей вожатой, она  — директору школы. Разводили костёр, пели песни, устраивали соревнования. Уставшие, но довольные и счастливые возвращались домой.
Сегодня наша школа —  центр науки и культуры в селе. Здесь учатся дети из Здоровца, Зубцово, Красово, Островка, Смагино, Гранкино, Выселок Здоровецких, Мочил, Воротынска. Всего 100 учащихся. Школа имеет богатый творческий и профессиональный потенциал.  Мы пишем историю школы. Это нужно нашим детям и внукам. Это наш долг. Без прошлого нет настоящего и будущего. И пусть в нашем Здоровце все всегда будет здорово!



написать комментарий