Т. В. Красавкина: «Заработать этим летом смогут немногие ливенские подростки…»

Пятая трудовая четверть этого года отличается от всех предыдущих. Пожалуй, никогда прежде не было такого, чтобы она практически закончилась, не успев начаться. На что можно рассчитывать ливенским мальчишкам и девчонкам, которые все еще не теряют надежды заработать на карманные расходы этим летом, а также о ситуации на рынке труда сегодня мы поговорили с директором Центра занятости населения Татьяной Валентиновной Красавкиной.

24.06.2015   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   445 просм.    Автор: Оксана Стаханова
Новости Ливны -

Вопрос: — Татьяна Валентиновна, какие виды заработков этим летом предлагает Центр занятости населения подросткам?
Ответ: — В этом году специалисты службы занятости наблюдали  в мае- июне рост активности подростков, желающих принять участие во временных работах по сравнению с прошлыми годами. Наверно, недостаточный материальный уровень  доходов большей части населения изменил жизненную позицию подростков. Многие из них стремятся заработать деньги, помочь семье.  Начиная с ранней весны в Центр занятости населения начали обращаться мальчишки и девчонки, желающие работать. В этом году традиционно специалисты Центра занятости разослали письма руководителям ливенских предприятий и организаций с предложением по трудоустройству подростков на летних каникулах. Откликнулись далеко не все. Несколько лет подряд выручает завод силикатных материалов в Коротыше. Туда, кстати, мальчики просятся, потому что и работа есть, и заработать можно. Предприятие смогло трудоустроить 13 подростков, которых они доставляют на работу и с работы домой, обеспечивают питанием. Этим летом хорошо поставлена работа по временной занятости в районе,  сельские ребята работают как в школьных отрядах, так и на предприятиях района. Всем ребятам мы доплачиваем  из регионального бюджета по 850 рублей.
Городские предприятия, такие как «Ливгидромаш», «Автоагрегат», тоже берут на работу подростков, принимают на работу детей своих работников.
Вопрос: — А что касается общественных работ? Что-то не заметно на улицах города трудовых бригад из подростков, которые бы занимались благоустройством, озеленением и так далее, как это было раньше?
Ответ: — Это тоже временная занятость, которая  осуществляется на деньги, выделенные из муниципального бюджета. В этом году из городской казны было выделено только 50 тысяч рублей, это в два раза меньше, чем в прошлом, и в три раза по сравнению со средствами, выделяемыми еще годом ранее. Вычтем из этой суммы обязательные к уплате налоги и можем представить, насколько мала выплата. На нее мы смогли набрать одну смену подростков, которые поработают в течение июня на базе станции юных техников. И это практически все… Если у мальчиков еще остается возможность поработать этим летом на том же кирпичном заводе (в случае, если кто-то из уже работающих подростков уйдет с рабочего места), то девочкам, практически, предложить больше будет нечего.
Вопрос: — Это не может не тревожить… На примере многих ребятишек знаю, как они надеются и стремятся подзаработать летом. Тем более в сегодняшних кризисных обстоятельствах их надежды растут, а вот возможности, увы, падают.
Ответ: — Очень обидно отказывать подросткам. Но, к сожалению, наши сотрудники только проводники между интересами работодателей и соискателей на вакансию. Много детей обращаются к нам летом в возрасте до 14 лет и искренне не понимают, почему его друг, которому уже есть 14, работает, а он, даже если заветный возраст наступает через месяц, не может трудиться. По закону мы не имеем права направлять на работу подростков до 14 лет, а для оформления требуется паспорт, письменное согласие родителей или опекунов, медицинская справка относительно состояния здоровья подростка. И здесь одного желания и готовности трудиться не достаточно. Ситуация такова, что до 14 лет на работу ребенка не берут по закону, после 14 лет, как в этом году, ему мало что можно предложить, в 15 лет они уже не хотят подметать улицы за скромную плату от Центра занятости, в 18 они уходят в армию, а потом просто-напросто уезжают из Ливен в поисках работы в другие города и уже не возвращаются. И в этой связи вопрос к работодателям, которые испытывают кадровый голод, ищут и не могут найти хороших квалифицированных работников: почему не привлечь подростка в коллектив? Ведь выполняя сегодня незатейливую слесарную работу, он привыкает к заводу, проходной, наставникам и с большей долей вероятности в будущем захочет прийти именно туда, где получал первые трудовые навыки. Не так уж и велики финансовые затраты работодателя на оплату труда подростка. Но о будущем, увы, далеко не все задумываются.  
Вопрос: — А что, сегодня есть спрос на рабочую силу?
Ответ: — Он есть всегда. Но в этом году неутешительные прогнозы, которые мы строили в начале года, подтверждаются. В базе данных на сегодня 188 вакансий на почти 500 зарегистрированных безработных. И это несмотря на летний период, когда предложений на работу априори становится больше. Но в этом году вакансий мало, и большинство из них с уровнем зарплаты ниже прожиточного минимума. Желающих занять их не находится по вполне понятным причинам: людям надо оплачивать растущие коммунальные платежи, кормить семьи и прочее. Поэтому многие предпочитают получать пособие и перебиваться случайными заработками. Поэтому растет так называемая неформальная занятость.
Вопрос: — Насколько эта неформальная занятость развита в Ливнах?
Ответ: — О статистике неформальной занятости (трудовых отношений, основанных на устных договоренностях) более подробно знает руководитель комиссии по трудоустройству, созданной при администрации города О.А.Пашенцева. Но поскольку я состою в этой комиссии, то могу сказать, что сам факт ее создания говорит о значительных масштабах распространения заработков без оформления, серых заработных плат. Этим явлением в жизни сейчас заинтересовались на самом высоком уровне, особенно потому, что оно приводит к большим финансовым потерям бюджета от неуплаты налогов, взносов в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, что сильно влияет на экономику в целом.  Могу сказать, что по приблизительным оценкам в Ливнах порядка 2 тысяч людей живут без официального трудоустройства. Понимают ли они, что зарабатывая на калыме сегодня и получая зарплату на руки, они лишают себя стажа и, как следствие, пенсии в старости.  Отсюда и уязвимость работников, вовлеченных в неформальную занятость, так как они не могут отстаивать свои юридические и социальные права.  
Вопрос: — Уже звучат с высоких трибун законодательные инициативы наказывать за тунеядство и другие меры выведения экономики из тени. А может ли изменить ситуацию созданная в Ливнах комиссия?
Ответ: — Деятельность рабочей группы носит рекомендательный характер. Она изучает, в каких секторах экономики: торговле, строительстве, сельском хозяйстве трудовые отношения без трудового договора больше проявляются. Специалисты, входящие в ее состав, выявляют организации и работодателей, использующих труд работников без оформления, и предпочитающих выплачивать зарплату по серым схемам. Минималку — официально, а остальное — в конверте. Руководителя  приглашают на беседу и стараются убедить изменить политику. Проинформировать о требованиях трудового законодательства и об ответственности, которая грозит за их нарушение. А еще порекомендовать проанализировать документацию на своих предприятиях и устранить имеющиеся недоработки.
Разговор на эту тему складывается непросто. Даже в моей практике был случай, когда в Центр занятости обратился индивидуальный предприниматель с просьбой подыскать ему классного и высококвалифицированного специалиста на ответственную должность. Он поведал, что готов платить грамотному специалисту 5 тысяч рублей. И мой вопрос, а разве человек, отвечающий вашим требованиям об уровне образования и стаже работы, пойдет на такую маленькую заработную плату, нисколько не смутил индивидуального предпринимателя. Он смело заявил: «А кто Вам сказал, что я буду платить пять тысяч?» И так будет, думаю, до тех пор, пока есть спрос на подобного рода  предложения.
Вопрос: — Недавно прочитала в областных СМИ о том, что в этому году на Орловщине будет трудоустроено 92 инвалида. В этой цифре и планах на год есть что-то особенное?
Ответ: — Необычного нет ничего. Как и в прошлом году в Ливенском районе трудоустраивается одинаковое количество людей с ограниченными возможностями. Особенность в другом. На учете в службе занятости по безработице стоит всего 14 инвалидов, семь из них будут трудоустроены в этом году по федеральной программе. Но спрос на них минимальный. Мотивация к труду у инвалидов очень низкая, в большинстве случаев из-за серьезности заболевания, программы реабилитации.
Вопрос: — Вот это дисбаланс! На 500 (образно говоря) безработных менее 200 вакансий (опустим их градацию по квалификации и зарплате), а на каждого из 14 зарегистрированных инвалидов едва ли не 10 потенциальных вакансий… Откуда?
Ответ: — Государство, заботясь о гражданах с ограниченными возможностями в плане трудоустройства, скорректировало закон о трудоустройстве инвалидов. Если раньше предприятия с численностью более 100 человек были обязаны создать 4 процента рабочих мест для инвалидов, то с конца прошлого года эта обязанность ложится на предприятия и организации с численностью от 35 человек. Так число вакансий увеличилось. И государство готово субсидировать работодателю создание каждого такого рабочего места. Но не каждое производство и работа в них подходит конкретному инвалиду и его программе реабилитации.



написать комментарий