Игрушки — дело серьезное

В День города в Ливенском краеведческом музее открылась выставка, объединившая работы наших двух замечательных земляков — Олега Леонидовича Якубсона и Натальи Николаевны Фроловой. Название выставки «В каждой избушке — свои игрушки» и «Плешковская глина и ее возможности» связано с возрождением и развитием народного промысла — изделий из плешковской глины. К тому же, плешковская игрушка признана одним из семи чудес города Ливны.

01.07.2015   Общество   0 коммент.   614 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -Плешковская глина ожила в руках О.Л.Якубсона (фото автора).

Плешковская глина ожила в руках О.Л.Якубсона (фото автора).

Новости Ливны -Плешковская глина ожила в руках О.Л.Якубсона (фото автора).

О.Л.Якубсон рассказывает о своих персонажах Г.Н.Львиной (фото автора).

Новости Ливны -Плешковская глина ожила в руках О.Л.Якубсона (фото автора).

Народный мастер России Н.Н.Фролова (фото автора).

И сегодня изумительная плешковская глина радует глаз, а плешковская и чернышинская игрушки «поют» веселыми голосами.
Почетный гражданин города Ливны О.Л. Якубсон, остающийся неутомимым исследователем и ученым, не только возродил ремесло своих предков-гончаров, но и увековечил в авторских скульптурах из плешковской глины множество земляков, прославивших наш край. Художники, краеведы, гончары, философы и ученые, крестьяне —- узнаваемые лица воплотились в глиняных бюстах, вылепленных руками человека, знающего о них больше, чем кто бы то ни был. Кто бы вспомнил сейчас, кто такой был всем известный Афоня из деревни Шебаново? А вот он — Афанасий Шебанов, местный чудак-прорицатель, предсказывавший будущие события. Автор запечатлел его столь узнаваемо, что невозможно оторваться, глядя на едва улыбающееся лицо и взор, устремленный куда-то в иные глубины бытия.
— Плешковская глина — явление уникальное, я располагаю данными о ее физических и химических свойствах, и таких месторождений крайне мало: в Подмосковье, в Тюрингии и еще в нескольких местах на Западе. Глина пластичная, очень огнеупорная, в ней много металлов — железо иногда придает ей красный цвет, а блестки — вовсе не слюда, а редкий металл меллит. Мои предки были гончарами, жили в трудное время, и изделия из глины приносили семье скромный доход, — рассказал Якубсон.
Гончаров раскулачивали, заставляли идти работать в колхоз, но они не бросали свое дело, за что и пострадали. С приходом советской власти гончарное дело было на грани вымирания, большая часть колхозников уезжали на заработки в Донбасс, Горловку, Енакиево и оседали там. А промысел плешковской игрушки едва теплился, благодаря лишь нескольким жителям. Тогда мама Олега Леонидовича, не давая угаснуть доброму делу, пригласила народных мастериц-игрушечниц Александру Михайловну Иванилову и Ольгу Даниловну Малютину в художественную школу с «мастер-классом», как сейчас говорится. И связь времен не прервалась. Из художественной школы, благодаря другим энтузиастам, плешковская игрушка шагнула в другую жизнь.
Интересные истории услышали посетители выставки. Например, о том, как строители, возводящие детский сад в Заливенке, пригласили Якубсона посмотреть, что такое они нашли в вырытом котловане. Оказалось, это были три уникальные печи 12 века, прекрасно сохранившиеся.
— Тогда не было у меня фотоаппарата, стройка подгоняла. Я сделал все обмеры печей и отдал в музей, но, к сожалению, вся информация оказалась утеряна.
Последний мастер-гончар приехал в наш край из Москвы—доживать свой век. Но пагубная страсть свела его в могилу раньше времени, а гончарный круг пропал. Совершенно случайно обнаружил его Олег Леонидович в музее Введенской школы, начал на нем работать, восхищаясь свойствами плешковской глины — оказалось, из нее можно делать все: и посуду, и кирпич, и игрушки, и трубы. Кстати, практически все сделанные игрушки Якубсон отдал православному благотворительному центру. А потом Олег Леонидович сам смастерил свой гончарный круг и обжигную печь.
Первые гончары теперь запечатлены в глиняной скульптуре, первые игрушечницы и мастера. По редчайшим фотографиям автор сделал барельеф-картину деревенских семей 1920-х годов из Плешково, в общем, зримые памятники эпохи.
— Я никогда не учился гончарному делу, но видимо, оно в крови, — говорит Олег Леонидович. И его работы столь же уникальны, как и личность самого автора, любимого многими ливенцами педагога, ученого и художника.
С того момента, как мастерицы-игрушечницы из Плешково передали свое мастерство педагогам и детям из художественной школы, увлеклась этим промыслом преподаватель «художки» Наталья Николаевна Фролова.
Наталья Николаевна в 80-е, работала в Детской художественной школе, идея возрождения народных промыслов уже тогда овладела ею.
— Как-то к нам в школу заехали москвичи, и один журналист сказал: «А чем ваши Ливны знамениты? Только плешковской игрушкой и гармошкой-ливенкой!» И тогда мы поехали к А. М. Иваниловой учиться у нее мастерству. Когда мы сделали своих первых петушков, у меня он засвистел у одной, и я до сих пор храню его как символ этого начала возрождения.
Очень помогло в этом ее искусствоведческое образование, кроме художественного. Она посетила все крупные музеи и архивы. Случайно натолкнулась на упоминание о «похороненном» в 30-е - 40-е годы прошлого века народном промысле — чернышенской игрушке. И тоже вызвала его к жизни.
— С моими ливенскими учениками мы на автобусе поехали в Новосиль, и первый человек, которого мы встретили, была та самая бабушка, единственная мастерица чернышенской игрушки — Анна Харитоновна Афанасьева. Никто из искусствоведов ее не нашел, а мы нашли. Промысел — это особая технология, символы, знаки, этому надо тоже учиться. Очень хочется, чтобы в Ливнах появились мастера нашей ливенской игрушки.
Наталья Николаевна — народный мастер России, первый в Орловской области, член Союза художников Российской Федерации,лауреат Национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства «Русская галерея 21 век».
Эта выставка – пятая, юбилейная для автора.
Крайне интересны стенды со старыми фотографиями и альбомами, где виден долгий нелегкий путь художника и пропагандиста Н.Н. Фроловой, и фотографии, где уже народный мастер на различных крупных фольклорных фестивалях и ярмарках.
Зинаида Дементьевна Алдобаева увидела на фотографиях своих сыновей.
— Ой, надо же, тогда изостудия размещалась при заводе «Автоагрегат», у них там были печки для обжига глины. Дети с удовольствием занимались в изостудии, а сейчас моя внучка тоже ходит в художественную школу.
Посетитель выставки Анатолий Алексеевич Бородин родом из с. Троицкое, сегодня живет в Подмосковье, фотохудожник. Он вспоминает, как в детстве по деревням проходили старьевщики (их называли «товарники») и в обмен на тряпье давали плешковские свистульки детям.
Накануне в музее побывала группа палеонтологов из Москвы, регулярно приезжающая работать в Ливны. Руководитель группы О. А. Лебедев, известный ученый и хороший знакомый О. Л. Якубсона, обратил внимание на одну женскую однорукую статуэтку. По словам ученого, она может принадлежит к крито-микенской культуре, подобные сегодня находят по всему миру. Возможно и то, что плешковская игрушка — часть общей мировой культуры. И многие исследования еще впереди!
Это подтверждает и директор Детской художественной школы Е.М. Сапрыкина. Она рассказала, что сегодня в школе существует целая учебная программа «Лепка. Плешковская ирушка», 440 учеников каждый год ее изучают.
Более того — школа подала заявку на соискание Президентского гранта по возрождению народного гончарного промысла (а именно — игрушки) в Ливенском крае. Возможно, вскоре ученики художественной школы будут сидеть за гончарными кругами и создавать уникальные произведения искусства, прославляя землю родного края.



написать комментарий