«Любовью дорожить умейте!»

Много веков назад Россия была раздроблена на мелкие княжества, которые между собою вели войны, что ослабляло силу русского народа.

08.07.2015   Общество   0 коммент.   670 просм.    Автор: Мария Андреевна Викторова, ветеран педагогического труда, д. Викторовка.
Новости Ливны -Молодожёны Калинин Николай Николаевич и Калинина Надежда Дмитриевна (фото из личного архива М.А.Викторовой).

Молодожёны Калинин Николай Николаевич и Калинина Надежда Дмитриевна (фото из личного архива М.А.Викторовой).

Во главе Муромского княжества был молодой князь Петр. Он заболел неизлечимой болезнью - проказой. Никто и нигде не мог его вылечить. Наконец, ему указали девушку из простого народа, дочь пчеловода из глухой лесной деревни. Князь поехал туда. Девушка Феврония охотно согласилась вылечить князя. Она его лечила самозабвенно, отдавая все силы, умения, время, забывая себя. Князь почувствовал себя лучше, зауважал девушку. Она ему становилась дороже и ближе. Феврония отвечала ему взаимностью, и между ними промелькнула искра любви, которая разгоралась, пламенела и превратилась в горячую любовь.
Выздоровевший князь вернулся в Муром не один, а с княгиней Февронией. Муромская знать не приняла девушку из простого народа княгиней, а Петру предложила выбор — либо княжество, либо Феврония. Князь оставил княжество и уехал с любимой. Но над Муромом нависла беда: засуха, град, мор. Жители приняли это за наказание и пригласили Петра княжить. Жили Петр и Феврония долго в мире, согласии, любви. Умерли в один день, похоронены в одном гробу.
Этот день 8 июля объявлен Днем праздника любви, солидарности. Символом этого праздника являются полевые цветы ромашки.
Мне хочется рассказать о похожей на муромскую семью, семью калининскую. На противоположных берегах нашей реки Сосны раскинулись у самой воды улицы: села Калинино — на левом, а деревни Костомаровки — на правом. В с. Калинино в доме на берегу жил мальчик Коля, в доме у самой воды Костомаровки жила девочка Надя. Дома их были почти напротив. Посреди реки остров, половина его песчаная, а половина поросла ивняком, травой. Это место, как пляж. Раньше там летом бывало множество как детей, так и взрослых. Дети калининские и костомаровские купались, плавали, загорали вместе. Потом дети пришли учиться в нашу Калининскую школу. Надя двумя годами моложе  Коли. Ничем не  отличались  они  от других детей.  Только  уж  очень застенчивые и скромные были. Коля, например, никогда не поднимал руку, чтобы ответить на вопрос, поставленный учителем классу. Спросят — ответит, не спросят — сидит молча и слушает. Дисциплина отличная.
Надя, тоненькая стройная тростиночка, не богато, но скромно со вкусом одета. Школьная форма всегда выглажена, черный с кружевом фартук в рабочие дни и белый — в праздник, коричневый бант на голове по будням, белый — в праздник. Шли годы. Незаметно дети повзрослели.
Давно Коля заметил эту стройную по-своему красивую девочку, молчаливую и тихую. В 7 классе какое-то непонятное чувство родилось в его душе. Ему хотелось чаще видеть её, знать, чем она интересуется, слышать её голос, чаще стал смотреть на правый берег, на дом Нади. Но он боялся встречи с нею, посмотреть ей в глаза. Он даже не знал цвет её глаз. Что-то непонятное с ними происходит. Ему не спалось, дурманил аромат цветущих деревьев, особенно сирень, в которой утопает село, раздавались раскаты и трели соловья — все казалось в розовом цвете, ему хотелось обнять весь мир, а перед глазами все стояла тоненькая девочка - подросток, и он понял: пришла любовь. Но он молчал. Шли годы. Окончена Калининская школа. Надя потом закончила Ливенское медицинское училище и стала заведующей медицинским пунктом д. Петровки. Коля - механизатор широкого профиля.
Любовь долго таилась. Наконец, выплеснулась. Николай предложил Наде стать его женой. Она согласилась. О, счастье-то какое! Назначен день свадьбы. На невесту надели свадебное платье, на голову прикрепили фату, украшенную цветами. Коля в новом черном костюме с белым цветком в кармане. Он никогда не обращал внимания на других девушек, с детства видел только одну, заветную богиню. Богатая веселая свадьба. Первая брачная ночь.  
В настоящее время все чаще стали называть первой брачной ночью после жизни в каком-то гражданском браке, успев поссориться, помириться, а то и совсем разойтись, иногда имея детей и не только общих, но и сводных. Какая это первая брачная ночь? Иногда натягивают подвенечное платье на большой живот беременной невесты. А потом разводы, некрепкие семьи. Почему люди не понимают, что во втором браке не найдешь того, что нашел в первом, в третьем, не найдешь того, что нашел в первом и втором.  
У Николая и Надежды брак крепко сшит нитями любви. Сначала фермеру было трудно. Не было сельскохозяйственной техники, солярка и удобрение дороже хлеба. Не хватало рабочих рук. Но, влюбленный в землю, Николай все силы отдавал любимому делу. Постепенно появились комбайн, трактор, сеялка, ангар, мельница. Родились две дочери — старшая Татьяна, младшая Зоя. Счастья в семье через край. О девочках заботились одинаково оба. Например, к новогоднему празднику все вчетвером готовили новогодние костюмы. Мне запомнились костюмы «вишня со спелыми ягодами» и «вишня — цветущее деревце».
Платья сплошь украшены: одно цветами, другое — ягодами, на голове веночки из вишневых цветов и ягод.
Летели годы. Девочки выросли, вышли замуж. Родились внуки. Радостно отец и мать встречают родимых, которые часто ездят в любимый уголок природы в с. Калинино, где большой сад, деревья, река и незабываемый остров. Счастье, забота друг о друге, согласие, достаток наполнили ухоженный руками Нади дом. Но вдруг над ними нависла беда: заболела Надя и за полгода «сгорела». Где только не был с нею Коля, но смерть неумолима. Опустел дом, когда-то наполненный шумом внуков, веселым смехом. Николай похудел, почернел, осунулся. Горе отняло радость, согнуло его. Не хотелось жить.
Было ей 57 лет, Коле — 59. Почти каждый день ходит он на кладбище (оно близко в родном селе). Подолгу стоит он с обнаженной головой около могилы. С памятника смотрит на него Надя. Глаза её говорят: «Спасибо за память, спасибо за любовь, за счастье, за нежность, за преданность. Спасибо за дочек».
А он шепчет со слезами на глазах: «Прости, родная, любимая навеки, что не смог спасти тебя, не уберёг, что остался жить на этой грешной земле!
Опять пришла весна. Но я уже не чувствую запаха цветов, невесело поёт соловей, тоскует кукушка, отсчитывая кому-то годы, плачет горлинка, и остров стал каким-то неласковым, хмурым, и лодку нашу унесло течением реки».
Ночь окутывает землю темнотой. Уже не виден крест, памятник, холмик земли. Он хочет идти. Но ему показалось, что он слышит слова, произнесённые родным голосом: «Не уходи, побудь со мною!» И он еще долго стоит около могилы, потом идёт домой. Дома его никто не встречает. Он ходит по комнатам большого дома, обставленного со вкусом руками Нади: ковры, мебель, шторы, обои, картины — все вешала, украшала, делала Надя. Коля ищет подругу, но её нет, её не будет никогда. Он заходит в спальню, садится на холодную постель с одной подушкой, сжимает голову двумя руками, и мрачные мысли теснят его голову. Что делать? Как жить? Умереть бы? Но дети. Кто им поможет, кому они нужны? Наконец, он лёг. Тревожный сон сомкнул его глаза. Но и во сне он видит опять свою незабудку: то она девчонкой играет со своими подружками, то она стоит над рекой в подвенечном платье, то работает в огороде или палисаднике, то плывут вдвоем в лодке (он её каждый день утром и вечером перевозил на другой берег реки Сосны на работу).
У близких людей и родственников Николай открывает истерзанную душу, и слёзы наполняют его глаза. На совет жениться он говорит, что делит всех женщин на 2 части: Надя и все остальные. Я сказала: «Коля, мальчик мой, я учила тебя великому русскому языку 5 лет, любила тебя за трудолюбие, за любовь к природе, к литературе. У нас с тобой одна судьба. Муж мой умер в 59 лет, оставив меня вдовой 55-ти лет. Долго я плакала, искала его. Меня спасла работа. На уроке забываешь, что зуб болит. И вот живу 30 лет. Знаешь, время лечит. Сколько было после войны ран на земле: окопы, блиндажи, зенитные установки. Всё заровняла земля. Конечно, шрамы и рубцы в сердце останутся, но кровоточить так они не будут.
Пройдут годы. Будешь работать: пахать землю, удобрять, сеять, убирать. Трудолюбие , чему тебя научил твой замечательный отец Николай Лаврентьевич, спасет тебя. Спасут тебя от отчаяния твои дети и внуки, успехам которых ты будешь радоваться».
Если бы в нашей стране были все такие семьи, как бы крепка и сильна была наша Россия!



написать комментарий