Золотой песок реки Сосны

В течение нескольких лет житель деревни Викторовки незаконно добывает песок и гравий из реки Сосны.

15.07.2015   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   1188 просм.    Автор: Людмила Владимирова
Новости Ливны -Вот этот экскаватор роет песок со дна Сосны (фото автора).

Вот этот экскаватор роет песок со дна Сосны (фото автора).

Новости Ливны -Вот этот экскаватор роет песок со дна Сосны (фото автора).

Новая отмель на берегу появилась год назад (фото автора).

Новости Ливны -Вот этот экскаватор роет песок со дна Сосны (фото автора).

Сосна постепенно становится уже (фото автора).

— Вот тут я на прошлой неделе чуть не по плечи ушел в воду, — показывает  ливенец Сергей Жихарев на  спокойно текущую воду неподалеку от берега. — Тут всегда брод был, а теперь ямы. Это все Николая Яхонтова работа.
Место на Сосне, которое захотел показать мне Жихарев, расположено на окраине деревни Викторовки. Сам Жихарев живет в Ливнах, в деревню приезжает на отдых, но как всякому деревенскому жителю ему дороги эти места. Как-никак память детства, любимое место отдыха. Мальчишкой он исходил и излазил все окрестности, знал и знает каждую тропинку, а дно Сосны, протекающей около Викторовки, было знакомо ему, как половицы родного дома. И изменения донного рельефа, появившиеся в последнее время на реке и около неё вызывают самое горячее возмущение у мужчины. И не у него одного.
— Последнее время на реке появились отмели, которых раньше никогда не было, — рассказывает жительница Викторовки, не пожелавшая назвать своего имени. — Река ощутимо мелеет. Мы не узнаем свою Сосну. Там, где были броды, появляются ямы. А там,  где было глубоко, обнажается дно.
Правота её слов видна невооруженным глазом. По обеим берегам реки обнажились галечные отмели, которых не было раньше. Местные жители уверены, что это результат деятельности местного жителя Николая Ивановича Яхонтова. Яхонтов в течение нескольких лет  извлекает со дна реки песчано гравийную смесь и поставляет её каким-то потребителям. Причем делает это совершенно варварским способом. Загоняет в реку экскаватор и машину, ковш вычерпывает со дна реки песок и грузит в машину. Затем песок вывозится в неизвестном направлении.
На месте работы этой импровизированной землечерпалки остается яма. А техника перемещается вдоль по реке и начинает скоблить дно в другом месте.
Местные жители, конечно, не специалисты в гидрологии. Однако, им известно то, что отлично известно всем, кто интересуется природой: обмеление равнинных рек  центральной полосы связано не только с вырубкой лесов по их и распашкой водоохранных земель, но и хищнической добычей донного песка и гравия. Ямы , которые возникают на месте выработки, заполняются водой. А общий уровень воды падает, река мелеет.  А вместе с обмелением изменяется вся экологическая система по её берегам.
— В прошлом году уровень Сосны очень сильно упал, — рассказывает Сергей Жихарев. — И вместе с ним ушла вода из колодцев, которые были выкопаны на улице, ближайшей к Сосне.  Хозяевам пришлось их чистить и углублять.
В нынешнем году жители Викторовки с тревогой смотрят в сторону реки. Что будет летом? Вдруг вода опять уйдет, что тогда делать?  
И все эти несчастья викторовцы связывают с деятельностью Н. И. Жихарева. Говорят, что пытались его усовестить, но он даже не пожелал разговаривать с односельчанами. Тогда обратились к главе сельского поселения А.И. Головину. Но тот тоже не дал им никакого ответа.
— Просто не стал с нами разговаривать, — с обидой говорят они. — Молчит и все. Он даже не объясняет, имеет ли право Николай Яхонтов всем этим заниматься.
Районная администрация, к которой обратился журналист, посвященный викторовцами в их проблему, от проблемы отмахнулась.
— Мы не имеем никакого отношения к реке, — объяснил свою позицию первый заместитель главы Ливенской районной администрации Алексей Иванович Кожухов. — Река находится в федеральном подчинении. Вот пусть федеральные органы и разбираются с тем, что на ней происходит.
Правда, Алексей Иванович добавил, что вплоть до нашего звонка о бедах деревни Викторовки и проблемах реки Сосны он не имел никакого понятия, никто из селян с жалобами в районную администрацию не обращался.
Конечно, распоряжаться водными ресурсами местная администрация, и тем более поселенческая администрация, не имеет права. Но за добычей полезных ископаемых обязана наблюдать. Есть в Орле такая организация — Служба недропользования Орловской области. Она выдает жителям Орловщины лицензии на добычу полезных ископаемых: песка, глины, камня и т. д. Песок и гравий относятся к полезным ископаемым. На то, чтобы извлекать со дна реки, требуется лицензия. Не так уж трудно поднять телефонную трубку, позвонить в Орел и проверить законность действий индивидуального предпринимателя.
Увы, за те несколько лет,  за которые Н.И. Яхонтов добывает песок, у А.И. Головина не хватило времени, а, может быть, и желания это сделать. Ну что ж, редакция сделала это за него.
— Мы не выдавали жителю деревни Викторовки Николаю Ивановичу Яхонотову лицензии на добычу песка из реки Сосны, — ответили нам  в Службе. — Добывать песок может только одна организация в Орловской области ООО «Стройинвест». Их земснаряд базируется у деревни Суслово. Все остальные — самозванцы, деятельность которых нужно пресекать.
И добавили, что для получения лицензии индивидуальному предпринимателю нужно иметь специальную технику и специально обученных людей. Экскаватор к этой специальной технике не имеет никакого отношения.  А уж если соблюдать закон в полном объеме, то добыче песка должны предшествовать геологические разыскания и заключение  экологических служб.
Неужели нельзя было выяснить это без вмешательства газеты?
И к правоохранительным организациям Ливен тоже есть большие претензии. Их высказывают рыбаки – любители, наблюдающие за процессом пескодобычи.
— Когда я приезжаю на рыбалку, закон требует от меня, чтобы я ставил машину не ближе 50 метров от берега реки, — говорил один такой рыбак. — А тут прямо в реке полощется тяжелая техника, с неё прямо в воду текут и масло, и бензин, и грязь. И никому до этого дела нет.
Так же не было никакого дела муниципалитетам Брянской области к выкачке песка из реки Снежеть. Вот и наступила там в сентябре 2014 года экологическая катастрофа. Пойма реки стала превращаться в болото, из колодцев близлежащих деревень ушла вода. Впору поставить на берегу памятную табличку «Здесь была река Снежеть».
Фотографии умирающей Снежети до боли напоминают виды сегодняшней Сосны. Те же заросшие травой островки в центре реки, самом стрежне течения, те же обнажившиеся галечные косы на берегах, тот же камыш, выступающий из воды. Теперь администрация Брянской области только руками разводит. Никто не знает, как спасти реку. Будем дожидаться того же, сидя на берегу Сосны?
Я вполне понимаю Николая  Яхонотова. Выяснил человек, что до реки никому из местной администрации нет дела. Она федеральная. Федеральное для него, наверное, все  равно что ничье. А добыча и продажа песка — дело выгодное. Вот и взялся разрабатывать золотую жилу.
Но я не понимаю поселенческую администрацию, полицию,  все и всяческие «надзоры», которые в течение нескольких лет не обращают никакого внимания на его деятельность. Уверена, каждый местный чиновник в своих публичных речах клятвенно заверяет сограждан в любви к родному краю, к его лесам, речкам, полям и прочей природе. А на деле не желает палец о палец ударить , чтобы спасти природу родного края от расхищения и гибели. Это, видите ли, в их «обязанности не входит»?
Состояние ливенских рек давно тревожит ливенцев. Их загрязнение, их обмеление пугает людей. Но пригласить специалистов-гидрологов для того, чтобы найти причину и выработать стратегию спасения наших водоемов некому.



написать комментарий