«Не дай мне Бог сойти с ума...»

Что делать людям, которые оказались соседями психически больного человека?

12.08.2015   Общество   0 коммент.   1023 просм.    Автор: Людмила Владимирова
Новости Ливны -Вот что вывалилось из раскрытой двери квартиры бабы Маши.

Вот что вывалилось из раскрытой двери квартиры бабы Маши.

Новости Ливны -Вот что вывалилось из раскрытой двери квартиры бабы Маши.

«Припасы» бабушки Маши.

На прошлой неделе  спасатели из МЧС спасали бабушку Машу, жительницу дома № 49 по улице Горького. Старушка не могла сама  выбраться из квартиры, хотя ключи были у неё в руках. Пробраться к двери было невозможно, вся квартира была завалена хламом – старыми вещами, картонными коробками, строительными отходами, которые восьмидесятишестилетняя баба Маша собирала на окрестных помойках.
По рассказам ближайших соседей пожилой женщины, страсть к накоплению мусора возникла у Марии Ивановны не менее десяти лет назад. А некоторые говорят, что даже раньше — сразу после смерти сына, который жил с ней в одной квартире. Он был единственным близким родственником Марии Ивановны. Мать и сын переехали в Ливны с Урала, и родни в нашем городе у них не было. Несчастье так подействовало на бабу Машу, что в её поведении появились странности.
– Она захотела уехать обратно на Урал, и все время собиралась в дорогу, – вспоминает одна из соседок. – Собирала и приносила в квартиру картонные коробки из- под продуктов, которые выбрасывали продавцы соседнего магазина. И укладывала в них документы, белье и прочее.
Дальше — больше. В коробки отправлялись пластиковые бутылки, из которых бабушка пила молоко, старые газеты, строительные отходы, подобранные на свалке и т. д. Потом баба Маша перестала пользоваться газом и водопроводом, мыть и проветривать квартиру. Дрянь, собранная на свалке, гнила в коробках, и вонь от неё выползала на лестничную клетку и отравляла соседей.
– Упаси Бог зимой задержаться на площадке, завозиться с ключом, – говорит ближайшая соседка бабы Маши В.Д. Говорова. – Сразу же возникают рвотные позывы. Да и от самой бабушки несет так, что я пробегаю мимо неё, зажимая рот и нос от невыносимого запаха.
Валерия Дмитриевна живет через стенку от  старушки. Она первая  услышала стук, доносящийся из её квартиры и крики о помощи. Позвала других соседей, вызвали скорую, затем МЧС. Бабушку спасли, коридор квартиры вычистили. Но надолго ли?
– Я не имею ничего против бабы Маши, – говорит В.Д. Говорова. – Понимаю, что она очень несчастный и одинокий человек, что перенесла много горя, потеряла сыновей. Но ведь я тоже человек и мне хочется жить нормально, без грязи и вони. Нужно что-- то сделать, чтобы все это прекратилось.
Жильцы дома не первый год ломают голову над «проблемой бабы Маши». Хотели устроить старушку в Дом ветеранов. Но без согласия бабы Маши этого сделать нельзя, а она наотрез отказывается. Хотели пригласить социального работника. Но за эту услугу надо платить, а старая женщина ни за что не соглашается расстаться с частью своей пенсии. Отправить в больницу? Так и этого без согласия бабы Маши не сделаешь.
Впрочем, баба Маша с её вонью и тараканами — это еще «щадящий вариант». Отклонения  её носят вполне мирный характер. А вот жильцам дома на улице Маяковского приходится куда хуже. У них в соседях живет «человек со справкой» – инвалид по психическому заболеванию, назовём его Александр. Четыре семьи, проживающие рядом с ним, недавно принесли в редакцию копию коллективной жалобы в полицию. Они пишут, что в периоды обострения своего заболевания Александр становится совершенно неадекватным.
В 2, 3 часа ночи может жечь костры на улице перед домом, угрожая сжечь и сам дом, подбрасывает пакетики с неясным содержимым и надписью «спайс» в беседку к соседям, писал письма сексуального содержания несовершеннолетней соседке, угрожал изнасиловать другую соседку, оскорблял всех и вся. Более всего соседей пугают его угрозы: «Всех зарежу!» Неизвестно ведь, что придет в его больную голову, а бытовой, кухонный нож у безумца всегда под рукой. Недавно он порезал шины на детском велосипеде, принадлежащем внучке одного из соседей. Ничто не помешает ему в следующий раз порезать человека.
—  Неоднократно вызывали полицию, обращались к участковому, — пишут в своей жалобе соседи. — Но нам ответили, что заявление рассмотрено, с соседом «проведена профилактическая беседа о недопустимости противоправного поведения в будущем»  и все.
Заявлений жителей дома с улицы Маяковского у  старшего участкового уполномоченного МО МВД РФ «Ливенский» С.А. Шахова скопилась целая пачка. Все зарегистрированы, снабжены ответами, и  ото всех нет никакого толка. Полицейские обращались в ЦРБ с ходатайством о принудительной госпитализации  больного Александра Н. в Орловский психдиспансер. Но получили отказ.  
Несколько месяцев назад в редакцию позвонили жильцы одного из домов  с улицы Пушкина. И слезно просили избавить их от соседа – алкоголика, превратившего свою квартиру в притон. Когда мужчина допивается до белой горячки, он становится просто опасен,  оскорбляет всех, угрожает убийством, гоняется за людьми с самыми агрессивными намерениями.
– Помогите его выселить, — просил женский голос в телефоне. — Сами мы не справляемся.
Но редакция выселениями не занимается. Пришлось посоветовать незнакомой женщине обратиться в суд,
Никто не ведет статистики таких случаев, поэтому мы не можем сказать, сколько «бабушек Маш», «больных Александров» и прочих неадекватных граждан проживает в городе, отравляя жизнь нормальных людей просто своим существованием. Они не виноваты в том, что больны. И они опасны потому, что больны.
Пять лет назад молодой мужчина, потерявший разум после автомобильной аварии, приехал из психдиспансера и затеял драку с соседом. Почему-то ему пришло в голову, что именно этот сосед на своей машине «подрезал» его «Ниву», и из—за него он слетел с дороги и врубился в дерево. Больной живет по–прежнему. А сосед больше на машине не ездит и нигде не работает —  в результате жестокого избиения он стал инвалидом.
«Не дай мне Бог сойти с ума,
Уж лучше посох и сума, уж лучше труд и глад» — писал в 19 веке А.С. Пушкин. И пояснял, почему он так боится безумия:
«Сойдешь с ума  и станешь страшен, как чума,
Тотчас тебя запрут. Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку, как зверка, дразнить тебя придут».
Так общество избавлялось от сумасшедших в полтора века  назад. Жестоко, бесчеловечно? Да. Не менее ста лет шла борьба за улучшение положения больных психическими болезнями. И вот цель достигнута. Но почему-то теперь «зверками», которых дразнят больные, стали нормальные люди? И можно ли что-то сделать для них?

 

Комментарий врача-психиатра Т.Х. Назаровой

По поводу изложенных в статье случаев могу сказать, что женщина, которую автор называет «бабушка Маша» страдает старческим склерозом. Мозг, отмирая, создает причудливые фантазии и неестественные потребности, вроде стремления собирать всякую рухлядь. Такие люди неопасны, но они неизлечимы. Бабушке нужен хороший опекун, который будет кормить её, мыть, следить за тем, чтобы она не приносила всякую дрянь в квартиру.
Постоянное внимание требуется и «больному  Александру». Он должен ежедневно принимать лекарства. Пока была жива его мама, она следила за этим, и поведение больного не вызывало таких упреков и претензий. Но его нынешняя сожительница не понимает тяжести его состояния, не настаивает на приеме лекарств, и болезнь принимает все более тяжелые формы.
Общая проблема этих двух людей в том, что они, по сути, совершенно одиноки. И исправить это никак нельзя. Многим кажется, что отправить этих людей в специализированную больницу – это решение проблемы. Но в больнице нельзя находиться до бесконечности, это не специнтернат, которые существуют на Западе. Их подлечат и отправят домой, койки нужны другим больным.
К тому же закон о психиатрии  запрещает госпитализировать таких больных без их согласия. Они же признаны дееспособными. И закон охраняет их права.

 

Комментарий юриста Александра Ладыгина, юридическое бюро «Ваше право»

Закон стоит на стороне психически больного человека, даже если он доводит окружающих до точки кипения. И даже если сосед набросится на вас с ножом, то есть совершит преступление, то и в этом случае его только отправят на принудительное лечение, которое будет продолжаться «до улучшения его состояния», а уголовное дело возбуждать не будут.
Чтобы предупредить такой скверный случай, соседи Александра хотят отправить его на принудительное лечение. Это возможно, но достаточно сложно. Решение о принудительной госпитализации принимает суд. Придется запастись терпением и большим количеством разнообразных бумаг. Собрав кучу доказательств, подтверждающих факты правонарушения соседа, можно смело обращаться в правоохранительные органы. В качестве подтверждающих документов могут быть акты, подписанные сотрудниками  управляющих компаний, о  регулярных потопах и грязи, мусоре, испорченных дверях и поврежденном имуществе, выписки из полицейских журналов о происшествиях, заявления и жалобы соседей. На основе всего этого можно назначить расследование. Результаты расследования передаются в суд, который назначает судебно - психиатрическую экспертизу и человек может быть признан невменяемым и недееспособным. Вот тогда возможна принудительная госпитализация по решению суда.
А уж если и тут ничего не получится... Тогда единственный совет – придется сменить квартиру, чтобы избавиться от кошмарного соседа.



написать комментарий