Не подскажете, как проехать в Новинку?

Деревня из двух домов отрезана от внешнего мира. Четверо ее жителей живут, тесно слившись с природой — топят печь дровами, пьют из родника. Если бы не звонок одного из наших читателей, может, никто бы и не узнал, как живется им в 21 веке.

19.08.2015   Общество   0 коммент.   596 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -В. М. Полунина (фото автора).

В. М. Полунина (фото автора).

Новости Ливны -В. М. Полунина (фото автора).

Свежая насыпь между Новинками и Сторожевой (фото автора).

Новости Ливны -В. М. Полунина (фото автора).

Старый колодец служит людям до сих пор (фото автора).

Звонивший в редакцию представился Сергеем и рассказал, что жители деревни Новинки (ударение на первом слоге) оказались в бедственном положении: деревня отрезана двумя разрушенными плотинами от «большой земли». Мы поехали своими глазами посмотреть, что да как.
35 километров от Ливен, из них половину по пыльной грунтовой дороге. Сначала нужно доехать до села Острова, потом долгонько — до деревни Прилепы, от нее — до Сторожевой, а там уж и Новинки.
К Новинкам проезжали по свеженасыпанной земляной плотине через широкий ручей в овраге. Но положение это не спасет — ясно, что плотину размоет от первого хорошего дождя.
Об этом сказали и встречающие нас тоже Сергей и Галина, колоритная пара, но именно благодаря им выживают две старушки.
Сергею и Галине за сорок, они из этих мест, специальности  когда-то имели интересные, даже престижные. Но судьба свела их в Новинках, наверное для того, чтобы продлить жизнь двум пожилым женщинам.
Одна из них, Валентина Михайловна Полунина, крестная мать Сергея.
— Здравствуйте! Еле добрались до Вас! Как Вас зовут?
—Бабка! — пошутила от радости видеть приезжих Валентина Михайловна.
Однако, в прошлом «бабка» работала в колхозе «Строитель», — возила корм и зерно, вязала снопы, скирдовала солому, косила и пахала, пасла скотину.
— Раньше у нас было много домов, а сейчас многие умерли, остальные уехали, последние дома сгорели в пожарах. Да разве это одна беда — плотина? Газ всем провели, а нам нет. Воды нет. Мне 85 лет, я хожу с четырехлитровым бидоном за водой на родник, сама с палкой, один глаз не видит. Раз как-то переходила через овраг, берег осыпался, я и полетела вниз, — жалуется Валентина Михайловна.
Она с горечью вспоминает, как в позапрошлом году хотела повидаться с главой поселения. Самого его не оказалось, а сотрудница правления обошлась неприветливо, практически выпроводив пожилую женщину восвояси.
У Валентины Михайловны есть дети и внуки, они приезжают помогать ей. Но в город она категорически не хочет ехать — наши бабушки очень привязаны к своей земле. Уж если только занедужит, то тогда может быть…
Чуть подальше дом, где живет Сергей с Галиной и его мать, Любовь Сергеевна Марахова.
— Она женщина своеобразная, — улыбается Сергей, — все к губернатору собирается. За ней глаз да глаз — а то убежать далеко может, она женщина активная.
Любови Сергеевне сегодня 76, она тоже работала в колхозе, свинаркой. Жили в бедности, как и все  тогда в деревнях. Супруга уж как восемь лет нет в живых. Но она не теряет присутствия духа и жаждет общения. При виде пришлого человека, да еще корреспондента, подбоченивается, начинает юморить и обижается, когда мы спускаемся к роднику, а ее просим подождать — дорожка неблизкая да крутая.
Когда-то давно сделанный колодец поил всю деревню и скотину, сохранился и до сих пор. Здесь новинцы берут воду для питья и приготовления еды, здесь же на мостках Галина стирает и полощет в ручье белье. Сергей вспоминает, как в снежные зимы ходит на родник с лопатой: не успел набрать воды, а обратную дорогу уже замело.
Еще один родник спускается от дома Полуниной и тоже не близко, только колодец более глубокий, и вода там погрязнее. Может, потому, что у ручья живут бобры — обтесанные ими «карандаши» стволов повсюду. А дорожку к колодцу недавно прокосил сын.
Газ бабушки используют баллонный, но если нет плотины, как его привезти?
— Когда наши бабки идут за хлебом, который два раза в неделю привозят в Сторожевую, одна другую подталкивает в гору, — горячится Сергей. — А то и Галя толкает обеих. Но сейчас они уже не взберутся, уж больно крутой подъем. А плотину размывает каждой весной.
— И никакой связи с внешним миром?
— Никакой. Когда деревня вымерла, поставили таксофон. Но как по нему звонить — ни карточек, ничего… Правда, бесплатно можно вызвать пожарных.
Но у Сергея и Галины один мобильный телефон на двоих, по нему они и связываются с «материком», и с нами в том числе.
— Продукты ездим покупать в магазин на Остров, вон у меня хороший веломобиль,—показывает Сергей на велосипед, стоящий у забора.
Зато у них свое хозяйство—гуси и куры, исключительно для собственного стола. У одной и другой бабушки возле дома сложена печь для варева собачкам и каши птицам, на печи—чугунки, все как положено в деревне. Дровишки аккуратно наколоты и сложены под навесом.
А кругом такая красота! Куда хватает глаз, раздолье, луга и пролески, синева летнего неба. Да только взор все больше к земле клонится, в заботе о хлебе насущном не приходится сильно радоваться. Как бы принести водицы да истопить печку, как перебраться через ручей и принести домой хлеба. Благо, Сергей с Галиной на подмоге.
— Поедем, я покажу вам еще кое-что! — горячится Сергей.
Оказывается, если проехать по свежей насыпи обратно и повернуть направо, то дорога приведет еще к одной размытой плотине. Прямо от обрыва дорога продолжается в сторону Липецкой области.
Перед нами простирается дно бывшего пруда, откуда ушла вся вода после не так давно прошедших ливней.
— Глубина там была метра два, — рассказывает Сергей, — я сам подкармливал в пруду карпов. Они были очень приличные! А теперь все, вода ушла в реку… Рыбу можно было собирать руками…
Саму плотину смыло еще несколько лет назад, хотя в оставшейся воде лежит бетонная труба, а на другом берегу за кустами находится карьер, откуда можно было бы привезти щебень и сделать прочную насыпь, рассуждают наши провожатые.
Довезя Галину и Сергея до развилки на Новинку, мы расстались.
Но все же необходимо было услышать и главу Островского поселения И. Н. Потапова.
— Все нормально, не волнуйтесь. По поводу плотины — мы сейчас положили трубу, насыпали землю. Когда она даст усадку, привезем и насыплем сверху щебень, утрамбуем. В скором времени плотина будет стоять крепкая. От проведения газа бабушки отказались на общем собрании, пользуются баллонным. Да и по правде сказать, проводить туда газ очень далеко и проблематично. А у В.М. Полуниной в саду есть своя водяная скважина, но ее нужно периодически чистить. Ей приезжают помогать дети. Что касается ушедшего пруда, то он находится за чертой нашего поселения, жаль, конечно, но это «головная боль» другого ведомства.
Обратная дорога была нелегка: от увиденного. По мере удаления от Новинки деревня Сторожевая, где шесть домов, казалась уже очагом цивилизации, не говоря уже о густонаселенных Прилепах. В Прилепах по дорогам на великах ездят дети, на многих домах установлены спутниковые антенны, во дворах домов стоят машины, звуки жизни вызывают вздох облегчения. А село Остров — это вообще уже целая Вселенная.
К тому же, чтобы не глотать пыль грунтовой дороги, пришлось «задраить все иллюминаторы», и салон редакционной машины на время превратился в сауну: жара стояла неимоверная.
Уже пересматривая в редакции фотографии, поразилась силе духа русских людей. Выживем! В любой ситуации, при любой власти, без воды и газа, без дорог и плотин. А вам слабо?



написать комментарий