Счастливые дни и годы учителя Амелькиной

Нина Николаевна Амелькина, учитель из деревни Росстани, накануне своего профессионального праздника отметила 80-летний юбилей.

07.10.2015   Общество   0 коммент.   752 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -В Росстанской школе. Н. Н. Амелькина - в центре (фото из личного архива).

В Росстанской школе. Н. Н. Амелькина - в центре (фото из личного архива).

Новости Ливны -В Росстанской школе. Н. Н. Амелькина - в центре (фото из личного архива).

Нина - десятиклассница. Апрель, 1953 г. (фото из семейного архива).

Новости Ливны -В Росстанской школе. Н. Н. Амелькина - в центре (фото из личного архива).

Нина Николаевна - молодая директор Коротышской школы (справа). Слева - старшая пионервожатая В. Мильшина.

Новости Ливны -В Росстанской школе. Н. Н. Амелькина - в центре (фото из личного архива).

Семейный вечер в саду (фото из личного архива Н. Н. Амелькиной.

Нина Николаевна до сих пор помнит каждого своего ученика. Речь ее льется степенно и последовательно — ощущение, что сидишь на уроке за партой!
Родом она из Ельца. К началу войны Нине исполнилось почти шесть лет. Папа ее сразу ушел в партизаны. Вспоминая тот день, когда немцы вошли в Елец, Нина Николаевна говорит, что мама — очень красивая женщина — надела самый старый платок, спрятав лицо. Дети не понимали, зачем. Но враги ценили красоту славянок, и всех, приглянувшихся им, забирали с собой.
— Помню, зашли они в дом, с автоматами, все выхоленные, попросили «млека», но бабушка сказала, что у нас ничего нет. Один заметил детскую машинку на столе, покатал ее, и они вышли. Бомбежки были частыми. Мы прятались в подвале,  —  это была вырытая в земле яма с кое-каким накатом, накрытая соломой и чем-то еще. Ведь если бы туда попала бомба, погибли бы все…
В 1943 году папу Нины, Николая Пантелеймоновича Саратова, перевели в Орел председателем совхоза. Нина осталась в Ельце и в том же году пошла в школу.
— Бабушка провожала меня до рынка, дальше я шла одна — далеко-далеко! Книг тогда вообще не было, а у меня был букварь, очень старый и потрепанный, я даже не знаю, где его взяли! Вместо тетрадок мы писали на разлинованных газетах. Два года я проучилась, а потом меня забрали в Орел, я училась в 17-й школе. А когда папу перевели в Глазуновку председателем совхоза «Вторая пятилетка», я там уже закончила 10 классов.
После школы Нина поступила в Орловский пединститут на литературный факультет. А специальность выбрала из-за своего учителя русского языка и литературы, Николая Ивановича Демкина.
— Он был такой своеобразный! Спокойный, уравновешенный, очень много знал, постоянно читал стихи. Меня выделял из класса: я любила писать сочинения, и он их всегда зачитывал вслух. Говорил: «Нина, ты должна пойти по моим стопам и стать учителем». Может, поэтому, а может, потому, что дети тогда все мечтали стать учителями — я поступила на литератора. Это сегодня во главу угла стали деньги, и профессия учителя стала малопривлекательной для молодежи, — Нина Николаевна грустно улыбается.
Замуж за Владимира  Амелькина вышла после первого курса.
— Он был на 9 лет старше меня. Воевал на фронте, затем участвовал в Русско-японской войне. Когда вернулся со всех фронтов, уже был взрослым мужчиной, а я — совсем девчонкой, десятиклассницей. Мы дружили, потом поженились — по большой любви. В 1957 году у нас родилась Лена, сегодня она фармацевт. Исключительной доброты был человек! Всем всегда хотел помочь.
В 1958 году молодого специалиста, выпускницу уже историко-филологического факультета, Нину областной отдел народного образования направил работать директором в Вязово-Дубровскую школу. Затем – в Коротышскую, а в 1963 году открылась новая школа в Росстанях. Нина Николаевна стала ее первым директором.
— Здесь я проработала и директором, и учителем, уходила на пенсию заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Кстати, старший внук Нины Николаевны, Дмитрий, тоже стал учителем, преподает русский язык и литературу в той же Росстанской школе.
— Нина Николаевна, а Вы помните свой последний рабочий день?
— Конечно! Это был последний звонок в 2000-м году. Я внуку говорю: «Дима, оставайся в школе, я уже отработала свое, устала». С другой стороны, я понимала, что миссию свою я выполнила, и мне было легко. Тем более, сейчас новые современные технологии, методики, компьютеры. Раньше мы все придумывали сами, и наша школа всегда была на высоком уровне. Сейчас большинство учителей Росстанской школы — мои ученики. Вот эти цветы подарили они!
Нина Николаевна сегодня интересуется всем, много читает. Но имеет свой взгляд на современную образовательную систему.
— Вот внук принес контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ. Думаю, дай я себя проверю — вроде бы все помню, все получается. Ведь в основном, там литературоведение. А детям нужно сочинение, причем на конкретные темы. Ведь нам, русским людям, нужна Душа, вложенная в Слово. И живое общение на экзамене. А тут дети сидят под камерами, учителя где-то там переживают... И читать сегодня дети, к сожалению, не любят, все заменил Интернет.
— Может, вспомните какой-то особенно счастливый день?
— У меня все дни были, пожалуй, счастливые: я на работу шла как на праздник! Ведь главное — это дети, которые меня ждали. Очень любила открытые уроки. К нам очень часто приезжали гости, так как наша школа была опорная. Я учитель-методист, отличник просвещения СССР, отличник народного образования, поэтому часто организовывались семинары. Но я очень хотела показать своих детей, их знания и умения, вовсе не себя! Если встречала какую-либо литературную или методическую новинку, все хотела применить на уроках.
Нина Николаевна считала и считает, что в любой работе всегда необходимо развитие.
Что касается сегодняшних проблем, то они связаны, в основном, со здоровьем. Полтора года назад схоронила мужа. Дети, внуки, коллеги и односельчане во всем помогают.
— Сегодня все блага есть, мы жили намного хуже. Но не в этом же счастье. Главное — рядом близкие люди. Я очень благодарна нашему директору ООО «Коротыш» Александру Евгеньевичу Сорокину, тем более, что они с моим супругом вместе работали и дружили.
На прощание Нина Николаевна Амелькина желает всем своим коллегам не унывать, радоваться жизни, стойко переносить все трудности и надеяться всегда на лучшее. А самое главное — здоровья и внимания со стороны близких.
Самую главную задачу она выполнила — учить. Но этот жизненный путь прошел параллельно с дорогой ее Родины. Весь он — на фотографиях в семейном альбоме.
Вот Нина совсем малышка, вот она десятиклассница, комсомолка.
— Это 1953 год, умер Сталин. Что же это было за всеобщее горе, вам не рассказать! И мы, школьники, и учителя — все плакали навзрыд! Казалось, наша жизнь кончилась.
А вот Нина Саратова студентка ОГПИ. Нынче студенты совсем по-другому выглядят! Вот — первые годы работы в Коротышской школе, Нина Николаевна — директор. А здесь  она в веселом кругу односельчан в день выборов (а это всегда был праздник!). Особенно поразительны фотографии семейные — мама с сестрой и подругами (исполненные силы, красоты и достоинства лица русских женщин), чаепитие за круглым столом в саду, накрытом связанной мамой кружевной скатертью. И вот –школа: озорные лица любимых учеников, милые — коллег.
Еще одна фотография особенно потрясла . У памятника братскому захоронению наших защитников Отечества — жители села и женщины в платках.
— Мы вели большую поисковую работу, переписку по всему Советскому Союзу. Здесь приехавшие матери и родные тех, кто похоронен в этой могиле. Все они останавливались у меня — с ними было за честь разделить кров и стол, — вспоминает Нина Николаевна.
Учитель – высокое звание. Это о них, наших любимых наставниках с детства, слагают стихи и песни, приезжают к ним из разных городов и стран, рассказывают своим детям.
Неважно, где они живут — в городе или деревне, важно, что они есть или были в нашей жизни, вели нас за руку к свету и добру.
Мы низко кланяемся в пояс всем нашим Учителям! С праздником, с Днем Учителя, дорогие!



написать комментарий