Подарок младенцу Христу

Каждое Рождество в церквях города и района устанавливают вертепы. Это особенное рождественское украшение, ранее непривычное, все больше входит в обиход ливенцев.

30.12.2015   Культура   0 коммент.   935 просм.    Автор: Людмила Перелыгина

В обычной речи слово вертеп чаще всего имеет отрицательное значение, знак чего плохого. И неухоженную, грязную квартиру могут назвать вертепом, и игорный притон…  Формально это правильно: слово вертеп означает – пещера. Место действительно дикое и неуютное. Вот только однажды в истории человечества это место было осияно божественным светом. В вертепе – пещере родился Спаситель мира.
— В ознаменование этого события  у христиан появился обычай  изготовлять рождественские вертепы, уменьшенные копии внутренности пещеры  с фигурками Богоматери, младенца Христа, св. Иосифа, волхвов, пастухов, ну и, конечно, ангелов, — рассказал благочинный ливенского благочиния и настоятель Свято-Сергиевского храма отец Виктор (Яковец). — Обычай благочестивый и подчеркивающий суть праздника, но думаю, что предназначен он в первую очередь детям, которые через это зрелище впервые познают истины православия, на доступном для них уровне.
Вертеп — детское рождественское счастье, занимательная кукольная картинка, которую можно рассматривать часами. Но долгое время дети были лишены этой радости.
По словам отца Виктора, в девяностые годы, когда церковь только-только освобождалась от советского морока, в Сергиевском храме вертеп выглядел достаточно бедно. Просто шалашик из еловых веток, в глубине шалашика икона Рождества Христова, перед ней горит свеча или лампада. И устанавливали его не в самом храме, а в притворе. И прихожане не задерживались перед ним. Кинут взгляд на обязательный атрибут праздника и мимо.
Все изменилось после паломнической поездки отца Виктора в Иерусалим, город славный не только православными святынями, но искусными резчиками. Готовые вертепы продаются там в специальных магазинах.
— Я увидел там один вертеп, вырезанный из оливкового дерева и не мог с ним расстаться, — вспоминает отец Виктор.— Стоил он недешево — двенадцать тысяч  долларов, но, слава Богу, нашлись помощники – жертвователи. Купил, привез в Ливны.
Сейчас настоятель считает, что это многое изменило в отношении к празднику. Дети, которых родители приводят в храм на Рождество, подолгу стоят  перед вертепом, разглядывают фигуры. Вид родителей и ребенка глубоко трогает малышей. Последнее время у ливенских малышей вошло в обычай оставлять у вертепа свои подарки младенцу Христу.  Дарят в основном мягкие игрушки: мишек, зайчиков, других зверят. Удивительно и трогательно это наивное детское стремление  принять участие в радостном действе рождения Спасителя. И принесенная в церковь любимая игрушка – первая жертва маленького христианина, первый порыв его любви к Богу, который, наверняка, не останется незамеченным.  
После праздника жертвованные игрушки священники отдают детям – сиротам из ливенского социального приюта и орловских детских домов.
Взрослые прихожане Сергиевского тоже полюбили вертеп. Теперь их ставят два. Один для детей в церкви, другой – побольше, для взрослых, во дворе. По мнению отца Виктора, он очень украшает церковный двор и придает ему необычный, очень праздничный вид.
Другие храмы не хотят отстать от Свято- Сергиевского.
— Нам, конечно, далеко до такого убранства,— говорит настоятель строящегося храма св. Андрея Первозванного отец Роман (Куманский). – Но мы тоже стараемся украсить свой храм вертепом. Без него и праздник не был бы таким радостным.
Вертепы устанавливают в  Георгиевском храме города, церкви села Успенского, во многих  других храмах города и села. Где-то они покупные, а в Успенском – дареный. Его в подарок храму изготовил один местный умелец.
А ведь обычай устанавливать вертепы появился в России не так уж давно.  И принесли его священники с Украины, которые были приглашены преподавать в Славяго-греко-латинской академии примерно двести лет назад. Первоначально российское священство отнеслось к ним критически, слишком уж театральным, немолитвенным выглядел вертеп. Особенно строгим ревнителям православия казалось, что вертеп противоречит  иконе. Но со временем  и самые строгие смягчились, приняли этот народный обычай, а потом и полюбили его. И вот более ста лет традиционные вертепы украшают православные храмы  и России, и Украины. И это очередное доказательство единства нашей общей культуры.
Последнее время вертепы из храмов стали проникать в дома верующих. Желающие могут купить в церковной лавке маленький пластмассовый вертеп. Там есть все, что положено: имитация шалаша из пластика, святое семейство, ангел над шалашом. Есть даже электрическая подсветка — вертеп освещается лампочками, которые питаются от батареек.
Поставить такой сияющий вертеп на подоконник 6 января в рождественский сочельник вместо традиционной свечи и приятно, и радостно. Но еще радостнее изготовить его своими руками. Вот эта традиция еще не проникла широко в местное христианство. Она еще только утверждается в России. Пока только в Интернете можно найти фотографии самодельных вертепов, рекомендации по их изготовлению. Но несколько интернет-сайтов уже предлагают большой  простор для творчества. Вертепы можно делать рисованными  и самодельными фигурками, сплести из лозы и вылепить из соленого теста.
На Западе, откуда пришел к нам вертеп, даже устраивают выставки таких самодельных вертепов. Вот как описывает один из экспонатов такой выставки православная писательница Елена Чудинова: «Глава семьи явно не пожалел ни времени, ни трудов. Сама пещера, в которой теснились ясли с Младенцем, ангелы, Иосиф, Мария, ослик, корова и барашек, была устроена в корнях мощного пня и потихоньку освещалась изнутри электрической лампочкой. Спрятанный насос гнал воду речки, через которую волхвы переправлялись на двух лошадях и верблюде. Врытые в песок горшочки с домашними растениями изображали деревья. А над всем этим вздымалась на проволоке сухая морская звезда. Детское счастье — разглядывать такой вертеп можно часами».
Нам, конечно, далеко до такого совершенства. Но длинный путь начинается с первого шага.



написать комментарий