«Ах, запрягай-ка, тятька, лошадь, рыжую, лохматую!..»

На волне всяких происходящих экономических коллизий, в том числе, и в сфере транспорта, не стоит ли оборотиться нам, братие, к истокам нашим — старым, проверенным веками традициям использования гужевого транспорта, то бишь, лошадкам мохноногим?

30.12.2015   Общество   0 коммент.   1221 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -Схема упряжи (с сайта playing-field.ru).

Схема упряжи (с сайта playing-field.ru).

«Лошадка мохноногая торопится, бежит», « зауздаю, зануздаю — конь летит стрелою», ну, соответственно, «не морозь меня, моего коня»,—вы же помните эти песни? Особенно, хорошо их петь в большом праздничном кругу и теплой компании. Но сегодня дети могут задать вопрос: а как это –«зануздаю»? Вообще-то, правильно— «взнуздаю», но для складу издавна в песне пелось так.
Тем не менее, о том, как взнуздать коня и запрячь лошадь, представление имеют сегодня не все — пожилое поколение да те, кто имеет дело с лошадьми на фермах и конезаводах.
В Ливенском районе лошади есть. Держат частные предприниматели (фермы) и любители, те, кто может себе позволить содержание коня. Общение с этими благородными животными не позволяет человеку быть злым и жестоким. Правда, сегодня редко, у кого при доме (разумеется, в деревне) можно увидеть лошадь, сани зимой и телегу летом. Однако, летом, на лугах кое-где пасутся ко… нет, не коровы, а кони. С ними порой  можно увидеть милых игривых жеребят. Но это, если заехать в глубинку, отдаленные деревни.
С героем нашей статьи мы встретились в городе. Он (назовем его Василий Иванович, потому, как скромничает человек)  давно живет в Ливнах, но родился и вырос в деревне, как и многие из его поколения. Разговорились о современной экономической ситуации в стране, о транспорте (он имеет старенькую машину). И будучи шутником, Василий Иванович высказал предположение, что скоро легче будет ездить на лошади и по нашим дорогам, и в плане «кормежки» транспорта.
Посмеявшись, стали развивать идею. Но Василий Иванович не на шутку «разгорелся»: «Хочешь, я расскажу, как запрягать лошадь? А то ведь, наверное, уже никто не знает, как это делать. Я даже нарисую тебе. Ведь раньше это умели делать и дети, и женщины, все, кто вырос в деревне или работал в колхозе».
И вот, рисунок-схема со всеми деталями у меня в руках. Во-первых, он очень милый, потому что похож на детский, а во-вторых, это схема от профессионала-водителя: отдельно все составляющие упряжи и общая картина — сидящий в телеге возница натягивает вожжи, управляя лошадью.
— Ведь говорят — взялся за гуж, не говори что не дюж. А что это значит? А то, что уж если взялся управлять лошадью, держи ее изо всех сил, она может и понести.  Сколько таких было случаев: несущую телегу с седоком лошадь еле останавливали, люди получали увечья или могли натерпеться страху. Лошадь могла чего-нибудь испугаться или ей не по нутру был извозчик, ведь она—очень чувствительное, умное животное.
Отец Василия Ивановича был деревенским кузнецом, и сын частенько помогал ему: раздувал мехи, работал молотобойцем, расплющивая металл для подков и специальных гвоздиков. А отец подковывал лошадей, но это отдельная наука и история.
— Ну вот, значит, в упряжи есть такие элементы: гужи, седелка, вожжи, дуга (под которой звенит колокольчик), шлея, подпруга, хомут, серседелень (правильно: чересседельник—авт.), уздечка, удила ( «закусил удила и помчался вскачь или галопом»), супонь ( «рассупонивай-засупонивай»).
Так что конская сбруя — это вам не «бубль-гум».
Кстати, многие «лошадиные» термины с успехом применяют в нашей человеческой жизни: «попала шлея под хвост» ( находиться в состоянии обиды, гнева и ярости), «закусил удила» (ах так — ну я вам докажу!), « ржет как лошадь» (очень веселый и непосредственный), «пашет как лошадь» (трудоголик), «конь», простите, «в пальто» (как нечто амбициозное и неадекватное), «лошадиная», опять же простите, «морда» (не очень симпатичное лицо определенной конфигурации), «прибежал взмыленный» (еле успел, но все поделал), «спать стоя, как лошадь» (очень напряженная жизнедеятельность), и далее продолжите сами, благо, общих имен у лошадей и людей  много ( полный сил и здоровья «жеребец», «доходнАя кляча»— возраст любой, молодая и нехрупкая « кобыла» ), уж если учесть лошадиные масти и темперамент, то это огромный простор для воображения и словесного творчества! Но, простите, это к слову.
— Так, хомутаешь лошадь, заводишь  хоть в сани, хоть в телегу, ставишь ее между оглоблями, берешь гуж, он идет от хомута, перекидываешь его, заходишь с правой стороны, подымаешь оглоблю и кладешь ее на гуж. Подтягиваю гужом дугу, в хомуте продета супонь,  подтянул и все, надеваешь вожжи, серседелень: лошадь запряжена. А в телеге есть еще тормоз, такой крюк, который в нужный момент цепляется за заднее колесо, и телега останавливается.
Но все так просто в вольном пересказе, а на самом деле в  упряжке лошади много тонкостей и деталей, и, если кому захочется узнать их, добро пожаловать в Интернет — там есть полная инструкция с картинками. Просто наши деды и отцы знают и делают это «на автомате», объяснять долго, а без практического руководства с живым объектом мы,  а особенно молодое поколение, все равно ничего не поймем.
Василий Иванович, рассказывая, показывает все операции в воздухе руками, для него это проще простого.
Его супруга подключается к разговору: «Я и то в детстве запрягала лошадь не хуже любого мужика, и ездила в соседнюю деревню, отец посылал. И это была «параконка» — две лошади в упряжке, посреди них – дышло. Однажды ехала я с Острова, и лошади понесли. Я до смерти перепугалась, вцепилась в вожжи изо всех сил. Меня вместе с телегой «трепало».
— А в таких случаях надо постараться вывести лошадь на пашню, на мягкую землю, чтобы телега снизила скорость,—внимательно слушает ее муж.
—Лошади помчали меня на конный двор, а там бабы резали «резку», все кинулись врассыпную, закричали. Меня сняли с телеги, размотали намертво накрученные на руки вожжи…
— А я с семи лет в деревне возил на «сложке» солому. Ты знаешь, (вопрос ко мне — авт.) что такое «сложка»? А-а.. Да что вы знаете… Когда косят крюками или машиной, связывают снопы в нарукавниках и подают вилами на сложку. Один мужик косой перерезает это перевясло, а второй кидает в барабан, тот крутится и обмолачивает зерно.  А солому собирали, отвозили и скирдовали (молодое поколение вообще не поймет, о чем идет речь! — авт.)
Василий Иванович оживляется: « В телеге есть ось передняя и ось задняя, передние колеса меньше. Позади телеги возили на крюке ведро с дегтем, есть чека, муфта, снимаешь колесо и подмазываешь колеса. Надеваешь колесо, в ось вставляешь чеку, чтобы колесо зафиксировать, чтобы оно не болталось». Тут в нем заговорила душа автомобилиста.  
— К моей матери в юности сватался один, — вставляет супруга, — А мой дед, мамин отец, тоже покойный, дал ему ведро с дегтем— смазать у телеги колеса. «Жених» не только смазал колеса, а и всю телегу тщательно вымазал дегтем! Пришел к отцу невесты и говорит: «Леонтий, а у меня не хватило дегтя телегу домазать».
Дед его послал по всем русским известным адресам: негоже такого зятя иметь, неумеху.
…«Смешались в кучу кони, люди»: воспоминания могут продолжить наши читатели, ведь многие из них живут на селе и еще помнят всю эту жизненную науку. Сохранить бы ее. Зачем и для кого—наверное, для внуков, молодежи, у кого есть интерес к своим корням.
…А вот еще один знакомый, шутник и балагур, рассказывал, как они в юности с друзьями, захотев покататься, у цыган лошадей украли. Но это, как говорится, совсем другая история…



написать комментарий