Э.В.Вязьмитина: «Воспитывайте своих детей, говорите с ними, и никакой компьютерной зависимости у них не будет…»

Недавний случай в Челябинской области потряс общество. В октябре 2015 года 15-летний школьник зарезал ножом мать и ранил отца из-за того, что они запретили ему играть в компьютерную игру World of Warcraft. После случившегося подросток сам пытался утопиться в озере.

20.01.2016   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   896 просм.    Автор: Подготовила Оксана Стаханова
Новости Ливны -

Можно предположить, что таких случаев проявлений агрессии со стороны детей в отношении родителей в стране происходит немало, только не каждый приводит к трагедии. Да и большинство взрослых просто их замалчивают, оберегая ребенка, увлекшегося играми, да и себя от огласки. Стыдно ведь, что родное чадо поднимает голос, а то и руку на родителя из-за какой - то игры.
Многие вздохнули с облегчением, когда узнали, что данным вопросом озадачились в Госдуме. Некоторое время назад депутат Госдумы Олег Михеев от «Справедливой России» подготовил поправки в Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которые направлены на запрет распространения информации в области видео и компьютерных игр, пропагандирующих  войны и разжигание ненависти и вражды. Такие игры названы «нетолерантными». Также в отдельные статьи КоАП РФ предлагается внести поправки, предусматривающие за распространение профашистских игр наказание в виде штрафа.
Такая инициатива вызвала споры в обществе. Причем на всех уровнях, вызывая самые противоположные мнения.
К примеру, детский омбудсмен Павел Астахов заявил, что запрет компьютерных игр ни к чему хорошему не приведет. В эфире «Русской службы новостей» он заявил: «Хватит устраивать здесь швондеровщину. Мы тяготеем к швондерам, их и так уже достаточно развелось. Надо лучше воспитывать детей».
А Вы запрещаете своему ребенку играть в компьютерные игры?
Этот вопрос мы решили обсудить с медицинским психологом городской детской поликлиники Эльвирой Валентиновной Вязьмитиной. Ее специальность позволяет консультировать людей любого возраста с рождения и до старости, к тому же есть практика работы с другими зависимостями – алкогольной и наркотической. Могу предположить, что многие ливенцы и не знают, что у нас работает такой специалист, и как следствие, остаются с проблемой один на один.
Вопрос: - Эльвира Валентиновна, скажите, в нашем небольшом городке также кипят страсти вокруг компьютерных игр?
Ответ: - Безусловно. Только на прием ко мне приходят родители. Дети не осознают, что у них зависимость, и не идут к психологу.
Вопрос: - Но сейчас невозможно представить себе жизнь без компьютера. Играют практически все, но не каждый приобретает зависимость…
Ответ: - Да, действительно, одни поиграют, закроют компьютер и займутся другими делами спокойно. Есть такие, кому и вовсе не нравятся компьютерные игры. Но есть теория, которая уже подтвердилась практикой, что зависимость получают люди с определенным характером. Склонные к зависимому поведению, мнительные и неуверенные в себе. Они от реального мира, в котором не могут общаться с людьми, уходят в виртуальный. Там им легче. Это уход от проблем, который называется инфантилизм.
Вопрос: - «Компьютерная зависимость» - это диагноз?
Ответ: - Это не диагноз. Это психологическая и личностная проблема. В медицине нет классификации зависимостей. Но в психиатрии определение зависимого поведения есть. На начальной степени развития зависимости человека можно вывести из этого состояния, если этого не сделать, то зависимость может перерасти в диагноз. Но опаснее всего, что одна зависимость может перейти в другую. Компьютерная – в алкогольную, наркотическую. И наоборот. Потому что в основе лежит психологическая зависимость от наслаждения. А самое опасное при этом – дети теряются навыки общения. Перестают чувствовать. Даже если задаю вопрос: что ты чувствуешь при такой или иной ситуации, отвечает – «ничего»! Роботами становятся. Что- то думают – а почувствовать не могут.  Утрачиваются социальные навыки, уходят от реальной жизни. Идут по пути наименьшего сопротивления, а там хоть трава не расти.
Вопрос: - А когда не было компьютеров, - не было и проблемы?
Ответ: - Помните, лет 25 назад  появились тамагочи.  В них не все дети играли, хотя игрушки были. Потом пришли приставки денди. Многие, кто начинал с этих гаждетов, не расстались с играми, а у кого-то увлечение перешло в зависимость.
Вопрос: - У моей дочери было несколько тамогочи, в них играла я тоже. И ничего…
Ответ: - Взрослые играли, потому что подобного в нашем детстве не было. Мы играли в куколки, пупсики, классики, гоняли мяч и т.д.
Вопрос: - А что изменилось, почему сейчас пупсики заброшены?
Ответ: - Трансляция с экрана. Массмедиа  дает посыл. Обесценился статус семьи. Девочек воспитывают гламурными, сейчас непрестижно быть мамами. Девочки не пеленают кукол, а играют в Барби, Кенов. Сейчас дети, которые играли в Барби, становятся мамами и папами. И весь вопрос в том, какие они родители? Молодые мамы не хотят кормить грудью, боясь испортить фигуру и перестать нравиться мужчинам. И это тоже психологическая зависимость и неуверенность в себе. Можно провести параллель.
Вопрос: - То есть, выходит, все зависит от поведения взрослых?
Ответ: - Дело в том, что компьютер дают ребенку родители. Но ведь ребенка всегда можно заинтересовать другим. Поиграть в настольную игру, сходить на каток, футбол, в кино. Родителям иногда тоже удобно – ребенок занят за компьютером, не беспокоит взрослого, и все замечательно. Он тихий, спокойный, домашний – просто золото. И здесь начинают упускать сына или дочь. Интерес к компьютерным играм дети проявляют сразу. Они видят яркие картинки, и потом эффект 25-го кадра, действующего на подсознание, никто не отменял. Все компьютерные игры создаются по тем же правилам воздействия на человека. Начинает поддаваться центр наслаждения.
Вопрос: - Какие истории рассказывают мамы, которые приходят к Вам на прием, понимая, судя по всему, что сами не знают, что делать?
Ответ: - Трагических историй, наподобие той, что произошла в Челябинской области, в нашем городе не было. А обращения с жалобами на агрессивное поведение есть, и их немало. Мамы жалуются, что ребенок сутками играет в компьютер, не подпускает к себе, не выходит из дома. Старшие подростки бросают учебу, перестают посещать техникум или училище, манипулируют, угрожая уходом из дома. На попытки родителей вмешаться и прекратить безумный игровой марафон, дети могут начать крушить технику, бросаться клавиатурой, мышкой в родителей, пускать в ход кулаки… Тут надо кричать «SОS» и бить тревогу!
У меня на приеме был один мальчик, который наигрался до такой степени, что начал в рисунках отображать все чудовищные образы. Он рассказывал страшные вещи.  О том, например, как он хотел маму убить. Ребенок начальной школы рисовал эти сцены, отыгрывая ненависть к маме и бабушке на рисунках. Это было лет 7 назад. Причем, рассказывал он об этом с наслаждением. Потом, правда, выяснилось, что у него было органическое поражение мозга, и ему было назначено медикаментозное лечение.  
Вопрос: - А можно волевым решением запретить играть в компьютер ребенку? К примеру, взять и выключить из розетки шнур… Силой, так сказать.
Ответ: - Агрессия порождает агрессию. В данном случае я полностью согласна с мнением Павла Астахова.  Вспомните, что было, когда запрещали спиртные напитки, к чему это привело?  Вспомните, когда в нашем городе начали закрывать игровые клубы? Они открылись подпольно, они есть и сейчас, мне об это рассказывают пациенты. Ложь будет усиливаться.
Конечно, если у ребенка зависимость от компьютерных игр еще не сильная, то наряду с ограничением этот прием (выключить кнопку) может сработать. Но только на начальной стадии, когда дети маленькие. А в старших классах агрессия будет усиливаться. К сожалению, родители обращаются к психологу только в тот момент, когда сталкиваются именно с агрессивным поведением ребенка. А в этот момент, чтобы решить проблему, приходится «подтянуть» всю семью. Как правило, взрослые не хотят осознавать, что есть и их вклад в ситуацию.
Вопрос: - Как можно повлиять на ребенка и изменить его поведение?
Ответ: - Нужно показать подростку другие стороны жизни. И не  обязательно идти к врачу. Ребенок – индикатор семьи. Если он уходит из реального мира в иллюзорный – значит его что-то не устраивает, ему плохо. Почему ему там лучше? Это надо понять. Не все плохо. Можно найти зацепочку. Попросите ребенка помочь вам в чем-то. Они на «помоги» очень хорошо откликаются, понимая, что нужен и востребован. Скажите, что запутались в решении  какой-то проблемы, что нужна именно его помощь. Подростку будет важно знать, что его мнение тоже что-то значит, и к нему прислушиваются. Дети очень к этому чувствительны.
Вспомните себя, родители, расскажите, что у вас в юности были похожие проблемы. Картежные игры, например, с подросткового возраста. Было, но не всех поглотила улица. Поделитесь, как вы выбирали себе друзей, расскажите о семейных традициях, детям очень интересны истории, как было тогда и как сейчас. Они вас услышат.
Еще говорят, мол, «стрелялка» – это возможность «выпустить пар». Выпустить пар неплохо для каждого. Но вместо компьютера пойдите на горку, качели, прокатитесь, прокричитесь! Пусть ребенок набегается и устанет на катке, лыжах, и ему никакая игра будет не нужна. Физические нагрузки – вот выброс адреналина. Если сидеть дома и ничего не делать, то разные мысли в голову полезут. А наш организм – это электричество, мысли – электричество, и чтобы поменять привычки и навыки – сидел в одной позе, а надо по-другому – нужно 70 повторений. Представьте, сколько нужно встреч с психологом, чтобы проработать одну психологическую проблему.  Да еще и домашние задания выполнить. Терпения на преодоление зависимости хватает действительно у того, кто понимает, что так жить нельзя. И осознал. Но ребенку нужно помочь осознать. Подвести к этому.  И сделать это должен взрослый.
Вопрос: - Хотелось бы услышать еще конкретные рекомендации от специалиста, так сказать, пошаговые действия какие должны быть, чтобы не допустить появления компьютерной зависимости?
Ответ: - До того, как ребенку идти в школу, играть в компьютер не рекомендуется вовсе.  Можно перед тем, как идти в первый класс, разрешить развивающие игры в качестве мотива подготовки к школе. Занятия за компьютером не должны превышать 15-20 минут и проходить в первой половине дня. К вечеру ребенок устает, нервная система может перевозбудиться, и сон нарушится.
Далее. Смотрите, какими играми увлечен ребенок. Если это «войнушки», то предложите ему альтернативные игры (стратегии, креативные и проч.) . Осуществляйте контроль с поощрением, скажите ему: «Ты меня услышал – я рада!». И включать штрафные санкции, если он, к примеру, перебрал лимит времени игры, о котором вы договорились. Правда, и в этом случае не набрасывайтесь на него, а лучше за 10 минут до окончания оговоренного часа напомните сыну или дочери, что время подходит к концу, - ребенок может заиграться и не уследить за часами. Помните, что взрослые несут ответственность и способствуют всему.
Смотрите, с кем дружит ваш ребенок, каков его круг общения.
Больше времени проводите совместно. Тогда он не захочет бесконечно играть в компьютер и прожигать свою жизнь в нереальном мире.
А к специалисту, конечно, если трудно становится, надо прийти. Молчание приводит к сложным последствиям. Помните, что любая махровая зависимость, которая становится диагнозом, начинается с психологической зависимости. И если ваш ребенок или близкий человек  мнительный, не может оторваться от игры – это первые признаки зависимого поведения. Они решаются на уровне психолога. Это труд и работа над собой каждого.



написать комментарий