Чье собачье дело?

В редакцию как-то позвонили жители Орловской улицы с возмущением: около мусорных контейнеров валяются трупы нескольких собак, скорее всего, кем-то отравленных или убитых. Но звонят и с другими жалобами — нет отбоя от бродячих собак. Не исключено, что они заражены бешенством. Что делается в городе для нормализации этой ситуации — таким вопросом задалась и редакция.

16.03.2016   Общество   0 коммент.   761 просм.    Автор: Алина Родина
Новости Ливны -От кого зависит дальнейшая судьба этих милых псов? (фото автора).

От кого зависит дальнейшая судьба этих милых псов? (фото автора).

Действительно, с приходом весеннего периода собаки активизировались. Кто стоит у них на пути и не вписывается в их маршрут и картину жизни, будет громко и грозно облаян и даже укушен. Случаи агрессивного поведения бродячих собак пугают горожан, такие нежелательные встречи происходят в разных районах города. Но сегодня люди просто бьют тревогу—кто-то же должен отвечать за спокойствие и безопасность горожан в этом вопросе!
Уже сколько времени предпринимаются попытки решить эту проблему на разных уровнях власти, но полной ясности в этом вопросе пока нет. Зато есть постановление Правительства Орловской области от 18.11.2014 № 347, подписанное губернатором В. Потомским. В документе определены порядок содержания домашних животных и порядок отлова безнадзорных собак и кошек на территории Орловской области, где очень подробно и тщательно все разложено «по полочкам». Комментируя закон, начальник МУКП «Ливенское» В.Н. Шкодкин озабочен не только сложившейся ситуацией, но и тем, как его исполнить.  Он показывает стопку заявлений в городскую администрацию от ливенцев.
— Данный закон разделил людей на два лагеря. Одни – за то, чтобы нейтрализовать агрессивных собак, другие — за гуманное обращение с животными. Но давайте по порядку. В законе прописано, что должен быть по всем правилам оборудованный пункт передержки. Но тут  и далее везде возникает вопрос — где на это  взять деньги? Такой приемник у нас есть, но он недостаточно оборудован. В прошлом году мы ездили в Орел на заседание профильного комитета. Выяснилось, что такая же ситуация во Мценске и Орле, и там тоже во главе угла финансовый вопрос.
Для отлова бродячих животных и безопасности граждан необходимо соблюсти закон. Во-первых, животное должно быть отловлено по определенным правилам, во-вторых, должен быть заключен договор со специализированной организацией, занимающейся отловом бродячих животных. При этом необходимо наличие специальной техники, соблюдение условий дезинфекции и перевозки животных. Затем животное должно содержаться в пункте передержки, соответствующем всем санитарным, этическим и ветеринарным нормам. 10 суток передержки, «леди» и «джентльмены» в разных вольерах, дезинфекция, кормежка, уход, вакцинация, ветеринарный осмотр. Если псу не повезло, и за 10 дней хозяин не объявился (а для поиска животных необходима и электронная база), его стерилизуют работники ветеринарной службы. Стерилизованное животное надо пометить во избежание повторного попадания в приемник. А кто все это будет делать? Стало быть, нужны кадры и оплата их труда.
В реальности же воплощение этого проекта многим кажется трудно осуществимым. По закону, стерилизованное животное снова должно быть отпущено в естественную среду обитания. Но где гарантия, что оно в какой-то момент снова не проявит агрессию?
— Мы не  занимаемся целенаправленно отловом бродячих животных, уточняю—только агрессивных, — продолжает Владимир Николаевич. — Механизм следующий. Обращаются граждане с заявлениями. Мы привлекаем людей, специально обученных, которые умеют обращаться с оружием. По заявленному адресу в машине едут представитель администрации и этот человек. Закон позволяет усыплять (не убивать!) агрессивное животное на месте в момент отлова. Сегодня это делают и  сотрудники белгородской организации «Экосервис».
Все расходы предусмотрены — на это выделяются определенные средства. Контракт заключен между городской администрацией, городской ветстанцией и МУКП «Ливенское». Согласно контракту, средства выделены на отлов 101 безнадзорного животного.  Много это или мало? Для агрессивных, уточняет руководитель МУКП «Ливенское», достаточно.
— А как Вы относитесь к тому, что некие жестокие люди травят собак — трупы животных валяются у мусорных контейнеров и на улицах?
— Отрицательно. У нас дома живет собака, кошка, и они — любимцы семьи. Поэтому за своими питомцами необходимо следить, ухаживать. Боль за них в случае несчастья, наверняка, испытывает каждый добросовестный хозяин.
Весь вопрос в гуманности действий. За это ратует Благотворительный фонд «4 лапы Ливны». И никакого противостояния здесь между официальной и общественной организациями быть не должно, считают оба руководителя.
Елена Чаплыгина, учредитель Благотворительного фонда «4 лапы»:
— Нельзя сбрасывать со счетов и то, что люди сами создают предпосылки для появления на улицах бездомных животных.. Например, мы сталкиваемся с тем, что кое-кто выбрасывает на улицу щенков или собак, по разным причинам не желая их содержать и за ними ухаживать. Сегодня при помощи нашего фонда, меценатов и неравнодушных людей многие животные провакцинированы. Они пристроены в добрые руки, более трех десятков стерилизованы и отпущены. А если говорить о стерилизации и эвтаназии, то это разные в морально-этическом плане понятия.  
Да хлопотно это — действовать по закону. То есть всех безнадзорных животных  отлавливать, помещать в пункт передержки, прививать от бешенства, стерилизовать (кастрировать), помечать и отпускать в привычную среду обитания. Спасибо добровольцам: организация «4 лапы Ливны» на пожертвования купила в Новосибирске желтые бирки для пометки стерильных собак, «биркач» (аппарат, чтобы вешать бирку на ухо собаки) и устойчивый маркер. Бирки фирменные, очень маленькие, хорошего качества,  ярко-желтые: их заметно издалека.
— Постоянно открыт вопрос о пункте передержки. За собакой после операции нужен уход и присмотр. Поэтому мы стерилизуем безнадзорных собак только, когда человек сам привозит собаку на операцию к ветврачу, потом забирает её после операции на уход.
Если бы был оборудованный пункт передержки и люди, у которых спецтехника для отлова животных, то дело пошло бы быстрее.
Елена приводит в пример научные статьи о том,  что животные — это часть экосистемы города: они едят пищевые отходы, отпугивают грызунов и птиц, которые в свою очередь являются переносчиками инфекций. Убрать всех животных — значит «мусорки», дворы и подвалы заполонят крысы, мыши и птицы во дворах. Это грозит неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе.
— В моем дворе женщина кормит, лечит, прививает кошек. И их начали убивать и душить хулиганы. Теперь у нас в подвале и квартирах крысы, — рассказывает она.
Елену поддерживает житель города Иван Михайлович Смагин, наблюдавший с нами, как свора собак крутится на перекрестке, решая, видимо, куда податься дальше.
— Я понимаю, бездомные собаки порой агрессивно ведут себя. Но если уничтожать их и кошек, то в городе расплодятся грызуны.  Вот у нас возле контейнера всегда крутится парочка собак, но они тихие, мирные, людей боятся. В холода было жаль на них смотреть: запрыгивают в контейнер, стаскивают мусорные пакеты, разрывают их и ищут там себе еду.
Подключилась к разговору и проходящая мимо пенсионерка Мария Тихоновна Замуруева:
— У нас во дворе, например, мы приютили двух собак со щенками, сделали им «домик», они никому не мешают, мы их кормим, меняем подстилки, убираем. На нас «охотятся» соседи, пытаются ликвидировать импровизированный питомник, коммунальщики грозят. Собаки здоровые на вид, добрые. Нам очень жаль оставить их без помощи. А относить их к ветеринарам никто не хочет помогать. Боимся одного — отловят по-тихому и умертвят.
В.Н. Шкодкин предлагает свое видение этой проблемы.
— Можно было бы сделать «кустовой» проект. Это несколько специализированных организаций с оборудованными по всем правилам приемниками, на что будут выделяться конкретные средства. Например, оборудованная машина могла бы «собирать заявки» в Ливенском, Должанском и Верховском районах и привозить животных в один приемник. Точно также и во Мценске, Залегощи, к примеру. А правозащитники и волонтеры подключатся.
Сегодня «собачьим» вопросом озабочены и городские структуры, и благотворительный фонд, и простые горожане. Отрадно, что мы еще не оскудели душой, хотя, к сожалению, многие «хозяева» животных стали забывать одну истину: «мы в ответе за тех, кого приручили».



написать комментарий