«По-настоящему, я пришла в церковь только после пятидесяти лет»

О вере и неверии и о деньгах, которые подарил бедной семье сам Николай Угодник. Любови Константиновне Савковой сейчас минул 81 год. Годы всех гнетут, несут с собой усталось и болезни. Она не исключение. И инсульт был, и травмы случались. Да и физически она работала много с самого детства. Но несмотря на все это, пожилая женщина сохранила ясность ума, подвижность, живой интерес к жизни.

30.03.2016   Общество   0 коммент.   759 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -Л. К. Савкова (фото М. Нестеровой).

Л. К. Савкова (фото М. Нестеровой).

Правда, она сама говорит, что последнее время жить стало тяжелее. Ходит только в магазин, да в церковь помолиться. Молится о детях, о родных, о всех христианах православных, как по вере положено. И для себя просит, но только не здоровья и долголетия, а чтобы Бог даровал ей сердце пламенное. Та вера, которая у неё есть, кажется недостаточной.
— Стыдно сказать, но долгое время я и не знала слова Христос, — говорит она. – Почти всю взрослую сознательную жизнь я была уверена, что Бога зовут… Николай Угодник.
Эту наивную народную веру внушила ей еще в детстве её мама. После войны она осталась с тремя дочками на руках. Любе 10 лет, она старшая. Жила семья  в домике с земляным полом. Бедный быт и только одна яркая картинка на стене, изображающая седого дедушку в голубом. Как-то в конце зимы мать трое суток не приходила домой. А ушла она в соседний Колпнянский район за семенной картошкой. К тому времени, когда ей возвратиться, разыгралась метель. Дети ждали, обмирая от страха.
Но мать вернулась. Внесла в дом мешок с картошкой, размотала шаль и сказала:
— Пришла все-таки. Донес Николай Угодник.
Так  Любовь Константиновна узнала о том, что святой Николай помогает заблудившимся путникам. Её маму, заблудившуюся в метели и отставшую от спутниц, он вывел к родному дому, к детям.
— Потом был еще случай с болезнью рук, — вспоминает она. – Пристала какая- то болячка, руки стали чесаться, с них сползала кожа. Это было так больно, а чем лечить не знаем. Мама велела сесть на коленочки, смотреть на иконку и просить Николая Угодника о помощи.
Люба молилась и плакала несколько часов. Так молилась, что и уснула на полу перед иконой.
— А утром просыпаюсь и чувствую – ничего не болит! И руки покрылись новой тоненькой кожицей, а язвы куда-то девались — говорит Любовь Константиновна, улыбается, восхищаясь этим давним уже чудом, и показывает свою уже морщинистую старческую руку. – Вот тут и тут должны были быть шрамы, а ведь их нет!
И понятно, что после такого события ребенок считал святого Николая всесильным. Эта наивная вера потом сопровождала её всю жизнь. Казалось: достаточно постоять перед иконой, попросить, поплакать и добрый дедушка Никола пошлет просимое. И ведь посылал. Правда не всегда, а в ситуациях сложных и мучительных для семьи.
Взять хоть случай с платой за облигации. Эти бумаги – государственный заем на восстановление народного хозяйства приходилось оплачивать ежегодно. Взнос их семьи – 70 рублей. Не нынешних, легких, незаметно вылетающих из кошелька, а тяжелых, сталинских. Мать год собирала эти деньги копеечка к копеечке, хранила в матерчатом узелке, за портретом отца. Скопила 60 рублей, больше не получилось. Со страхом они ждали визита чиновника, взимающего плату за облигации. Не уплатишь—лишишься чего-нибудь из  бедного хозяйства.
— Сидели и ждали, мама плакала, — вспоминает Любовь Константиновна. – Вдруг из-за портрета папы выпадает узелок с деньгами.
Люба его подняла и из любопытства развернула, поглядела, пересчитала бумажки. В узелке  было ровно семьдесят рублей.
Полина Ивановна сначала не поверила дочери и отказалась пересчитывать деньги. Она-то точно знала, что  накопила 60 целковых. Но дочери уговорили, и она развернула узелок. В нём действительно находилась нужная сумма. А ведь они даже не просили!
Соседи и родные в чудо не поверили.
— Обсчиталась Полина, — таково было общее убеждение. Но Любовь Константиновна не сомневалась и не сомневается в том, что совершилось чудо. Как знать, может быть, такие малые чудеса случаются с людьми куда чаще, чем мы думаем. Только не все это замечают. Внезапное исполнение желаний, исцеление тяжелой болезни, что это, как не Божия помощь, пришедшая вовремя. Но мы не желаем этого замечать, предпочитая уверять себя и других, что удача пришла от людей или результат наших собственных усилий…
Люба выросла, вышла замуж. И продолжала как прежде молиться Николаю Угоднику. Все изменилось со смертью матери. Потеря потрясла душу, Любовь Константиновна долго не могла успокоиться. Стала чаще ходить в церковь. У большинства людей в эту пору возникает ничем не утолимое чувство вины перед ушедшим близким человеком. Вот и она все время думала о том, что могла бы больше уделять внимания матери, больше быть с ней. Думала о её посмертной судьбе.  И однажды увидела мать во сне. Мать посоветовала ей молиться, но молиться по книгам.
— В церкви мне дали «Закон Божий» — толстую книгу, копию дореволюционного издания, — вспоминает Любовь Константиновна. – Я прочла её от корки до корки, и передо мной открылся огромный мир, сложный, прекрасный. Я и не знала, что наша вера так богата.
В этом мире были не только Николай Угодник, но и множество святых, с их житиями, и Иисус Христос, и Богородица. С жадностью она стала читать православную литературу, каждый день узнавая новое. И все-таки оказалось, что в книгах написано не все.
— У меня заболели ноги, — рассказывает Любовь Константиновна. – Заболели так сильно, что трудно было стоять в церкви. Единственная удобная позиция — стоять на коленях. Так и я делала.
И одна из прихожанок Сергиевского храма спросила её о причинах такого религиозного рвения. Неужели пожилая женщина накопила столько грехов, что может присутствовать на литургии только стоя на коленях. Любовь Константиновна рассказала о болезни.
— Так что же ты не попросишь о помощи игумена Харлампия?! — изумилась новая знакомая. — Отслужи три службы в пещерке, он обязательно тебе поможет.
А она к стыду своему о пещерке и ливенских угодниках ничего не знала. Три воскресенья Любовь Константиновна провела в пещерке, молясь об исцелении, и болезнь ушла, скорее всего, навсегда.
Это только самые памятные происшествия связанные с верой и святынями, которые происходили в жизни Любови Константиновны. За них и за другие чудесные события, которые случались в её жизни, женщина благодарна Богу.



написать комментарий