Грузовик из прошлого

Однажды увидела старое фото Ливен в Интернете: строился один из заводов в шестидесятые годы прошлого века. На переднем плане — грузовая машина «Газ-51», в народе — «газон». А друзья говорят — да у нас сегодня есть такая в городе! Вот это удача! Находим «пароли-явки-адреса» и едем туда.

27.04.2016   Общество   0 коммент.   830 просм.    Автор: Галина Кондратьева.
Новости Ливны -«Горбатый» «Запорожец» сегодня уже антиквариат. Его ждет реставрация. Фото автора.

«Горбатый» «Запорожец» сегодня уже антиквариат. Его ждет реставрация. Фото автора.

Новости Ливны -«Горбатый» «Запорожец» сегодня уже антиквариат. Его ждет реставрация. Фото автора.

А.В.Бурцев и восстановленный им «ГАЗ-51». Фото автора.

Это автосервис, и его владельцы — талантливые люди, потому что у входа стоит почти тот самый удивительный грузовик из прошлого. Только практически новенький и красивый (а на самом деле этой машине уже 60 лет!). Ведь если к таланту приложена добрая душа, то все, к чему прикасаются руки, несет на себе неповторимый отпечаток.
Алексей Васильевич Бурцев — главный мастер всего процесса реставрации, механик от Бога.
— Люди нам привозят разные детали от старых автомобилей, зная, что мы восстанавливаем машины. Однажды житель нашего города привез нам коробку скоростей от такого грузовика: 50 лет назад он работал на нем водителем. А потом в Интернете мы увидели объявление с фотографией этого «газона». Мы купили его, пригнали в Ливны и восстановили.
Алексей Васильевич показывает и рассказывает о процессе ремонта.
— Оказалось, у нас ее зарегистрировать нельзя (нет номера кузова), и мы ездили ее регистрировать в Старый Оскол. Надо еще кое-что доделать, кабину, например. В Нижнем Жерновце у одного товарища нашли такую же. Я сделал всю электрику, купил огнетушитель. Кто-то прислал по Интернету зеркала именно для этих машин, стойки я сделал сам.
— А вот логотип горьковского автозавода, — показываю я, — уже город носит другое имя, а завод работает!
— А у нас была панель с логотипом автозавода имени В. М. Молотова!..
…Старенький «горбатый» «Запорожец» стоит тут же, он ждал своего часа в селе Петровка много лет. Владелец продал его Бурцевым, и мастерам предстоит увлекательный процесс восстановления сегодня уже уникальной машины.
— Эту модель разрабатывали в Москве в начале пятидесятых годов на заводе «МЗМА» (Московский завод малолитражных автомобилей), а потом разработки передали в Запорожье, — рассказывает Алексей Васильевич.
Мастер открывает капот. Оказывается, емкостью для жидкости, омывающей стекла, служила обыкновенная резиновая грелка.
— Я искал эти грелки в наших аптеках! Нашел только в одной. Наши их заказывают в Швейцарии, те — в Китае, и мы уже покупаем. Две двери на «Запорожец» искали и нашли в Орле, вернее, под Орлом.
— А когда Вы, например, открываете дверцу, садитесь, беретесь за рулевую баранку, у Вас что-то «екает» в душе?
— А как же! По-молодости я этого особенно не ощущал, а сейчас… Это же история наша…
Детали и запчасти для реставрации раритетов ( мотоциклы, мопеды, «Москвич- 401») Бурцевы ищут в Интернете, у знакомых, на авто- и мото-разборках, в других городах. Люди сами привозят мастерам металлический (часто раритетный) «хлам» (на непосвященный взгляд), зная, что ливенские «самоделкины» обязательно найдут деталям применение.
В мастерской стоит на техобслуживании современный автомобиль, но мастера проводили меня в другой «отсек», где я обнаружила ну просто замечательные, знакомые каждому предметы быта, только — из прошлого. Ну почему они дарят такую радость? Может, от того, что их касались руки наших предков — шили, гладили, варили, разводили огонь, пряли? Все это отчасти реставрируется, но есть и такие объекты приложения, что могут стать «героями» отдельных публикаций. Но мастера хотели бы сделать такой подарок-сюрприз городу и ветеранам к 9 Мая.
Алексей Васильевич Бурцев родился в деревне Опытное поле. С детства любил велосипеды, знал до винтика. Позже у него были мопеды, мотоциклы, водил первую в Ливнах «Волгу» — у отца был престижный автомобиль, как у лучшего комбайнера (в 1979 году он намолотил зерна больше всех в области!).
Его отец, Василий Алексеевич, был пулеметчиком в Великую Отечественную. В пятидесятые переехал с семьей в Ливны. Он тоже был механиком и ремонтировал вот такие «газоны», затем работал на «Ливгидромаше», а мама, Галина Никитична, — во ВНИИ.
Прадед Бурцева был кузнецом, и семью по деревне звали «кузнецовы», так было принято. Другой дед, Никита Иванович Хорошилов, привезя с войны немецкую швейную машину «Зингер», работал портным-виртуозом, обшивая солдатские полки. В честь одного из родственников Алексея Васильевича, Михаила Хромченко, освобождавшего Симферополь, на одном из симферопольских домов по улице его имени висит мемориальная доска. Он был родом из деревни Гнилые Воды Ливенского района. Был секретарем у К. Ворошилова, затем воевал на фронте. Погиб, освобождая от фашистов Крым.
— В 1979 году от завода «Ливгидромаш» был организован мотопробег по Крыму — «Дорогой отцов-героев». Но мама только позже рассказала мне о Михаиле Хромченко. Жалею, что не смог поклониться памяти своего деда. А может, и доски уже той нет…
Алексей Васильевич учился в школе №1, с детства имел тягу к творчеству, прекрасно рисовал. После окончания школы работал электриком на заводе «Ливгидромаш», обслуживал станки. После — армия, служба в войсках ПВО: механик авиационного вооружения. Дембельский альбом Алексея был предметом зависти сослуживцев — искусно украшенный, он до сих пор является семейной реликвией. В Ливнах отучился в машиностроительном техникуме. Вернулся на завод, но и дальнейшая работа была связана с механикой (старший мастер, главный механик на пищекомбинате). В конце девяностых решил заниматься своим делом. Один из первых приобрел компьютерное диагностическое оборудование для автомобилей.
У Алексея Васильевича Бурцева двое сыновей. Младший, Александр, — программист. Старшему же Сергею передалась увлеченность отца: имея другую специальность, сегодня он считает себя его «подмастерьем», хотя на самом деле у него тоже «золотые руки».
— Мы были в Подмосковье, у реставратора. У него 40 восстановленных машин, четверо механиков и мастер, который занимается всей, так сказать, организационной работой. Для этого  нужны площади, финансы. Но спасибо тем, кто помогает нам, — говорят Бурцевы. А друзья и знакомые считают, что им пора создавать музей!
Столь трепетное и бережное отношение не только к старым автомобилям, мотоциклам, но и прочим культурно-историческим реликвиям у Бурцевых, видимо, в крови. Их деды работали на этой земле кузнецами, комбайнерами, растили на ней хлеб, защищали ее с оружием в руках, полегли за Отечество. Поэтому каждый предмет старины — прялка или утюг, швейная машинка или часы, серпы и тележные колеса, и конечно же, старые автомобили и мотоциклы, — наполнены для них памятью их рода, народа, истории родной стороны — в общем, Родины.



написать комментарий