А.Н.Крючков: «…Время, кадры и оснащение: нормативы в медицине вводятся на всё»

С 1 июля вводятся нормативы в работу здравоохранения. Они закреплены в новом приказе Минздрава. Документ уже назвали революционным, потому как в отработанную систему медицинского обслуживания вносятся существенные коррективы, как заявляется, направленные на доступность медицинской помощи. Обсудить тему мы решили с главврачом Ливенской ЦРБ Анатолием Николаевичем Крючковым.

25.05.2016   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   543 просм.    Автор: Подготовила Оксана Стаханова.
Новости Ливны -

Вопрос: - Анатолий Николаевич, скажите, как был воспринят приказ Минздрава в медицинском сообществе.
Ответ: - Документ вызвал неоднозначное мнение, так как его воплощение в жизнь будет затруднительно без финансовой поддержки. Приказ Министерства здравоохранения «Об изменениях порядка оказания скорой медицинской помощи» вышел 22 января. Вступит в силу 1 июля. Сейчас идет подготовительный период.
Хочу отметить, что скорая медицинская помощь предназначена для оказания экстренной и неотложной помощи. Экстренная помощь должна оказываться при состоянии, угрожающем жизни. Это нарушение сознания, обмороки, расстройства дыхания, сердечной деятельности, психические расстройства, болевые синдромы, травмы, отравления, ожоги, кровотечения, преждевременные роды или угроза прерывания беременности. Здесь действует правило «золотого часа», то есть, чем быстрее и квалифицированнее будет оказана помощь, тем больше шансов сохранить здоровье и жизнь пациенту.
Вторая группа – это неотложная помощь, которая должна оказываться максимально в течение двух часов человеку, состояние здоровья которого не угрожает жизни. К примеру, при обострении хронического заболевания. В эту же группу входит и констатация смерти.
Очень важный раздел работы скорой – оказание помощи при проведении массовых мероприятий. В функции Станции входит также обязанность квалифицированно передать больного в стационар. Решение принимает врач бригады скорой помощи.  
Приказ Минздрава дает четко определения и вводит новый норматив: на то, чтобы приехать к пациенту отныне дается 20 минут.
Вопрос: - Это реально в наших условиях?
Ответ: - Норматив определен для городов с населением 20 тысяч человек. Если число жителей больше, а также дорожные условия сложнее, то возможна корректировка. В черте Ливен этот норматив выдержать вполне реально. Что касается района, то тут возникают вопросы. Максимально отдаленная точка  от станции скорой помощи, село Лютое, расположено в 40 км от города. Даже при хороших дорожных условиях (отсутствии снежных заносов и гололеда) карета скорой может приехать туда за полчаса. Для района выполнить норматив нереально.  
Скорая: врач
или фельдшер

Вопрос: - Появились требования и к выездным бригадам…
Ответ: - В зависимости от того, кем и чем оснащен автомобиль, они делятся на общепрофильные бригады, каждая из которых может быть фельдшерской или врачебной, и специализированные. В фельдшерской, согласно Приказу, должны работать два фельдшера, водитель и санитар. Это большая бригада. Состав врачебной — врач, фельдшер, санитар или медсестра. Специализированная, по Приказу, делится на анестезиолого-реанимационную (в составе которой должен быть анестезиолог, а также фельдшер, санитар), психиатрическую (соответственно, в ней должен быть врач-психиатр) и педиатрическую (детский доктор).  
Вопрос: - В Ливнах хватает специалистов, чтобы укомплектовать такие бригады?
Ответ: - У нас, в основном, бригады фельдшерские. Всего круглосуточно дежурят 5-6 бригад. Врачами укомплектованы минимум две бригады, они выезжают на наиболее сложные вызовы (кардиологические, травмы, шоковые состояния), где требуется более квалифицированная помощь.
Из специализированных бригад в Ливнах долго существовала психиатрическая бригада, но сегодня мы ее укомплектовать не можем.  Психобольному оказать помощь в возбужденном состоянии могут только крепкие мужчины - врачи. Сложности есть. Если со средним персоналом и фельдшерами более-менее благополучно, то врачами скорая укомплектована только наполовину. Дефицит кадров. К тому же, если нормативы будут приняты в том виде, как предлагается, то придется увеличить значительно штат.
Вопрос: - Кадров не хватает. А машин?
Ответ: - В наличии мы имеем 11 машин скорой помощи, причем с большим сроком эксплуатации. Первую партию машин мы получили в 2006 году по нацпроекту «Здоровье». В 2009 году еще три машины получили по программе модернизации здравоохранения. На спонсорские средства смогли приобрести одну машину взамен той, которая попала в ДТП, в котором погибла фельдшер. Понятно, что от технического состояния парка во многом зависит выполнение норматива  - «20 минут до пациента». А его можно выдержать, если все машины задействованы в работе. Но скорая медицинская помощь выполняет еще и функцию эвакуации: доставка больных сосудистого центра в Орле для дальнейшего лечения.
Неотложка
за деньги?

Вопрос: - Анатолий Николаевич, слышали, что есть ноу-хау относительно работы скорой помощи. Мол, человек может вызвать неотложку бесплатно только четыре раза, а все последующие будут за деньги. Это так?
Ответ: - Я впервые об этом услышал на заседании Комитета по здравоохранению, который возглавляю. К нам пришло письмо Минфина с просьбой дать оценку предложению, определяющему количество бесплатных вызовов. Аналогичную схему предполагалось обсудить  и в отношении посещений врача-терапевта. Часть – бесплатно, остальные – на платной основе.  Ответ однозначный: мы категорически против таких «новшеств». Экономя деньги таким способом, можно терять людей. Уверен, это будет самым настоящим нарушением прав человека в плане охраны здоровья, что может привести к необоснованному росту смертности.
Национальная медицинская палата, которую возглавляет наш земляк Леонид Рошаль, высказывалась о том, что это какой-то провокационных ход. Мы будем категорически против такого «новшества» и будем заявлять об этом на всех уровнях. Этого допустить нельзя.
Вопрос: - И в продолжение темы о нормативах оказания скорой медицинской помощи. Требования к штатам есть, а к оснащению машин? Слышали, будто в них должно быть высокотехнологичное оборудование, а не только чемоданчик с лекарствами у фельдшера?
Ответ: - Нормативы по оснащению машин тоже есть. Определены три класса скорой медицинской помощи: «А», «Б» и «С». Группа «А» – это  машина, в которой бригада укомплектована самым необходимым: шины, кардиограф, дефибриллятор. Класс «Б» имеет определенную аппаратуру для того, чтобы диагностировать заболевание и поддерживать физиологические функции человека для довоза больного до приемного отделения.  Это наркозные, дыхательные аппараты, приборы для определения сахара, маркеры, приспособления для введения лекарственных средств капельным путем, что очень важно при доставке больного в шоковом состоянии или при инфаркте миокарда, для растворения тромба еще по пути в больницу, так называемая процедура тромболизиса. До госпитализации. Но для этого скорая помощь должна иметь врача-кардиолога, чтобы он мог поставить диагноз, и набор медицинских препаратов. Класс «С» – это реанимобиль. Еще более сложное оборудование, в нем содержится аппаратура, как в мини-реанимации. Вплоть до переносного аппарата УЗИ. Процесс достижения такого уровня будет долгим и мучительным. Но это шаг вперед по доступности оказания медицинской помощи.
Вопрос: - Машины какого класса есть в нашей скорой помощи?
Ответ: - У нас есть машины всех классов, в том числе, одна класса «С» марки «Пежо». В ней есть оборудование, необходимое для подачи наркоза и запуска сердца. Другой вопрос – персонал должен уметь работать на этом оборудовании. Появились требования к квалификации персонала, в первую очередь к врачебному.
Вопрос: - Эти требования реально выполнить?
Ответ: - Без дополнительного финансирования требования будет выполнить невозможно. Стоимость высокотехнологичных аппаратов высока, более 100 тысяч рублей, и приобрести их можно только с помощью бюджетных средств.
Сколько должна
ехать скорая

Вопрос: - Некоторое время назад скорую помощь в село к больному мог вызвать только фельдшер местного ФАПа. А это затратно по времени… Как же быть с нормативом в 20 минут в свете новых веяний?
Ответ: - Несколько лет назад действительно существовала узаконенная система вызова скорой помощи с помощью фельдшеров сельских ФАПов. Расчет был на то, что в каждом селе были ФАПы в шаговой доступности, где живет фельдшер, который придет или приедет по вызову быстро, осмотрит больного, окажет ему помощь, а не справляясь, вызовет скорую помощь. То, что было хорошо раньше, – сегодня невозможно. Несколько лет назад мы перешли к системе вызова скорой помощи напрямую. Любой житель может набрать «03» и вызвать бригаду. Время доезда будет определено только расстоянием.
Вопрос: - Еще норматив задается Приказом: 60 минут пешком – на таком расстоянии должна находиться поликлиника в городе с населением от 20 до 50 тысяч человек… Зачем он вводится?
Ответ: - Это весьма условный критерий. Больные и здоровые люди ходят с разной скоростью. В Ливнах расположение лечебных учреждений имеет такую стратегическую линию:  максимально выводить первичную медицинскую помощь к месту жительства. Мы первые в области начали эту стратегию воплощать в жизнь. Речь об организации семейной медицины, то есть, семейный доктор должен быть в шаговой доступности. Он проводит прием больных, элементарное обследование и решает вопрос о направлении  пациента к узкому специалисту на консультацию в поликлинику.  В перспективе будет открыт кабинет семейной практики в Заливенке. На Рабочем поселке есть семейный офис. Началась работа по обустройству офиса в пос.Нагорный: там будет построен ФАП с жильем для среднего медицинского работника. В Беломестном офис работает уже давно. В этом случае можно говорить о шаговой доступности.
Сейчас идет разделение первичной помощи и специализированной. Она будет трехуровневая. Первая – первичная медико-санитарная помощь. Вторая – создание межрайонных медицинских центров, именно такой создается на базе Ливенской центральной районной больницы с оказанием специализированной помощи (в зону обслуживания войдут шесть районов Орловской области). И третий – это региональные лечебные учреждения с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи.  
Районные больницы:
быть или не быть

Вопрос: - А что же будет с небольшими районными больницами области, где не хватает узких специалистов, технологичного оборудования, как в Ливенской ЦРБ. Они закроются?
Ответ: - Районные больницы не закроются. Там будет первичное звено, а в случае отсутствия специалистов люди будут направляться на лечение в Ливны. В лечебные учреждения города и стационары уже едут пациенты из 6 районов, в числе больных - 40 процентов иногородних. Особенно много нуждающихся в  акушерско-гинекологической  помощи.
Вопрос: - А у нас есть условия принимать такое количество больных из других районов? Ливенцев врачи будут успевать обслуживать?
Ответ: - Сомнения по этому поводу беспочвенны. Сегодня, например, уровень заболеваемости невысокий, мы не можем заполнить коечный фонд даже за счет иногородних больных. А сегодня, вы знаете, это деньги, которые идут за пациентом. К тому же, ужесточаются показания к госпитализации: в стационар кладут только с тяжелыми формами заболевания, а более легкие рекомендуется лечить амбулаторно. Так что районные больницы области будут работать.  Оптимизация  количества коек в Ливенской ЦРБ была проведена, их хватит на пациентов Ливенского и других районов. Самое главное, что мы под это будем получать дополнительную аппаратуру и получим возможность требовать специалистов.    
Концентрация медицинской помощи неизбежна. Для того, чтобы лечить больного, выполнять стандарт, нужно иметь определенные медицинские мощности. Диагностическое оборудование, лаборатории, и автотранспорт, чтобы осуществлять связь с региональным центром. Много чего требуется.
Вопрос: - И есть норматив времени пребывания больного в стационаре?
Ответ: - Есть. Он составляет 9-10 дней. Но при определенных заболеваниях человек может находиться на лечении дольше. Понятно, что язву желудка или пневмонию, к примеру, за 10 дней не вылечить. Когда такие случаи возникают, доктору приходится доказывать, что с медицинских позиций необходимо продление пребывания пациента в стационаре. Превышение сроков, равно как и понижение, — это повод для разбирательства. Больнице не заплатят за лечение и еще оштрафуют.
И еще о кадрах
Вопрос: - Коли вводятся нормативы и по этой части, скажите, может ли решить вопрос с их восполнением ливенское  медицинское училище?
Ответ: - Не проходит ни одного заседания Комитета по здравоохранению, на котором бы мы не поднимали вопрос нехватки кадров, особенно на селе. И следующее заседание решили посвятить вопросу подготовки медработников, и выступить с законодательной инициативой о том, чтобы разрешить готовить фельдшеров на базе 9-х классов образования (сегодня фельдшеров набирают только на базе 11-х классов и обучают четыре года).  Заканчивая школу, молодые люди стоят перед выбором, даже те, кому нравится медицина,  выбирают высшее образование и идут не в медицину (по понятным причинам). Так вот, чтобы этот момент смягчить, мы будем выдвигать законодательную инициативу от Комитета по здравоохранению. Будем надеяться, что Облсовет ее утвердит. Есть еще вариант – работать фельдшером тем, кто получил сестринское образование, пройдя курсы усовершенствования. Этот вопрос тоже на стадии решения. Особенно это важно для сельских ФАПов. И скорой помощи тоже.
Детская
поликлиника —
где ей быть

Вопрос: - Анатолий Николаевич, хотелось бы узнать ваше мнение относительно строительства детской поликлиники в районе Рабочего поселка. Общественное мнение по этому поводу разделилось на «за» и «против».
Ответ: - Отвечая на этот вопрос, немного углублюсь в его историю. Существующая детская поликлиника на ул.Гайдара была пущена в эксплуатацию в 1977 году на первом этаже жилого здания. Помещение полностью устраивало всех, отвечало требованиям того времени. Потом был открыт филиал на ул.Свердлова. Но сегодня оба эти помещения не соответствуют современным медицинским требованиям: узкие коридоры, отсутствие достаточного набора кабинетов, невозможность разделить поток детей, больных и здоровых (они не должны контактировать, посещая лечебное учреждение).  Мы поставили вопрос о строительстве детской поликлиники. Несколько лет вопрос не решался. Дело сдвинулось с мертвой точки с приходом к руководству областью Вадима Потомского.  С помощью городской власти мы приступили к формированию проектно-сметной документации поликлиники, имеем типовой проект — это 4-х этажное здание размером 25 на 45 метров. В нем будут все необходимые подразделения, холлы, помещения для ожидания, игровые комнаты, изолированные – для организации питания грудных детей, диагностические и лечебные кабинеты и так далее.
Место для строительства было определено в районе акушерско-гинекологического комплекса. Сначала рассматривалось несколько вариантов в центре города, но вскоре выяснилось, что городская власть не смогла отдать их под строительство. Территория в районе роддома позволяет поставить там здание детской поликлиники. Это один аргумент. А второй – и самый важный – это процесс создания многопрофильных комплексов для родовспоможения и оказания помощи детям. По такому же пути пошли в Орле, где объединили перинатальный Центр с детской областной больницей. Ряд специальностей являются общими  – это педиатрия и неонатология. Эти службы при рождении и помощи детям можно использовать, не дублируя. Плюс общие лаборатории.
Исходя из этих моментов, мы согласились, чтобы поликлинику построили именно там. И само предложение было тоже нашим, поскольку в возведении здания поликлиники в черте города было отказано (рассматривался вопрос строительства в районе старой пожарной части, на Горького, некоторые предлагали в Заливенке). Вариант на территории ЦРБ тоже не прошел, потому что, во-первых, на единственно свободном участке проходят коммуникации, а во-вторых, возникает проблема с подъездными путями и невозможность обустройства места для стоянки транспорта, по проекту оно должно быть. Если организовывать его там, то придется перекрывать две улицы. Мы рассматривали этот вопрос, и если бы территория больницы была больше, то можно было бы построить детскую поликлинику и там.
Поэтому остался наиболее приемлемый вариант – территория акушерско-гинекологического комплекса. Учитывалось, что обслуживаться в поликлинике будут не только городские дети, но и сельские, поэтому надо было учитывать  подъездные пути и возможность использования общественного транспорта.
Выносить помещение за город  еще сложнее. Пришлось бы тянуть коммуникации, а это большие затраты. Кстати, есть еще один положительный момент: коммуникации готовы, к ним только останется подключиться. Ведь роддом – это бывшая медсанчасть открытого типа, которую заказывал автоагрегатный завод (это из истории) со стационаром на 400 коек и поликлиникой. И там подсобные и хозяйственные службы рассчитаны именно на такой комплекс.
Остается добавить, что детская поликлиника будет располагаться по левую сторону от дороги, ведущей к реке и максимально близко к роддому. Парк, о сохранности которого волнуются граждане, от строительства не пострадает. Может, только самую малость займут строители при обустройстве автостоянки.
Если говорить в целом, то сейчас есть рекомендации выносить строительство таких объектов за пределы города в лесопарковую зону. Разве такой вариант был бы лучше?



написать комментарий