Вам дети нужны?

Такой вопрос зачастую возникает у работников службы профилактики по делам несовершеннолетних, когда они посещают неблагополучные семьи. Неблагополучие семьи определяется в первую очередь тем, насколько некомфортно там живется детям.

31.08.2016   Общество   0 коммент.   294 просм.    Автор: Галина Кондратьева

И таких семей, к сожалению, у нас в Ливнах и Ливенском районе немало.

Сигналы неблагополучия


Инесса Леонидовна Донина, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ливенского района, уже 25 лет, как работает с семьями в Ливенском районе. Ей и ее коллегам известны заботы, проблемы и причины неблагополучия каждой семьи, стоящей на учете.
— Вначале поступает сигнал: либо соседи или знакомые, либо наши сотрудники узнают и сообщают о такой семье, и мы едем по адресу.
Сообщить о том, что в семье неладно, может любой орган системы профилактики — работники сферы здравоохранения, социальной защиты населения, опеки и попечительства, центра занятости, подразделения по делам несовершеннолетних полиции.
Вот, например, последний случай. Выяснилось, что молодая мама не пускает патронажную медсестру в дом, а у самой на руках двухмесячный младенец и двухлетний малыш.

Кто в доме глава семьи?


— Выехав на место с сотрудниками отдела опеки и попечительства, мы увидели, что обстановка в доме не соответствует санитарным нормам, попросту говоря, в доме  грязь, отключен газ за неуплату. И хотя детское питание было, но всем стало ясно, что в таких условиях дети жить не должны.
Но это лишь верхушка айсберга. Учитывая, что в доме проживают родители мамы, пенсионеры, и сожитель –отец двухмесячного малыша, ситуация выглядит весьма тревожной. Об отце двухлетнего ребенка сведений нет. Самой же маме 20 лет.
В казенных отчетах будет записано: «С такой-то проведена профилактическая беседа, было рекомендовано привести жилое помещение в порядок в такой-то срок». Нерадивая мама будет приглашена на заседание комиссии по правам несовершеннолетних (проводящихся раз в два месяца и по мере необходимости) и должна будет объяснить такое свое поведение.
Но по-человечески, опытные сотрудники, тоже большей частью женщины, пытаются увидеть, почему так произошло, и что помогло бы изменить ситуацию. И более того —они это сразу видят. Правда, не всегда можно сразу найти выход.
По общему итогу  будет принято решение: поставить семью на учет, как находящуюся в социально опасном положении, или нет. И если поставят, то будет разработана программа  индивидуальной работы. Да, согласны, звучит сухо, но эта индивидуальная работа позволяет увидеть корни существующей проблемы. А они, собственно, житейско-бытовые. Главное, как и где воспитывались мама с папой, какие у них привиты или отсутствуют навыки, в общем, — способны ли эти молодые родители нести ответственность за семью и детей.
Этой семье дают год, чтобы ситуация исправилась. То есть, в течение года маму с детьми будут «сопровождать» — подсказывать, рекомендовать, помогать. И.Л. Донина поясняет:
— Например, у нее неиспользованный материнский капитал, ей помогут найти подходящее жилье с удобствами, чтобы она могла нормально ухаживать за детьми и домом. К сожалению, мама очень инертная, инфантильная, не осознает, что на руках у нее двое детей, за которых она несет ответственность. И по результатам этой работы будет видно, снимать ее с учета либо предпринимать еще какие-либо действия.
— А если ситуация не изменится?
— Тогда придется готовить заявление в суд с формулировкой «за ненадлежащие условия воспитания детей»  и просить суд об ограничении матери в родительских правах. Несмотря на то, что она не употребляет спиртные напитки.

Социальный патруль


В Ливенском районе работа с семьями четко спланирована. Действует созданный три года назад социальный патруль, который по графику выезжает в семьи, находящиеся в социально опасном положении, и к подросткам, состоящим на учете.
— Сейчас у нас на территории района проходит акция «Подросток под защитой закона». Специалисты выезжают в рейды в вечернее и ночное время, посещают места отдыха молодежи и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Акция продлится до 30 сентября, потому что в учебный период тоже очень многое становится явным, например, если ребенок не посещает школу, или же что-то заметил классный руководитель, — сообщает Инесса Леонидовна. — Кстати, в районе проводится большая работа по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, собирающим детей в школу.                                    
Когда И. Л. Донина начинала работать в системе профилактики (на дворе стояли «лихие девяностые»), на учете состояли 125 семей. Тяжесть периода заключалась в том, что многих детей приходилось определять в социально-реабилитационный центр в большом количестве. Сегодня же причиной неблагополучия семьи становится вовсе не пьянство родителей, а безответственное отношение вообще к семейным ценностям. Конечно, главное — к детям.
— Родители не хотят работать, не хотят (и не умеют) воспитывать и развивать детей. Вот сейчас мы передаем исковое заявление в суд на ограничение в родительских правах мамы, у которой пятеро детей, — сообщает Инесса Леонидовна. — Мама уходила из декрета в декрет, рожала от заезжих молодцов, отцовство установлено только в отношении старшего ребенка. Нигде ни разу не работала. Мы предложили ей рабочее место в хозяйстве ее села, и это был последний шанс избежать ограничения в родительских правах. Но амбиции ее нас удивили — «не буду работать за такую зарплату»!
У этой мамочки есть два своих жилья в двух населенных пунктах, но семья живёт в съёмном доме. Инертность и инфантилизм женщины комиссию поражают. Огород зарос, дети уже могли бы помогать, в доме можно навести порядок.
Ограничение в родительских правах (пока еще не лишение прав) тоже очень серьезное наказание. Родители в течение полугода должны доказать, что они способны нести за детей ответственность и воспитывать их, трудоустроиться, привести в порядок жилище.
Эта мама тоже непьющая, но в доме отключены за неуплату свет и газ, дети в школу не собраны. Как дальше будет оплачиваться жилье, неизвестно.
— Если за полгода в ее семье ничего не изменится, то органы опеки обратятся в суд с заявлением на лишение мамы родительских прав. Навсегда. И везде проблема в том, что утеряны семейные традиционные ориентиры, — с сожалением отмечает Инесса Леонидовна.

Вера, надежда, любовь

Но, слава Богу, есть и обнадеживающие результаты. Есть семьи, исправившие свое положение и за полгода, и раньше. Оказалось, им были важны и нужны их дети, просто поддержать было некому. Были случаи, когда родители восстанавливались в своих правах после их ограничения: ведь весь этот период дети живут отдельно от родителей, и у взрослых было время подумать и главное — почувствовать. Дети живут в приемных семьях, их усыновляют, но приоритет — жить в своей семье с родными родителями.
— Главная трудность, — говорит И.Л. Донина, — это изменить сознание родителей в том, что ребенок — это дар Божий, и о нем надо заботиться. Родственные связи  в самом прямом смысле здесь играют огромную роль. Все наши специалисты работают в одной «связке», это очень важно. Равнодушных в нашей работе нет.
Душой болеть за детей – это неотъемлемое качество любой матери. В русских семьях всегда было по многу детей. Сегодня в сельской местности выживать труднее. За этим выживанием, преодолением трудностей, семья порой теряет свою крепость, взаимную поддержку и надежду. Пьющие отцы были, в общем-то, привычным явлением, а пьющие матери – вопиющим. Сегодня оба родителя могут не быть алкоголиками, но от этого семья может страдать не меньше — не привиты навыки ее сохранения, уважения традиций,  нет жизненного смысла и перспектив. Работы на селе мало, денег тоже. Однако, всегда и везде находятся те, кто старается наперекор трудностям не терять свой семейный стержень  —  уважать друг друга, поддерживать, трудиться, воспитывать детей, быть вместе в горе и в радости. И дети это тоже увидят.



написать комментарий