Сдаваться не собираемся!

Открытое акционерное общество «Ливенский завод противопожарного машиностроения» более десяти лет балансирует на грани банкротства. Но упорно продолжает выживать.

31.08.2016   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   525 просм.    Автор: Людмила Владимирова
Новости Ливны -Опустевшее здание ЛЗПМ. Фото М.Нестеровой.

Опустевшее здание ЛЗПМ. Фото М.Нестеровой.

Новости Ливны -Опустевшее здание ЛЗПМ. Фото М.Нестеровой.

Токарь М.Н.Кузнецов. Фото М.Нестеровой.

Возле когда-то многолюдной проходной № 1 Ливенского завода противопожарного машиностроения пусто. Сквозь стеклянную дверь видна пышная зелень: кусты, деревья, и не видно людей.
– Вы вон по той дорожке вперед идите, – напутствует вахтер и по совместительству охранник. И вздыхает. – Далеко вам идти…
Действительно, расстояние почти километровое. Мимо пустого, законсервированного здания заводоуправления, мимо площадки из-под разрушенного цеха (в сторонке в рядок стоят вагонетки с битым кирпичом), мимо помещения с замком на воротах, возможно, склада, - и дорога, наконец, выводит к трехэтажному административному корпусу. На большой площадке около него  как-то сиротливо стоят две легковые машины.
– Ничего удивительного, – объясняет единственный акционер предприятия ОАО «ЛЗПМ» Елена Николаевна Анисимова. – В свои лучшие времена завод располагался на территории 15 гектаров. Теперь используются только 8. И тех вполне хватает для производства.
Елена Николаевна не объясняет, почему именно по этому старейшему предприятию города так тяжело ударил рынок. А вот председатель Совета директоров Сергей Вячеславович Мишин в курсе местных проблем. Он говорит, что ОАО, располагающееся на территории бывшего завода, имеет к нему, можно сказать, косвенное отношение. Оно было создано в 2002 году на производственной базе завода–банкрота. По существу, у него было две задачи: расплатиться с долгами и хоть как-то удержаться на рынке.

Как спасти остатки предприятия

– Мы очутились в условиях жесточайшей конкуренции по основной продукции, выпускаемой предприятием: огнетушителям и пожарным насосам, – говорит С.В. Мишин. – С начала 2000-х годов в Ярославской области вырос сильнейший соперник по производству огнетушителей. Бизнесмены выкупили часть производственных площадок крупного предприятия, оснастили цеха самым современным оборудованием и стали выпускать огнетушители с использованием самых передовых технологий. При этом, ярославская продукция оказалась дешевле и, следовательно, конкурентоспособнее. В результате объем производства и реализации ливенских огнетушителей резко упал.
Нет, ОАО «ЛЗПМ» и сейчас выпускает огнетушители, но куда меньше, чем раньше. Огромный цех по производству этой продукции, рассчитанный на выпуск 60 000 огнетушителей в месяц, не используется, пустует и ветшает. Огнетушители выпускаются в другом помещении в количестве не более 5000 - 6000 штук в месяц. Аналогичная ситуация и с выпуском пожарных насосов.

Конкуренция, конкуренция

В советское время на территории бывшего СССР было 3 завода, которые занимались выпуском пожарных насосов, в том числе и Ливенский завод противопожарного машиностроения. В настоящее время выпуском пожарных насосов с использованием отечественных и импортных комплектующих занимается более 10 предприятий, ряд из которых имеет значительные финансовые и производственные возможности.
Это только одна из проблем. Забот и задач, доводящих администрацию предприятия до головной боли, куда больше. Предприятие потеряло многих заказчиков. Чтобы выжить, нужны были новые заказы. Чтобы качественно выполнить эти заказы, требовались обновление оборудования и оборотные денежные средства.
Инвесторов не находилось. Пришлось выходить из положения своими силами. Сейчас  на предприятии работает около 190 человек вместо 1200, как в советское время. Обширные помещения цехов пусты и заперты. Вся жизнь предприятия сосредоточилась в нескольких цехах, куда перенесено необходимое оборудование. В 2012 году весь управленческий персонал перевели из трех заводоуправлений в один административно-бытовой корпус, располагающийся недалеко от котельной и производственных помещений.
В настоящее время ОАО «ЛЗПМ» по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год - от ста одного до двухсот пятидесяти человек - относится к категории средних предприятий, а по предельным значениям выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость – до 800 млн. рублей – относится к категории малых предприятий.
Сначала это предприятие пыталось восстанавливать старые связи и торговать продукцией, разработанной в советские времена. Но оказалось, что потребители не хотят покупать морально устаревшую продукцию и предъявляют дополнительные требования к ее качеству.
Основная продукция предприятия: пожарные прицеп-цистерны, прицепные и переносные пожарные мотопомпы, пожарные насосы являются товарами ограниченного спроса, а реализация данной продукции напрямую или опосредованно зависит от выделяемых государством средств на приобретение продукции противопожарного назначения.
К примеру, пожарная прицеп-цистерна в несколько раз дешевле пожарной автоцистерны, но все-таки слишком дорога для сельскохозяйственных предприятий и муниципалитетов, для которых была предназначена.
– Сейчас мы эту продукцию продаем, но редко и в очень малых количествах, – рассказывает С.В. Мишин. – Покупатели, в основном, – предприятия Казахстана и Белоруссии.
Что касается переносных мотопомп и прочего противопожарного оборудования, по этим видам продукции пальму первенства твердо держали иностранные фирмы.

Не было бы счастья, да несчастья помогли!

И все-таки ЛЗПМ сдаваться не хотел. Да, было трудно, очень трудно. Были задержки в зарплате, которые кончались и сейчас кончаются прокурорскими проверками, были и есть долги по налогам и сборам. Но случались и неожиданные удачи. 2011 год - период засухи и лесных пожаров – обернулся неожиданной удачей и позволил несколько выправить ситуацию. В этом году перевооружали новым противопожарным оборудованием предприятия Рослесхоза, и ОАО «ЛЗПМ» активно включилось в данную работу. Удалось достичь видимых результатов в реализации продукции предприятия. Но через год-два финансирование данной программы прекратилось.
В общем, нужно было искать выход в разработке новых видов профильной продукции и в обновлении имеющихся единиц номенклатурного ряда. И здесь предприятию, находящемуся в трудном положении, неожиданно помогли … санкции. В 2015 году заводские инженеры и конструкторы разработали обновленную переносную мотопомпу МП–800/80, достаточно хорошо известную в советское время. Это аналог пожарной мотопомпы, производимой с использованием зарубежного двигателя Хонда. Производится данная мотопомпа МП–800/80 из российских комплектующих и стоит дешевле импортных аналогов. Удешевление, в основном, достигается за счет замены двигателя марки Хонда, на его русский аналог. И получилось оно немаленькое: на 15-20 % дешевле мотопомп российского производства с импортными комплектующими, представленными на национальном рынке.
– Ранее завод выпускал мотопомпу такой модели. Но в 90-е годы вынужден был прекратить выпуск из-за сильной конкуренции со стороны западных фирм и невозможности самостоятельно выпускать двигатель внутреннего сгорания, – рассказал С.В. Мишин. – Обновленная мотопомпа полностью соответствует требованиям рынка. Сейчас с момента начала выпуска мы продали уже более 200 единиц этой продукции.
А еще ПМовцы сумели получить несколько гособоронзаказов в качестве соисполнителей. И в 2015 году пустили в производство новый центробежный насос, самый дорогой, производительный и мощный из линейки насосов, производимых предприятием, с производительностью 70 л/сек.
В 2016 году заключены новые контракты в рамках гособоронзаказа на поставку насосов для коммунальной техники, и пожарных насосов, и лафетных стволов.
Имеются действующие контракты на поставку специальных огнетушителей, используемых в шахтах и в автомобилестроении.
Заключены договоры на поставки с организациями Белоруссии, Казахстана, Китая. Правда, китайская организация, к слову, успешно работающая с российскими производителями с 2010 года, в рамках контракта, рассчитанного до конца 2019 года, ограничилась пока всего тремя мотопомпами для сертификации, но обнадежили: если товар понравится заказчикам, закупки будут постоянными, так как это еще и выгодно для них из-за валютного курса.
Необходимость ремонта и обновления устаревшего станочного парка, неэнергоэффективность применяемого тепло- и электрооборудования, накладные расходы, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, размер и техническое состояние которых несопоставимы с объемом выпускаемой продукции, непропорциональная объемам реализации налоговая нагрузка являются для ОАО «ЛЗПМ» достаточно сложным бременем.
Из-за этого и задержки с зарплатами примерно на 1,5 месяца, и вынужденный переход на 3-х дневную рабочую неделю с 1 января по 1 мая 2016 года.
Словом, выживать Ливенскому заводу противопожарного машиностроения пока удается. Правда, свой сегмент рынка завод еще не отвоевал, хотя достаточно молодые заводские управленцы прилагают максимум усилий для этого.
Но сдаваться здесь не собираются. Объявить себя банкротом и сложить руки, это, по мнению администрации предприятия, слишком легко и просто. Завод будет бороться. У него еще есть силы для этого.



написать комментарий