Животный страх

400 свиней было забито в Колпнянском районе из-за случая АЧС в одном крестьянском хозяйстве.

21.09.2016   Суд да дело   0 коммент.   328 просм.    Автор: Ксения Некрасова.

Африканская чума свиней  пришла в Колпнянской район в июле нынешнего года. В хозяйстве жителя села Крутое Белоколодезьского поселения Колпнянского района пала свиноматка. Хозяйка пыталась лечить животное, но обычные ветеринарные средства не помогли. О болезни животного Швецовы сообщили в ветеринарные службы района. Но те почему-то проявили странную нерасторопность и пришли на крестьянское подворье только после того, как через неделю у хозяев передохли все свиньи.  
Только тогда, наконец, были взяты пробы из туши последнего поросенка. Туши остальных свиней были сожжены, и ветеринары отправили на проверку в лабораторию только несколько обгорелых костей.  Кости для исследования не годились. А вот по материалам последнего павшего животного диагноз получили относительно быстро. В середине августа Швецовы узнали: их хрюшки болели африканской чумой свиней (АЧС).
Где животные могли «подхватить» эту болезнь, хозяева не знали. Да что хозяева, если ученые- зоологи давно ломают головы над тем, откуда берется возбудитель этой болезни. Предполагается, что основной ареал распространения этой болезни – дикие кабаны. Хозяйство Швецовых расположено вдалеке от  других домов села и рядом с лесом. Остается предполагать, что именно это соседство стало источником заражения.
Конечно, у ветеринарной службы сразу же появились претензии к хозяину. Их было две. Во-первых свиньи, нигде не зарегистрированы. Во-вторых, при входе в свинарник не лежит дезинфекционный коврик. (Когда крестьяне  клали эти коврики перед своими сараями?)
Но не это главное. Сообщение о том, что в одном крестьянском хозяйстве животные пали от АЧС вызвало карантинные меры. Не только в Крутом, но еще в четырех деревнях, отстоящих на пять километров от дома Швецовых, были уничтожены свиньи.
Тяжелая для местных жителей мера. В большинстве  сел домашнее свиноводство является одним из главных источников дохода.  Реакция на карантин была соответствующая. Крестьяне жаловались на то, что забор проб от павшего поросенка был произведен неправильно и потому, дескать, заключению  «Орловского референтного центра Россельхознадзора» нельзя верить.  Отдавать своих хрюшек на убой они не торопились.
Скорее всего, поэтому колпнянских ветеринаров, которые производили бескровный забой животных в крестьянских хозяйствах, сопровождали полицейские. Надзор правоохранителей оказал должное  действие – хозяева не сопротивлялись.  На убиение своей скотины смотрели молча. Если и выражали недовольство, так только тем, что отказывались помогать ветеринарам выносить с подворий и утилизировать трупы.
Если взглянуть на это дело с точки зрения разорительности, такие карантинные мероприятия ничем не легче самой настоящей эпизоотии. Велика ли разница  для хозяина между смертью животных от болезни или их бескровным уничтожением? Хотя, руководство области заплатит за  убитых свиней по цене 87 рублей за килограмм.
Найти виновного во всех этих событиях поручили Колпнянскому МСО. И, конечно, работники следственного комитета не сомневались: виноват хозяин животных, сорокачетырехлетний Иван Семенович Швецов. Отсутствием коврика с дезинфекцией он нарушил сразу строгих предписаний: ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года, Приказ Минсельхоза России от 29 марта 2016 года , ну и ряд приказов менее значительных.
— Из представленных доказательств был сделан вывод о том, что И.С. Швецов не исполняет правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, — говорит старший следователь Колпнянской МСО И.И. Абашин.
Если по причине нарушения возникнет эпизоотия, против виновника нарушения правил возбуждается уголовное дело. К счастью для И.С. Швецова, эпизоотии и  иных последствий в виде «ухудшения качества окружающей среды и её компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат», его действия не нанесли. К тому же  немного ранее расследования, он уже уплатил штраф в сумме 1 тысячи рублей за административное правонарушение: неисполнение ветеринарных правил. Поэтому Колпнянский МСО отказался возбуждать против И.С. Швецова уголовное дело.
Но судьба опять жестоко наказала крестьянина: в начале сентября у него пала корова. Причины смерти животного ветеринары не смогли установить. Хозяину, который полностью лишился  скота на своем подворье, пришлось еще и заплатить за утилизацию её трупа.
История печальная, но она послужит предостережениям всем остальным владельцам скота в разных районах Орловской области.

По материалам ст. следователя Колпнянского МСО И.И. Абашина.



написать комментарий