Услышь меня

В течение Декады инвалидов внимание к людям с ограниченными возможностями повышается: для них пытаются что-то сделать, уделить им больше теплоты и участия. Но Декада проходит, и инвалиды остаются жить в своем мире. Параллельном.

14.12.2016   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   210 просм.    Автор: Галина Кондратьева.
Новости Ливны -На сеансе арт-терапии в Центре досуговой деятельности. В центре — Е.Мальковская. Фото автора.

На сеансе арт-терапии в Центре досуговой деятельности. В центре — Е.Мальковская. Фото автора.

Ливенское отделение клуба Всероссийского общества глухих существует довольно давно. И это  место, где глухонемые могут встречаться и обсуждать свои проблемы и дела.
Председатель клуба – Елена Леонидовна Мальковская. Она — единственный в Ливнах дипломированный сурдопереводчик. И она же — связной между слышащим и говорящим обществом и своими подопечными. Раз в неделю, по воскресеньям, они встречаются в помещении на улице Пушкина.
На «огонек»
Я заглянула к ним в урочное время.
— Ой, не садитесь на стулья, у нас был ремонт! — предупреждает она меня. Рядом с Еленой ведро и веник, света в помещении нет, но пока на дворе белый день, можно общаться.
Ей нет еще и тридцати, но она здесь и хозяйка, и ответственное лицо. Совсем как у себя дома, орудует она тряпкой и веником, засучив рукава, а глухонемые ждут, пока она наведет порядок. Спешить им некуда, мужчины выходят покурить. Пожилые женщины сидят, разговаривают. Узнав, что я из газеты, оживляются, можно сказать, «галдят», руки и пальцы мелькают в пылу «разговора».
Отложив уборку, Елена сообщает членам клуба, что я хочу задать им несколько вопросов. Они «замолкают» и с ожидающим вниманием обращают ко мне свои лица.
Точка
невозврата

Я прошу Елену узнать причину их глухоты и немоты. И каждый «рассказывает» свою историю.
Раиса Ревякина  родилась в войну. От грохота бомбежки в ее ушах лопнули перепонки,  маленьких братьев эта участь миновала. Другая женщина заболела в детстве. Когда мать понесла ее в больницу, врачи  стали делать ей уколы. Один из них повлиял на слух. Такая же причина оказалась и у некоторых других наших собеседников.
У кого-то случилось воспаление уха. Вылечить не смогли, в шесть лет ребенок оглох. Пожилой мужчина вспоминает, как еще мальчиком гулял на улице. Бежал, упал, получил травму. Наутро родители поняли, что ребенок не слышит. Еще воспоминание: родители пили, однажды в доме было холодно, никто не затопил печь, и девочка простудилась, потеряла слух.
Глухота влияет и на речь: в нашей системе «ухо-горло-нос» все взаимосвязано. Поэтому голос лишь звуками дополняет их рукотворную речь.
То, что они рассказывают о своих проблемах постороннему, немного удивляет их: обычно никого не интересует, как они живут.
Белые вороны
Хотя глухонемые люди и общаются между собой или в клубе, живется им несладко. Немногие слышащие и говорящие относятся к ним с пониманием и участием. Больше стараются обидеть, поиздеваться, совершенно не задумываясь о том, что волею судьбы они или их дети могли бы оказаться на месте обиженных. Бытует мнение, что глухонемые злы. Они, возможно, и злы: на судьбу. Но не агрессивны. Надо было видеть их лица, когда в рамках Декады инвалидов их пригласили на сеанс арт-терапии в Центр досуговой деятельности. Молодые и пожилые люди сразу превратились в детей, старательно и с улыбками лепящими из цветного соленого теста очень добрые поделки. Потом для них устроили чаепитие. У нас, здоровых, уровень агрессии и пессимизма далеко превышает этот порог. Правда, один из гостей, довольно молодой, побывав в Воронеже, рассказал, что там Декада инвалидов отмечается настолько неформально и широко, приглашают на угощение в кафе, дарят подарки. Сразу оговоримся — в Центре досуговой деятельности работают замечательные люди, с искренним сердцем, энтузиасты. Они очень стараются для всех, кто посещает Центр, а это очень разные категории пожилых людей и инвалидов.
Просто в Центре глухонемые  вели себя  так достойно, проявляя культуру, скромность, что порой нечасто встретишь у слышащих и говорящих: уж лучше бы молчали…
Судьба у каждого члена клуба своя. Есть молодые семьи — родители глухонемые, а дети здоровые. У кого-то умерли мужья или жены, дети живут отдельно. Кто-то разведен. Но даже если дети далеко, родители очень ими гордятся и при малейшей возможности «хвалятся»: а вот моя дочь прислала письмо или посылку; а вот внуки на фотографии,
Проблема для них — устроиться на работу. Кроме ООО «Ливны-электро», инвалида никуда не возьмут.
Молодежь общается через компьютер, по скайпу, и это спасает. К тому же в Интернете есть автосурдопереводчик.
Я спросила, о чем они мечтают. Эх, если бы вы видели эти ответы с мимикой и жестами, с улыбками и смехом…Мечтают: о компьютере, о домике у моря, о доме-машине-деньгах побольше, о путешествиях в другие города и страны, об интересной работе, о замужестве и счастливой семье, несмотря на возраст.
Связной
Елена вот уже пять лет работает в клубе ВОГ сурдопереводчиком. До этого на ее месте была женщина Евгения, но, к сожалению, ее не стало.
— Ну как их было оставить… Предложили мне: я обучалась сурдопереводу в Курске.
Знать язык жестов и мимики, «глухонемой» язык, ей хотелось с детства. Одна из активных участниц клуба, Раиса Ревякина, жила с Еленой по-соседству. Девочка видела, как та общается, и ей очень хотелось постичь этот «птичий» язык. Она писала на листке слова, а Раиса показывала ей буквы. Постепенно Елена обучилась этой азбуке, а в учебном заведении постигла тонкости и глубины этой науки. Но науку сострадания и участия постигают сердцем. И груз ответственности на этой молодой женщине довольно тяжелый. Быть поводырем для слепых, проводником для глухих и немых, находясь на границе миров, не каждому по силам. Поэтому Елена не по возрасту серьезна, хотя и улыбается в разговоре. Подумаешь о ее некоторых сверстниках и их заботах (клубы, только развлекательные, наряды и мечты о «крутых» смартфонах, и прочее), и виден резкий контраст. А у нее своя молодая жизнь, но лишнего ничего не скажет.
…В клубе ВОГ в воскресенье обсуждают план на неделю — кому в больницу, кому на почту, кому в собес. Нотариус, «Жилсервис», поликлиника: без переводчика там не примут. Елена составляет график и сопровождает своих подопечных. Конечно, им сложно на бытовых, общественных перекрестках, и она — их факел, фонарь, плечо и рука. На прощание Лена улыбается:
— Обращаюсь к читателям «УГ» с просьбой проявлять больше участия и теплоты к инвалидам, не только лишенным слуха и речи. Они и так обижены судьбой, но это добрые, отзывчивые люди. И они не скажут злого слова…
Напоследок — фото для газеты у здания клуба. Прощаемся очень тепло. От этой встречи на душе какое-то приятное, давно не испытываемое чувство единения добрых сердец.
Как известно, о цивилизованности общества говорит его отношение к женщинам, старикам и детям. И к инвалидам. На дворе 21 век, а порой кажется, что мы не совсем скинули звериные шкуры.



написать комментарий