Он рисовал на ливенской земле

Харис Якупов – народный художник СССР. Еще в 1981 году, при его жизни, в Татарском книжном издательстве вышла книга мемуаров «Фронтовые заметки», в которой он вспоминает, как воевал в Великую Отечественную войну, а в перерывах между боями рисовал. Такое не является чем-то необычным: многие делали зарисовки на фронте, например, наш земляк, тоже, кстати, ставший народным художником, Алексей Белых. Но военное творчество Якупова особенно ценно тем, что его боевой путь пролегал по ливенской земле, и он на листах бумаги отразил события, которые свершились здесь.

21.12.2016   Краеведение   0 коммент.   261 просм.    Автор: Геннадий Рыжкин.
Новости Ливны -Харис Якупов.

Харис Якупов.

Новости Ливны -Харис Якупов.

Михаил Луконин.

Новости Ливны -Харис Якупов.

Карикатура на Гитлера.

Новости Ливны -Харис Якупов.

Зарисовка «Санинструктор».

Так распорядилась судьба, что герой нашего повествования прошел трудными дорогами войны вместе с 13-й армией, освобождавшей наш город. Прорывался сквозь кольцо окружения из Брянских лесов, отступал через Ливны в ноябре 41-го, освобождал Елец спустя три недели. И вот в составе 148-й дивизии — он под Ливнами.
Глазами художника
«Мы не чувствовали ни усталости, ни холода – ведь мы гнали врага на запад», — писал художник. — «Немецкая артиллерия обстреливала дороги, ведущие к городу… Самолеты врага контролировали все пути… Завязывались воздушные бои… Недалеко от шоссе, после воздушного боя приземлился наш истребитель. Летчик, полковник, был тяжело ранен. И когда мы побежали к его машине, он, подумав, что попал к немцам, застрелился…  Свой первый рисунок я сделал в день освобождения Ельца – нарисовал в штабе во время допроса пленного автоматчика.
Несмотря на усилия противника, … двенадцатого декабря мы вышли на подступы к Ливнам… Когда наступали под Ливнами, с восточной окраины города на полной скорости выскочили пять немецких танков и две бронемашины.
— Прямой наводкой по танкам, огонь! – скомандовал Ханиф Яруллин, командир орудия.
Загорелся первый танк, вторым уничтожена бронемашина…»
Герой этого эпизода боя Яруллин приезжал в Ливны в семидесятые годы. Автору  этих строк пришлось встретиться с ним. На груди – два ордена Красной Звезды, другие награды:
— Вот эта, первая звездочка – за тот бой, самая дорогая моя награда, потому что первая.
Но вернемся к хронике декабрьских боев за  освобождение нашего города, описанных Якуповым:
«…Подступы к Ливнам обороняли сильные части противника, и нам пришлось застрять на полторы недели…
Привели разведчики пленного. В моем фронтовом альбоме сохранился рисунок с этого ефрейтора.  Молодой, красивый, с голубыми глазами. Ранен в правую руку. В пилотке, без шинели, заметно замерз. Дал ценные показания о составе войск в городе, рассказал, какие дороги заминированы. Его показания подтвердили две девушки-комсомолки из села Успенское. Они были в городе, изучили расположение частей, орудий, огневых точек противника, узнали, что немцы готовятся встретить  торжественный праздник…»
Добавим к написанному художником, что по рассказу командира 148-й дивизии Ф.М. Черокманова, который он сделал при встрече с ливенцами уже после войны, этими комсомолками из села Успенское были Валя Тарасова и Зоя Шеламова. И ходили в разведку в город они три раза. В последний раз даже провели с собой несколько наших автоматчиков, которые укрылись на чердаках домов, и, когда фашисты начали отходить, открыли огонь, что явилось сигналом для общего наступления. Помнят ли в Успенском  этих героинь? Какова их дальнейшая судьба?
25 декабря 1941 года над Ливнами затрепетал красный флаг, а 148-я дивизия по заснеженным фронтовым дорогам шла вперед. «Чернели печные трубы, жители встречали нас с раскрытыми объятьями. Дети бежали навстречу…»
Рассматривая зарисовки
Фронтовой альбом сержанта Якупова заполнялся  новыми зарисовками. Однажды его вызвал редактор газеты 13-й армии «Сын Родины», сказал, что будет издаваться книга об участниках Елецко-Ливенской операции под названием «Наши герои» и для нее нужно сделать рисунки. Художник обрадовался, стал листать свой альбом, подбирать нужное. Вдохновенно делал новые зарисовки. Подобрал материал для книги быстро:
«Вот щупленькая светлая девушка военфельдшер Валя Заикина, — вытащила из-под огня шестьдесят человек раненых, за этот подвиг получила орден Красной Звезды…
А спустя несколько дней мне удалось нарисовать портрет рядового Фомина после жаркого боя в Ливнах. Этот солдат в решающий момент заменил раненого командира… Будучи дважды раненым, остался в строю до конца боя…
За успешно проведенные зимние бои многие получили награды. На моей гимнастерке засверкала медаль «За боевые заслуги» — моя первая боевая награда…
Окапывались днем и ночью…Мороз перехватывал дыхание… уцелевшие дома в деревнях забиты людьми – бойцы отогревались поочередно… Рисую окраину города. Замерзают ноги, тороплюсь…
Около разрушенного деревянного мостика подбитый немецкий танк… Подходит ко мне бабушка, рассказывает, как немцы гнали народ на минное поле… Развивая тему, пытаюсь сделать эскиз плаката «Отомсти!», где изображаю эту бабушку с двумя детьми…»
Листая зарисовки Якупова, увидел склонившегося над листами бумаги человека. Это начальник штаба 148-й дивизии Н.Г.Васин. Слева под рисунком написано: «д. Сталино». Так называлось село Сосновка во время войны. Этот же рисунок приведен в статье О.Л.Якубсона в №11 альманаха «На быстрой Сосне», указано:  рисунок неизвестного художника. Теперь известно — это нарисовал Х.Якупов.
А вот рисунок «После изгнания немцев». На переднем плане у костра промерзшие мальчишки в лохмотьях. В немецкой каске варят картошку. Сизый дым окутал развалины.
Беглые наброски: два бойца лежат на снегу, изучают трофейный немецкий пулемет, люди с узлами на плечах, ползущий по глубокому снегу пехотинец…
Встреча
с Лукониным

«…Делал рисунки везде, — пишет художник, — но, к сожалению, не смог сохранить портреты сослуживцев. Фотографов у нас не было, и бойцы отсылали мои рисунки домой…
Однажды в нашу землянку вошел окоченевший от мороза незнакомый боец, подсел к железной печурке, закурил. Мы разговорились. Он оказался тоже родом из Татарии. Это был фронтовой корреспондент нашей армейской газеты  «Сын Родины» Михаил Луконин. Я показал ему свои рисунки. Михаил заинтересовался ими, попросил сделать несколько рисунков для армейской газеты. К следующему приезду я приготовил два рисунка. На первом изображен момент раздачи бойцам посылок, полученных от жителей Саратова. Люди посылали воинам шерстяные носки, платки, табак, мыло. На втором рисунке Гитлер «зачеркивает слова «Молниеносная война» и меняет их  новыми: «Отступление на более удобные позиции». Рядом – его пропагандист Геббельс. Под карикатурой стихи Луконина:
Как ни бреши, как ни плутуй,
В мешке не утаишь ты шила.
Как ни вертись, как ни воюй,
Но ждет тебя одно – могила».
В связи с упоминанием имени Михаила Луконина, мне вспомнилась простая история тридцатилетней давности. В кабинет к заместителю редактора районной газеты «Знамя Ленина» Барабанову вошла немолодая женщина, он читал принесенный мною материал. Она протянула пожелтевшую газету. Это оказался майский номер «Сына Родины» за 1942 год.
— Откуда он у вас? — спросил я.
— У нас в Успенском стояла редакция, когда уехала, остался этот  номер.
И далее женщина поведала, что жили у них в доме два военных корреспондента: Миша и Сергей. Днем уезжали на передовую, а по вечерам при свете тусклых  коптилок писали.
— Молодые были ребята, веселые, — закончила она.
Ну, конечно, это были боевые друзья, военкоры Михаил Луконин и Сергей Наровчатов. Оба после войны стали известными писателями. Первый немало рассказов посвятил Ливнам. Вот строки об освобождении нашего города:
«…Пробегая через площадь, ранеными упали красноармейцы. Площадь под непрерывным огнем немцев.
Оказать помощь раненым невозможно. Открывается калитка ближайшего дома. Выходят быстро две женщины. Красноармейцы за углом кричат:
- Куда вы! Стой!
Нет, они побежали, пригибаясь на виду у всех. Немцы тоже ждут, что будет…
Женщины подбегают к раненым, берут за руки, тащат тяжелые ноши, пятясь…
— Прикрывайте, — кричит командир.
Бойцы открыли огонь, не давая высунуться немцам.
Женщины устали. Вот калитка. Бойцы облегченно вздохнули».
События, о которых мы написали, произошли 75 лет назад.
Участникам их — и художнику Харису Якупову, и писателю Михаилу Луконину — они врезались в память на всю оставшуюся жизнь. И последующим поколениям пусть они не забудутся.

Иллюстрации из архива автора.



написать комментарий