Чему учить и как учить

Три топовые специальности уже реализуются в стенах Ливенского филиала ОГУ им.И.С.Тургенева – первого опорного вуза Орловской области. Чему учить и как учить – на протяжении шести с лишним десятилетий на эти вопросы отвечает ведущее учреждение по подготовке специалистов высшего и среднего звена нашего города. В этом учебном году в его работе много новшеств, о которых рассказал директор филиала Е.Н.Бологов.

11.01.2017   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   366 просм.    Автор: Ирина Королева.
Новости Ливны -

Вопрос: - Евгений Николаевич, сейчас основное внимание сосредоточено на развитии среднего профессионального образования и подготовке кадров для ливенской промышленности?
Ответ: - Система профессионального образования в последние годы претерпевает существенные изменения.  Много лет учебные заведения страны (и филиал не был исключением) готовили бесчисленных юристов. экономистов, менеджеров, почти все выпускники школ становились обладателями дипломов о высшем образовании. Между тем предприятия остро нуждаются в рабочих кадрах, готовых работать на современном высокопроизводительном оборудовании с использованием новейших технологий.
Не обошли стороной ливенский филиал и другие негативные тенденции.    Это демографическая ситуация  – в 2017г. численность населения в возрасте 17-25лет на 12-15% ниже, чем в 2010г. К тому же следует учитывать устаревание ряда профессий, появление новых. Структура подготовки будущих специалистов выстраивается в соответствии с запросами работодателей. Так, спрос на специалистов в области IT-технологий привел к открытию несколько лет назад новой образовательной программы СПО по специальности «Программирование в компьютерных системах». Одновременно приходится признать, что, несмотря на потребность предприятий, была утрачена подготовка специалистов для литейного производства. Прекращена и подготовка по специальностям «Правоведение», «Государственное и муниципальное управление».
Из других негативных тенденций - снижение числа обучающихся по программам высшего образования. Еще пять лет назад степень бакалавров постигали около 190 студентов, в этом учебном году вдвое меньше. В 2016г. из стен филиала вышел последний выпуск специалистов с пятилетним сроком обучения. Но специальности среднего профессионального образования технического профиля по- прежнему пользуются спросом. Последние два года даже наметилась небольшая тенденция роста числа обучающихся – два года назад их было 270, в прошлом учебном году – 386, в этом – 398.
Вопрос: -Но сейчас и на высшем государственном уровне формируются новые подходы и требования к системе среднего профессионального образования. Насколько ливенский филиал готов отвечать на вызовы времени?
Ответ: - Есть три основные направления развития, прежде всего среднего профессионального образования.
Во – первых, речь идет об обновлении содержания и образовательных технологий в соответствии с поставленной на федеральном уровне задачей подготовки по ТОП-50-наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Ливенский филиал уже сейчас реализует три рабочие профессии, требующие среднего профессионального образования – технология машиностроения, строительство зданий и сооружений, программирование в компьютерных системах.
Следующее направление – соответствие качества подготовки кадров международным и передовым технологиям, участие в мониторинге подготовки кадров. Правительство РФ разработало комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования до 2020г. Половина студентов СПО должна участвовать в региональных и национальных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства, отраслевых чемпионатах. 40% выпускников по ТОП-50 профессий и специальностей должны иметь сертификаты или медаль профессионализма по стандартам «Молодые профессионалы» (World Skills Russia). С 2015 года в нашей стране активно развивается это движение. Первый региональный чемпионат прошел на базе Мценского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева.
Вопрос: - Насколько активно включается в это движение ливенский филиал? Требуется ли для этого какая-то специальная подготовка?
Ответ: - Ведущие преподаватели прошли курсы повышения квалификации на базе Регионального координационного центра нашего университета по организационной и методической работе экспертов World Skills Russia. Преподаватели кафедры информационных технологий и экономики и кафедры инженерного образования побывали в Воронеже, где познакомились с работой конкурсных площадок чемпионата соседнего региона, правилами проведения соревнований по направлениям «Web-дизайн», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ». Сам я в Екатеринбурге прошел подготовку по организации и проведению чемпионатов «Молодые профессионалы» World Skills Russia. По итогам проведенной работы Ученый совет филиала принял решение о проведении отборочного тура соревнований по демонстрационной компетенции «Токарные работы на универсальных станках», а также о подготовке студентов к участию в региональных чемпионатах по компетенциям «Сварочные технологии», «Инженерный дизайн CAD», «Web-дизайн». И уже 21 декабря на базе учебных мастерских филиала прошел отборочный тур регионального чемпионата «Молодые профессионалы Орловщины – 2017». В соревнованиях приняли участие десять студентов второго-четвертого курсов филиала, победитель Д.Корниецкий продолжит борьбу в феврале на региональном чемпионате.
Еще раньше, в начале прошлого года, своего рода репетицией к чемпионату стал организованный на базе филиала городской конкурс профессионального мастерства «Трудовым традициям верны» среди токарей. При подведении его итогов использовалась методика оценивания по критериям World Skills.
Сейчас филиал работает над привлечением городских школьников к движению Junior World Skills через пилотный проект «Клуб изобретателей». Он предполагает создание кружков «Юный машиностроитель» и «3D-моделирование». Это позволит развивать интерес школьников к рабочим профессиям. И надеемся, приведет в наши стены будущих студентов.
Вопрос: - Евгений Николаевич, Вы говорили о трех направлениях работы. Какое третье?
Ответ: - Оно уже реализуется в деятельности филиала, заключается в обеспечении доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данной категории студентов предоставляется возможность обучения по индивидуальным учебным планам с использованием элементов дистанционных технологий, подбираются базы для прохождения практики по профилю специальности. Эти студенты успешно осваивают выбранные профессии и специальности.
Вопрос: - Освоить специальность – одно. Куда сложнее найти работу по профилю образования даже здоровому выпускнику. Не знаю, согласитесь Вы с мнением о том, что какое-то время назад вузы увлеклись гонкой за количеством дипломированных выпускников. Качество подготовки, последующей занятости отошли на второй план. Возник дисбаланс спроса и предложения на  рынке труда.  Что-то будет меняться в этом направлении?
Ответ: - Совсем скоро филиал будет вовлечен в решение такой важной задачи, поставленной президентом РФ, как мониторинг качества подготовки специалистов. Среди показателей мониторинга для системы СПО – результаты участия в чемпионатах профмастерства, результаты ГИА на основе стандартов демонстрационных экзаменов, результаты участия в процедурах независимой оценки квалификации и трудоустройства выпускников по образовательным программам СПО. Кстати, Мониторинг занятости выпускников – еще одно новшество в системе СПО, которое планируется вводить уже с этого года.
- Евгений Николаевич, спасибо за беседу. Из нее видно, что ливенский филиал много делает, чтобы успешно вписаться в создаваемую в стране систему профессионального образования. Успехов на этом пути вашему коллективу преподавателей и студентов. Очень бы хотелось, чтобы и дальше филиал оставался, как было принято говорить в прошлые годы, кузницей кадров, а многим выпускникам ливенских школ не приходилось бы ехать в другие города за получением образования.



написать комментарий