Размышления о восьмых ливенских Рождественских чтениях

Один столичный священник написал, что Рождественские чтения – это место сближения Церкви и общества, духовного просвещения и светского образования. Восьмые городские ливенские Рождественские чтения, проходившие 19 января в актовом зале школы №6, служили яркой иллюстрацией этого тезиса.

25.01.2017   Общество   0 коммент.   205 просм.    Автор: Людмила Перелыгина.
Новости Ливны -Чтения открывают Н. и Д. Гладунец. Фото сайта Левенской епархии.

Чтения открывают Н. и Д. Гладунец. Фото сайта Левенской епархии.

Открытие чтений почтил своим присутствием владыка Нектарий , епископ Ливенский и Малоархангельский, на него приехала настоятельница Марие Магдалинской обители матушка Марфа (Лоджанская), пришел руководитель катехизаторского отдела Ливенской епархии отец Виктор Чепурный. В одном с ними ряду сидели директор школы №6 Н.М. Соломахина, начальник городского Управления образования Ю.А. Преображенский, учителя ливенских школ. О необходимости возрождения православной духовности говорили все. И тема чтений — «Монастырь – место молитвы, служения Богу, духовного подвига» — отвечала чаяниям всех собравшихся. Владыка Нектарий в своем выступлении сказал, что русские монастыри были центрами духовного просвещения, и что Русь всегда держалась не только заводами, но и молитвой. Матушка Марфа призвала ребят не огорчаться, если им не достанется призового места. Сама работа над докладом станет для них большим подарком, потому что позволит соприкоснуться со святыми и святыней.
И действительно, все доклады (а их было более сорока) были посвящены святым Сергию Радонежскому, Спиридону Тримифунтсткому. И еще не прославленным официально, но почитаемым в обществе православных убиенным инокам Оптиной Пустыни протоиерею Серафиму Мирчуку из села Ожога и тем монастырям, в которых эти монахи подвизались.
Рассказать о монастыре и монастырской жизни – задача крайне сложная для мирянина. А уж для школьника, который плохо представляет себе, что такое отречение от мира, в чем состоит сущность монашеского делания, она сложна вдвойне. Поэтому большинство выступающих наибольшее внимание обращали на историю монастырей, на хранящиеся там святыни, на чудеса, которые время от времени происходят в монастырских стенах. По мнению, отца Виктора Чепурных, этого недостаточно.
— В целом прекрасные по изложению, снабженные замечательными иллюстрациями, выступления детей все-таки не раскрывают основную тему рождественских чтений, — считает священник. – Я не услышал ни слова о монастырском уставе, об Иисусовой молитве, о постепенном духовном восхождении монаха.
По его словам, это происходит от того, что учителя, помогавшие школьникам готовить доклады – люди светские, а кое-кто, возможно, и не слишком верующий. По наблюдениям отца Виктора, в ходе подготовки никто из них не обратился за советом к священникам.
Возможно, такая строгая точка зрения имеет право на существование. Но с другой стороны, на чтениях в основном представлены работы пяти- шести- семиклассников. Под силу ли им осмыслить сложнейшие реалии монастырской жизни? Может быть, с них достаточно знания того, что есть такое место — монастырь, где люди живут особенной, не похожей на нашу, жизнью?
Тем более, что некоторая часть школьников побывала в паломнических поездках в монастырях. О своей встрече с Благовещенским епархиальным женским монастырем села Ожога рассказала шестиклассница Елизавета Землянухина. Её родные и она сама часто бывают в этом монастыре, знакомы с его настоятельницей— матушкой Серафимой. Правда, чтимого в народе первого настоятеля этого монастыря, отца Серафима (Мирчука), они не знали, но слышала рассказы насельниц монастыря о любимом батюшке. Из этих рассказов, из биографии отца Серафима, отысканной в Интеренете, и родилось информационное сообщение Лизы.
Часто бывает в Почаевской Лавре восьмиклассник школы № 6 Роман Куманский. Его рассказ о главной святыне монастыря — Почаевском образе Богоматери — был оживлен личными впечатлениями, личным отношением к теме.
И в докладе лицеистки Анастасии Дейнека «Светильники Оптинской земли», посвященном убитым монахам Трофиму (Татарникову), Ферапонту ( Пушкареву) и Василию (Рослякову) отчетливо ощущалось глубокое уважение к этим людям и восхищение их подвигом.
Для этих школьников встреча с православием и его святынями состоялась. Хочется надеяться, что она состоялась и для ставших призерами чтений Ани Одеяненко из школы №1, которая назвала свой доклад «Куда исчез крест Ефросинии Полоцкой», для Лизы Холоимовой из школы №9, которая рассказала от чуде Дивеевского монастыря — Канавке Божьей Матери, для Карины Смирновой с её докладом «Кефалония – остров чудес: икона Пресвятой Богородицы, мощи св. Герасима» и еще тринадцати школьников, чьи доклады были признаны лучшими.



написать комментарий