Заплати кредит. И не спи спокойно

Жительница Ливен спала спокойно, будучи абсолютно уверенной, что полностью погасила долг перед банком. Каково же было ее удивление, когда спустя почти два года банк прислал СМС – оповещение о необходимости уплаты очередного платежа по кредиту.

07.03.2017   Суд да дело   0 коммент.   567 просм.    Автор: Ирина Леонидова.
Новости Ливны -Фото сайта im0-tub-ru.

Фото сайта im0-tub-ru.

Марина О. в феврале 2014 года оформила в одном из банков кредит на 196 тысяч рублей сроком на три года. По договору, ежемесячные платежи она должна была вносить на счет в одинаковой сумме – семь с небольшим тысяч рублей. Не исключалась и возможность внесения более крупных сумм. Женщина ею воспользовалась: несколько месяцев она платила банку большую сумму. В какой-то момент в семье появились свободные денежные средства, было решено погасить кредит досрочно, чтобы не переплачивать проценты.
В августе Марина обратилась к менеджеру: «Я хочу досрочно погасить кредит. Какую сумму должна внести?» Девушка назвала сумму и дала подписать заявление на досрочное погашение кредита. Заявление женщина возвратила менеджеру, а сама направилась к кассе, чтобы уплатить необходимую сумму: почти 159 тысяч рублей. Произведя расчет, клиент вернулась к менеджеру, чтобы показать чек и сберегательную книжку, свидетельствовавшие о наличии суммы, достаточной для досрочного погашения кредита. «Хорошо, - ответила менеджер, - денежные средства списаны, кредит погашен».
В апреле 2016 года женщина узнала, что операция по досрочному возврату кредита не была произведена. Все это время деньги находились на банковском счете и списывались аннуитетными платежами. Когда деньги закончились, банк напомнил о необходимости пополнить счет. Нетрудно представить реакцию на это клиента, давно считавшего себя свободным от обязательств перед банком. Марина написала претензию: считать договор исполненным. Банк ответил отказом и выставил сумму задолженности по кредиту 57 тысяч рублей.
Спор между банком и клиентом дошел до судебного разбирательства. Позиция Марины подтверждалась не только свидетельскими показаниями, из которых следовало, что люди видели, как женщина подписывала какое-то заявление, но и документами – внесенная 25 августа 2014 года на счет денежная сумма была необходимой для досрочного погашения долга.
Работники банка уверяли, что клиент нарушил алгоритм действий при досрочном погашении кредита. Мол, заявление на проведение этой операции подается не перед внесением суммы в кассу, а после. При этом заявление отдается на руки клиенту, а у банка оно остается в электронном виде. Женщина не подходила к менеджеру после посещения кассы, поэтому в базе нет заявления в электронном виде. Однако, суду не были представлены инструкции или какие-то внутренние документы банка, предусматривающие действия сотрудников и клиентов при досрочном погашении кредита. Не изложены они и в кредитном договоре, в нем говорится, что заемщику необходимо обратиться к кредитору с заявлением о досрочном погашении кредита. Кроме того, сотрудники банка пояснили, что в кредитном деле не хранятся оригиналы или копии заявления с подписью заемщика. Поэтому, решил суд, отсутствие в банковской программе электронного заявления не свидетельствует о том, что Марина данное заявление не подавала сотруднику банка. Менеджер и не отрицала, что Марина выражала намерение погасить кредит досрочно, после чего внесла в кассу необходимую сумму денег.
Суд встал на сторону истицы -  Марины О.
Без бумажки
ты букашка

Много лет назад заемщикам, полностью погасившим кредит, обязательно выдавалась справка с подписями и печатями, на одной из которых жирно читалось: «Кредит погашен». Наличие данной справки исключало появление разногласий между банком и клиентом, тем более спустя время. Сейчас же подобные справки если и выдают, то зачастую лишь по требованию клиента. Порой с одной подписью менеджера и витиеватой формулировкой, из которой еще нужно понять, что банк претензий к тебе не имеет. Без печатей. А уж конкретных слов «кредит погашен» и вовсе не встретишь. Иногда и справку такую не знаешь, где получить – в лучшем случае, в Орле, Липецке, Воронеже… Могут отослать в головной офис в Москву или и того дальше. Приведенная история говорит о том, что свою позицию в суде отстоять можно. Но лучше все-таки не полагаться на слово менеджера, а требовать хоть какой-то документ, подтверждающий полный расчет по кредиту.  
Вспомнился мне и недавний случай, когда в тот же банк, с которым судилась Марина, самой пришлось подавать заявление, связанное не с кредитом, а с банковской картой. Удивило, что сотрудник банка положила подписанное мною заявление в какую-то папку, мне на руки ничего не отдала. На вопрос по этому поводу несколько раздраженно ответила: «Заявление остается у нас». Не стала спорить - даже если бы на это заявление банк не отреагировал, я бы ничего не потеряла, разве что время на очередное посещение кредитного учреждения. Но данный пример доказывает, как часто мы доверяемся словам сотрудников банка вместо того, чтобы требовать объяснений и документов, подтверждающих, что их слова и действия законны.
По материалам федерального судьи Ливенского районного суда Е.Л.Альяновой.



написать комментарий