Великий язык — великое слово

Школьники читают прозу. Вслух, наизусть, с выражением. Что здесь особенного? Слова-то какие скучные — чтецы, произведения, писатели, конкурс… Но чтобы душа растрогалась до слез, этих чтецов надо видеть и слышать. И после этого выразить им полный и безоговорочный «респект»!

15.03.2017   Культура   0 коммент.   223 просм.    Автор: Галина Кондратьева.
Новости Ливны -Антон Бахтин, лицей. Фото автора.

Антон Бахтин, лицей. Фото автора.

Новости Ливны -Антон Бахтин, лицей. Фото автора.

Настя Поваляева и Алина Еремина, школа №4. Фото автора.

Конкурс чтецов уже имеет историю

Ученики городских школ, собравшиеся в минувшую пятницу в Доме детского творчества, на первый взгляд — обычные дети, скромные, приветливые. Но  неприметные с виду парень или девушка сразу привлекут все внимание, стоит им только произнести первую фразу. И вот такими красивыми становились все участники конкурса, читая свои выбранные отрывки.
Специалист Управления общего образования. Л.А. Высоцкая:
—Начинали мы лет пять назад, и в конкурсе тогда принимали участие только шестиклассники. Теперь чтецы – это учащиеся городских школ с 6 по 10-й классы. Формат конкурса серьезный, поскольку проходит под патронатом Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры и Федерального агенства по делам печати и массовым коммуникациям, везде на их сайтах мы зарегистрированы. Весь февраль был посвящен школьному этапу,  в марте—муниципальный (районный), после регистрации результатов мы уже получим право участия в региональном этапе. Тройка победителей  примет участие в первом этапе Всероссийского финала, который будет проходить в международном детском Центре «Орленок». Суперфинал—с 3 по 6 июня в Москве.
По правилам, в конкурсе чтецов нужно было выступить с прозаическим произведением (до 5 минут). Жюри конкурса оценивало участников по двум возрастным категориям: все-таки, шестой и десятый классы—это разные уровни.

И слово, и образ

Особенно впечатлило чтение  учащихся гимназии Насти Бедокуровой («Леночка» Елены Пономаренко), Маши Арамовой («Далекая близкая сказка» Виктора Астафьева). Слушая и глядя на них, казалось, что именно такие хрупкие милые девчушки защищали нашу страну — сила духа, наверное, передается и по наследству, спустя поколения.
Влад Долгих из школы №9 читал рассказ « Лето одного дня» Рэя Бредбери.  Влад не только любит читать и мечтает стать артистом разговорного жанра, но играет на музыкальных инструментах, мечтает также делать собственные клипы. По его мнению, во всем надо стремиться к совершенству.
— Я выбрал рассказ о далеком будущем, жизни на другой планете, где один раз за много лет можно увидеть солнце. Это история о детской жестокости и ее осмыслении.
Антон Бахтин  еще не знает, кем будет. Но любовь к чтению ему привили родители, дома собрана большая библиотека, и это, несомненно, повлияет на его дальнейший уровень развития, как личности, в первую очередь. Восьмиклассник лицея с юмором и артистизмом прочел рассказ Антона Павловича Чехова «Ушла».

Ольга Евгеньевна Воробьева, библиотекарь школы №1:
— Прекрасные дети, замечательно читают! По сравнению с прошлым годом, уровень чтецов вырос. Они очень ответственно подошли к выбору произведения, тематика очень разнообразна — и война, и юмор, и природа, и философские произведения. Это думающие люди, они понимают, о чем они читают и что их волнует.

Алина Еремина (8-й класс, школа №4)  поразила своим исполнением рассказа Михаила Пришвина «Козочка» о детдомовской девочке. Видимо, она очень тонко прочувствовала эпоху событий в рассказе, жизнь и быт людей, внутренний мир героев. Сочетание ее голоса, эмоций и подобранный образ настолько сплелись в единое целое, что трогали до глубины души. Сюжет рассказа, подобранные крендельками косички с белыми вплетенными ленточками,  короткое платьишко словно бы из тех лет с белым отложным воротником и тонким пояском, белые гольфы –и вот мы видим зримое воплощение писательского замысла, практически фильм!
— Я долго выбирала себе отрывок. Долго готовилась, ходила в библиотеки, читала о том времени, смотрела выступления других чтецов в Интернете, хотелось полнее вжиться в этот образ. Подобрала я его сама. Кем хочу стать? Юристом.
Настя Поваляева (6-й класс, школа №4) использовала в своем исполнении изобразительные средства — видеофон лесного пейзажа, пение птиц, венок из цветов в волосах, платье, словно у лесной нимфы. До чего же красивы наши девочки, особенно, когда из их уст слышится красивая литературная речь, как мил и кроток их взгляд!
Семиклассник пятой школы Саша Назаров обладает особенной  харизмой—очень обаятельный паренек ( читал «Старуху» Ивана Тургенева). Последним произведением, которое он прочитал для души, стал роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
— А почему в 13 лет появилось желание его прочесть?
— Это знаменитый роман, я захотел узнать, почему. Мне очень понравилось, но его надо читать не один раз, и каждый раз тебе будет открываться все новое и новое. Наверное, это книга на всю жизнь. Кем стану, еще не решил. Главное, чтобы работа приносила удовольствие!
Кристина Медведева (6-й класс школы №5) — маленькая пичужка в белом фартуке! Она выбрала рассказ Евгения Пермяка «Белая бабочка». Но та внутренняя сила и энергия, которая ощущалась в ее исполнении, просто захватывала.
Также эмоционально и проникновенно выступили девятиклассницы из школы №2 Настя Ретинская и Оля Войнова.
— Когда читаешь, очень хочется передать все, что у тебя в душе, и готовишься к выступлению с волнением и радостью,—говорят девочки.
Настя Рябичева (9-й класс школы №6) читала отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», перенеся слушателей и зрителей в точку времени и пространства, запечатленные авторским замыслом. Вместе с Настей все прощались с Ритой Осяниной, вместе со старшиной Васковым в последней смертельной решимости мстили врагу: спрятавшимся в лесной избушке фашистам… В такие моменты не важно, насколько хорошо читает конкурсант: он становится проводником писателя к нам, в другие времена и эпохи.

Татьяна Владимировна Потапенко, библиотекарь школы №2:
— Подход у всех был творческий, интеллект у детей год от года растет, как и артистизм. В каждом выступлении видна индивидуальность ребенка, и это замечательно! Они дают нам почувствовать красоту русского языка, самовыражения.


Пьедестал почета

Все они, эти мальчишки и девчонки, просто молодцы, потому что они любят читать, потому что мыслят и живут с наполненной душой.
Пьедестал победителей по итогам совещания жюри выглядел так.
Два первых места заняли Алина Еремина и Антон Бахтин, вторые места достались Полине Лазуткиной (8-й кл., шк.№1, рассказ А.П. Чехова «Невеста»), Ольге
Войновой (шк.№2, отрывок из повести И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»), Александру Назарову (7 кл., шк.№5), Анастасии Бедокуровой (10-й кл., гимназия). Третьи места у Дарьи Агибаловой (6 кл., лицей), Кристины Медведевой (6 кл., шк.№5) и Алессии Гиардиелло (отрывок из романа Л.Н. Толстого «Воскресенье», 10 кл., шк.№1).



написать комментарий