90-летний юбилей Александры Назаровой

Ровесников Александры Пантелеевны Назаровой в Никольском осталось лишь несколько человек. Да и с теми, что есть, женщина почти не общается – за пределы двора не выходит, по телефону трудно разговаривать, сама жалуется на слух, да и у других проблем со здоровьем хватает. Как-никак 90 лет.

22.03.2017   Общество   0 коммент.   251 просм.    Автор: Ирина Королева.
Новости Ливны -

Почти половину своей долгой жизни она стояла на страже здоровья односельчан. Все записи в трудовой книжке ветерана труда и Великой Отечественной войны легко вмещаются на одной странице. В июне 1949 года принята на работу фельдшером при Никольском ФАПе, спустя полгода переведена на должность заведующей, а еще через 40 лет уволена по собственному желанию. К тому времени восемь лет Александра Пантелеевна отработала, будучи пенсионеркой.
— Я не местная, родилась в Долгоруком, сейчас это Липецкая область, а в 1927 году была Орловская. Когда война закончилась, надо было где-то учиться, я и поступила в Елецкое медучилище, — вот так просто рассказывает она о выборе профессии. – Распределили меня в Ливенский район. Пришла в рай-здравотдел, оттуда меня и направили в Никольское.
Пожилая женщина жалуется, что память подводит, но эмоционально рассказывает то об одном, то о другом моментах своей жизни:
— Здание райздрава в Беломестном мы строили своими руками из материала, оставшегося от храма возле кладбища. Потом в нем мед-училище разместили.
— В Никольском тогда сколько люду было, родов сколько мы принимали с акушеркой Ларисой Григорьевной Бешенцевой! Только в школе учились по 300 человек. А работы здесь сколько было – на фермах, на МТС. Хорошая машинно-тракторная станция была.
Когда Александра Пантелеевна делилась этими воспоминаниями, мне вспомнился рассказ ее коллеги из Свободной Дубравы Зинаиды Яковлевны Фаустовой:
— Я сохранила документы, которые мы вели. Жалко выбрасывать – в них жизнь нашего поколения. Вот смотрю, в 1965 году мы приняли 65 родов.
— Так ведь она была моей хорошей подругой! – восклицает моя собеседница. И с горечью добавляет: — ушла уже в мир иной.
— Как работали мы? На попутках, на полуторках в Беломестное в аптеку за медикаментами ездила. Наберу лекарств, бинтов два мешка и обратно. Стоило тогда все копейки. У медиков не было понятия выходных, свободного времени – в любое время дня и ночи люди стучали в окошко, а мы спешили им на помощь, не считаясь со временем и личными интересами. Ходить приходилось пешком, аж до Жерновки. Каждый дом обходили.
— Мы с сестрой маму больше видели в школе, чем дома. То прививки делает, то медосмотры проводит, - вступает в разговор дочь Людмила Михайловна. – Порой только переступит порог дома, а кто-то уже бежит: «Пантелевна, что-то у ребенка температура высокая». Или порезался кто-то, или живот прихватило – причин обратиться к медработнику за помощью немало.
Успевала женщина и общественными делами заниматься, на хорошем счету была не только в больнице, избирали ее и депутатом сельсовета, райсовета. Все в порядке было и с личной жизнью. Молодую медичку быстро присмотрел себе в жены Михаил Назаров. Вскоре они поженились, построили большой дом. Уже в нем родились дочери Людмила и Татьяна. Одна из них обосновалась в Москве, другая в Петербурге. Больше двадцати лет после смерти мужа Александра Пантелеевна жила одна. Но дочери и внуки много о ней заботились, повседневную помощь в качестве соцработника и просто по – соседски оказывала Татьяна Петровна Логачева и ее супруг Николай Петрович. Они и сейчас не забывают пожилую соседку. В последние годы к ней из Москвы практически переехала Людмила, как сама вышла на пенсию. Минувшую зиму мать провела у Татьяны в Петербурге, пока Людмила занималась вопросами своего здоровья.
— Все было хорошо, и дочь просила остаться, но меня тянуло домой, — всплакнула Александра Пантелеевна.
А как же: тут и во двор, хоть и с двумя костылями, выйдет. До огорода дойдет, где не только дочерью «покомандует», но и сама попытается ей помочь. На один костыль обопрется, а свободной рукой травку дергает. Не привыкли люди старой закалки время в праздности проводить. Вот и я застала Александру Пантелеевну за занятием – она разбирала волну из овечьей шерсти, потом из нее соседка нить напрядет, носки свяжет.
— Хоть и слуха мало-мало стало, зрение плохое, а телевизор знаю. Люблю смотреть Малахова, «Что? Где? Когда?», Гордона, «Время покажет», Закошанского, про суд.
— Скоро Пасха, кто-нибудь из односельчан отвезет меня на кладбище. Я там всех людей вижу. А еще так хочется попасть в Жерновку на памятные места. Я знаю, что там сейчас хорошо все обустроили, очень хочу увидеть все своими глазами, поклониться могилам павших. Может, к 9 мая попрошу кого-нибудь свозить меня туда.
Наверняка, найдутся люди, готовые помочь в исполнении столь скромного желания. И в свой юбилей Александра Пантелеевна не осталась в одиночестве. Утром с поздравлениями, в том числе от президента РФ, приходили представители местной власти. Вечером собрались подруги. В течение дня звонили дочь Татьяна, внуки и внучки – их у бабушки четверо. Еще у нее есть четыре правнука и правнучка. Не только воспоминаниями живет эта женщина, старается вести, по-возможности, насыщенную, в том числе и общением, жизнь.



написать комментарий