«Ливнынасос» как космическое тело

В космосе есть звезда, носящая имя ливенского завода. В «Звездном альманахе» за 2003 год есть информация о регистрации небесного тела под названием «Ливнынасос».

22.03.2017   Общество   0 коммент.   320 просм.    Автор: Галина Кондратьева.
Новости Ливны -Современное здание завода, 2017 г. Фото Е.Васильевой.

Современное здание завода, 2017 г. Фото Е.Васильевой.

Новости Ливны -Современное здание завода, 2017 г. Фото Е.Васильевой.

В.Х. Болгов (слева) и Ю.И. Бондарев, встреча в городском краеведческом музее. Фото автора.

Новости Ливны -Современное здание завода, 2017 г. Фото Е.Васильевой.

Мы решили узнать об этом поподробнее из первых, так сказать, уст. Созвонившись с бывшим директором завода В.Х. Болговым, договорились с ним встретиться в городском  краеведческом музее: именно в книге нашего краеведа Ю.И. Бондарева «Ливны и ливенцы в истории России» упоминается этот факт. Несмотря на проблемы со здоровьем, Вячеслав Харитонович охотно с нами пообщался.   В музее и прозвучали интересные и почти невероятные истории о том, как работал тогда «чертежный» и за что ему подарили звезду.
Звонок
с «небес»

В 2003 году В.Х. Болгову позвонили из Москвы, из министерства… Предложение было необычным—приехать на церемонию награждения и вручения памятного знака в честь присвоения одному из космических тел имени «Ливнынасос».
— Мы приехали в Москву, нас встретили, это был генерал, к сожалению, сейчас уже не вспомню его имя. Встреча была теплой, мы долго общались на тему жизни и работы предприятия. В ответ на такое необычное предложение я спросил: а как это можно увидеть, в каком созвездии? И что я покажу людям? Они говорят: ничего, увидеть это нельзя, эта звезда вычислена путем расчетов.
Приглашенных по аналогичному поводу было человек пять. Всем вручили свидетельство о регистрации и памятный знак, необычные авторучки. Сегодня этот знак-символ находится в кабинете нынешнего руководителя предприятия.
Со свойственным ему юмором В.Х. Болгов рассказывает о встрече с сотрудниками Музея космонавтики: « Я приехал почти из деревни, расскажите мне об этих созвездиях поподробнее».
— Мне казалось тогда, что стоит поднять в ночное небо глаза — и увидишь надпись «Ливнынасос», —шутит он. — Все было очень интересно. Я спросил, можно ли будет привезти  сюда наших работников. Конечно, говорит генерал, просто предупредите, и мы с удовольствием организуем встречу.
Такой масштаб не мог не окрылить. Впрочем, и без этого «крылья» у завода были — это неравнодушный руководитель и сами работники.
Лиха беда начало
Завод переживал разные времена, но всегда шел вперед. Несколько раз приходилось перепрофилироваться: прекращать выпуск одной продукции и осваивать пуск другой. Болгов пришел на завод  29-летним заместителем директора (а ушел с поста директора в 67 лет). На эту должность специалистов назначало Министерство приборостроения, как и директора, главного инженера и главного бухгалтера. «Чертежный» завод выпускал тогда трафареты из целлулоида (54 вида),  офицерские и морские линейки, угольники.  
— Труд был можно сказать, рабский. Наши девчата и женщины помнят эту черную пасту, которую поставляли нам финны. Процесс изготовления этих линеек  был скрупулезным. Они упаковывали их в пачки по сто штук. Груз с этими пачками ждали в тринадцати или более странах.
Спустя время офицерские линейки переставали быть актуальными, прогресс стремительно надвигался, кого-то подминая под себя, а кто-то научился идти с ним в ногу.  После линеек завод начал выпускать электронную технику.
— Мы начали набирать сотрудников. Поймите, люди пришли из деревни, их надо было обучить…  
Приходилось постоянно думать о новой выпускаемой востребованной продукции. Начали выпускать системы управления для атомных станций.
— Это были «шкафы», набитые электроникой. Специальные  щиты для этих «шкафов» паялись три дня. Чтобы правильно спаять все тончайшие провода-волоски, надо было проявить колоссальное умение и терпение, — вспоминает Вячеслав Харитонович.
Стараниями девчат-работниц щиты получалось делать за два дня. Но и этого было недостаточно. На практику приходили 8-9—классники городских школ, помогали паять.
— И вдруг один из этих мальчишек спаял щит…за 6 часов! — в голосе Болгова до сих пор удивление и гордость. — Я его пригласил в кабинет, поздравил, выписал премию в 60 или 70 рублей  (а зарплата тогда была по 100 рублей).  Привел парня в цех, обнародовал его успехи. А девчата «закусили удила» — и выдали результат за смену! Но, правда, обижались на меня…
В работе завода постоянно применялись новые методы, интересные решения,  привлечение различных специалистов, обучение своих, стимулы для работников. Эмоциональный рассказ Вячеслава Харитоновича о том, какими путями достигался нынешний успех, просто захватывает. О нем вообще вспоминают, как о трудоголике, да так оно и было. Например, одно время приходилось работать почти круглосуточно.
— Приеду домой часа в три ночи, перекушу что-нибудь и обратно на завод, — делится Вячеслав Харитонович.
Такой трудоголизм не всем был по душе. Но директор искал разные пути  дальнейшего  развития предприятия. И умел договариваться! Порой надо было целый день провести с работником министерства, чтобы подписать договор о сотрудничестве. Но что людям сказать? А нужны реальные деньги и заказы. И тут хочется  опять процитировать Болгова:
— Поехал еще раз в Министерство атомной промышленности. В одном из нужных мне отделов работали девчата. «Мы можем только подписать соглашение о выделении министерством денег на заказ», — говорят. А мне нужен реальный перевод средств! На обед я пригласил их в ресторан. Если честно, прихватил с собой в Москву шесть батонов «Московской» колбасы нашего мясокомбината. После обеда вручил им презенты. Они говорят: «Что ты хочешь?»  Я говорю — я хочу, чтобы поступили деньги побыстрей. «Ну иди, поступят». Они оказались настолько честными, что как только я вернулся в Ливны, деньги были уже на счете.
Таких историй мы услышали не одну, и все они служили одной цели — развитию завода.
От линеек
до насосов

«Ливнынасос» производил около 60 тысяч различных насосов в год. К 2001 году в коллективе работали 700 человек.  До 2007 года зарплата у рабочих была высшей по области: 24-29 тысяч рублей во времена, когда на другом заводе рабочие получали 6 тысяч. В заводском хозяйстве держали 3 тысячи голов свиней, имелось 550 гектаров земли, 560 квартир в построенных заводом домах и общежитии, до сих пор работает детский сад.
— Я вызывал начальника ОТЗ и говорил: давай зарплату повысим? Он говорил — давай. И в феврале мы уже готовили списки и ведомости, — рассказывает Владимир Харитонович.
Хороший диалог! Но строгие требования к работе могли свести на нет усилия работника по его же вине.  Если в работе допускался брак, например, или рабочий был нетрезв.
На заводе работала всего одна контролер: рабочие сами проверяли свою продукцию.
— Пьяниц у нас уже не было в те времена. Если кто напивался, получал по самому низшему разряду. Бежал к прокурору. Прокурор говорит: а что случилось? — Да я выпил немного. — Ну ты знаешь — все по закону, — отвечает прокурор. А потом этот выпивоха говорил другому: не пей, мало получишь, а пойдешь жаловаться — бесполезно.
Все, кто работал на  «Ливнынасосе», прошли хорошую трудовую школу, закалились в трудностях, испытали на себе нюансы характера директора, но их работа была важной, достойной и почетной.
Казалось бы, секрет успеха  прост: чтобы завод жил и развивался, надо работать, искать рынки сбыта, делать хорошую продукцию, пользующуюся спросом.
— Не надо сидеть на месте и ждать, что кто-то вам что-нибудь подарит, — объясняет этот секрет В.Х. Болгов.
— Это одна сторона, — поддерживает Ю.И. Бондарев. — А другая — забота о людях, о коллективе. Можно делать чертежи, разработки, но если платить токарю пять тысяч, ничего не добиться. Работник завода должен иметь нормальные условия для жизни. Вы видели сегодня объявления? Везде нужны рабочие, даже штамповщики первого-второго разрядов, ведь не Бог весть, какая квалификация! А ведь  потеряны были кадры, специалисты… Сейчас надо вновь их «ковать». А почему? Потому что им не платят. Вот они и уезжают.
Вот такая история. Кто бы мог подумать в те далекие времена, когда на месте бывших свинарников возводился  новый завод, что имя его вознесется ввысь, до самых звезд, и будет светить как  негасимый пример трудолюбия, творческой мысли и славить наш маленький  прекрасный город на  планете Земля!



написать комментарий