Дозвониться до неба

В апреле в Орле прошел первый областной фестиваль колокольных звонов. Его организовал ливенец Алексей Юрьевич Крылов.

26.04.2017   Общество   0 коммент.   182 просм.    Автор: Людмила Перелыгина.
Новости Ливны -Алексей Крылов на колокольне Георгиевского храма. Фото М.Нестеровой.

Алексей Крылов на колокольне Георгиевского храма. Фото М.Нестеровой.

В четверг Cветлой недели, 20 апреля, прихожане орловского Богоявленского собора не торопились расходиться после службы. Люди ждали, поглядывая на соборную колокольню. И вскоре оттуда полились протяжные и величественные звуки благовеста. Фестиваль орловских звонарей начался.
– Сначала нас слушали всего человек пятьдесят, – вспоминает это главное для него событие организатор фестиваля  Алексей Юрьевич Крылов. – Потом  люди, которых было немало в этот день на одной из центральных улиц Орла, стали подходить  к собору. По моим прикидкам, нас слушало не менее двухсот человек.
Звонарей со всей Орловской области собралось всего девять человек. Были среди них известный на всю Россию звонарь  болховского Преображенского собора Александр Чайка, руководитель школы звонарей из Москвы Алексей Сергеевич Пугачев и известные только по именам звонари Георгий и Александр и «звонарочки» Ольга и Светлана.
А собрали их вместе работник ливенского Центра молодежи «Лидер»  и звонарь Георгиевского храма Алексей Юрьевич Крылов и настоятель Богоявленского храма, благочинный города Орла и настоятель  Свято-Георгиевского храма в Ливнах, отец Александр Прищепа. Работу им для этого пришлось проделать большую. А.Ю. Крылов разработал положение о фестивале и получил благословение на его проведение у митрополита Орловского и Болховского Антония, который с пониманием отнесся к инициативе священника и благочестивого мирянина. А вся организационная часть легла на плечи отца Александра.  Площадка для проведения фестиваля – колокольня Богоявленского собора – была подготовлена еще год назад усилиями А.Ю. Крылова.
– Колокола там были расположены неправильно, пульта для звонаря не было, – вспоминает он. – Нужно было перевесить их, наладить колокольные языки. Вот утром я с тяжеленной сумкой инструментов выезжаю в Орел. День работаю, да так, что, вернувшись домой, засыпаю почти без сил. Утром мне на работу в  «Лидер», а на следующий день опять в еду в Орел…
Все эти труды и хлопоты он взял  на себя ради дела, ставшего главным смыслом, центром его жизни.
О чем поют колокола
А начиналась его дорога на колокольню очень буднично. В 2009 году Алексей Юрьевич увидел по телевизору  сюжет о работе школы звонарей. Захотелось самому попробовать свои силы, благо, музыкальное образование у него  есть. Но в Сергиевском храме Крылову отказали: колокольня не место для «проб», и свой звонарь, слава Богу, имеется.  
Однако, через некоторое время Крылов узнал, что привезли и поднимают на колокольню колокол Свято-Георгиевской церкви. Он позвонил отцу Александру: не позволите ли попробовать позвонить? И получил разрешение.  Так, в Великую пятницу 2009 года, А.Ю. Крылов впервые поднялся на колокольню. И когда в его руках оказалась веревка от колокольного языка, когда колокол издал первый чистый звон, что-то  произошло, что-то перевернулось в душе.
– Я и сам не знаю, что это было, – признается он сейчас. – Колокол заговорил со мной? Но в эту минуту я понял, что так просто с колокольни я не уйду. Это мое.
Может быть,  Алексей Юрьевич ощутил тогда то, что чувствовали, но не решались говорить громко все русские звонари до него – близость к небу. Каждый звук колокола – это призыв верующих к молитве, но это еще и разговор с Богом. И может он быть слабым и невнятным или сильным и выразительным. Конечно, понял он это не сразу. А сейчас пытается передать собеседнику, пересказывая сцену из одного православного фильма. Один из героев этого фильма, слушая звоны, говорит о том, что звонарь не просто на молитву зовет, он Богу послание от верующих передает.
– Его колокола поют о том, что мы Бога помним, что мы Бога любим, что мир, созданный им прекрасен, и мы счастливы жить в нём.
От себя Алексей Юрьевич таких красивых слов произносить не может, не любит он красно говорить. Но зато служит своему звонарскому делу от всей  души и изо всех сил. После первого своего опыта на колокольне он попросил настоятеля Свято-Георгиевского храма Александра Прищепу взять его в звонари. Настоятель разрешил попробовать. И Крылов стал учиться на звонаря.
– Книг, по которым можно научиться звонить, очень мало, – рассказывает он. – Но зато есть записи современных колокольных звонов . К счастью, восстанавливать запрещенный ранее в России колокольный звон начали раньше нас: по записям, которые оставили священники и несколько опытных звонарей.
Вот на этих записях он и учился сочетать удары  самого большого колокола – благовестника – и меньших зазвонных  колоколов, строить ритмический рисунок звона.
Каждый звон – это небольшая пьеса, исполненная на огромном инструменте – колокольне. Бывает радостная, праздничная пьеса, бывает скорбная, когда  звонят над гробом христианина. Есть пасхальный, «красный» звон, есть торжественный «георгиевский».
Звонарь может передать звоном горе и радость, покой и печаль. Каждый слушатель найдет в этих звуках самые разные оттенки чувств.
Но прежде, чем перейти к этому высокому искусству, нужно настроить свой «инструмент» – колокольню.
– Мне очень помогало то, что я имею музыкальное образование, – вспоминает Алексей Юрьевич. – Осмотревшись на колокольне, я понял, что очень многое зависит от расположения колоколов, и стал менять его по своему вкусу и разумению. Добивался наилучшего сочетания звуков, безукоризненного ритмического рисунка.
И искал, искал свой самый красивый звон.
Русский звонарь
– Вы не представляете себе, как эти поиски затягивают, – говорит А.Ю. Крылов. – Каких только звонов я не услышал, чего только не отыскал.  И ярославский звон, и ростовский звон. Слушал в Троице-Сергиевой Лавре звоны, которые исполняют по нотным записям монаха Михея, последнего дореволюционного великого звонаря России.
Между прочим, в своих поисках он набрел на историю прославленного ливенского звонаря Александра Васильевича Смагина. Был такой человек, родом из крестьян Пермской губернии. Попал в Ливны, стал звонить в ливенской церкви. Человек творческий и талантливый, он так преуспел в звонарском деле, что вскоре прославился на всю Россию и попал в список  семи лучших русских звонарей.
К сожалению, известно о нём немного. Собирал своим звоном целые толпы слушателей, переехал в Петербург, но и там не затерялся, звонил в Исаакиевском соборе. Создал свой собственный «смагинский» звон, часть которого, малый осколочек, был записан нотами и опубликован в  писанной до революции книге профессора С. Рыбакова. Дожил ли А.В. Смагин до революции, где и как завершил свою жизнь, неизвестно.
– И это типичная история русского звонаря, – считает А.Ю. Крылов. – Платили за труд  звонарю немного, и потому в эту профессию шли люди самого простого звания. А если попадался среди них самобытный талант, создавший нечто прекрасное, то его наследие исчезало вместе с ним.
И сейчас в положении самого скромного служителя церкви—звонаря – мало что изменилось. Поэтому колокольный труд берут на себя благочестивые миряне за чисто символическое вознаграждение, а порой и без него, просто из любви к звонарскому искусству.  Звонят в свободное от основной работы время. И уж конечно, не учатся в школах звонарей. Из-за недостатка  профессиональных звонарей на колокольню даже стали подниматься женщины. Одна из «звонарочек», выступавших на фестивале, – супруга настоятеля орловского храма. Впрочем, матушки часто становятся то регентами, то певчими, то чтицами. Вот и колокольное мастерство начали осваивать.
Фестиваль, который собрали Крылов и Прищепа – первая попытка увидеть  профессиональную подготовку орловских звонарей, познакомиться с ними, может быть, перенять что-то из придуманного и найденного коллегами. Взаимные встречи всегда обогащают. Можно выбрать лучшее, попробовать закрепить, потом распространить.
– Первый фестиваль помог показать и себе самим, и нашим гостям, и священству, что талантливые звонари у нас есть, – говорит А.Ю. Крылов. – Особенно хороши звоны Александра – звонаря из Орловского мужского монастыря и звон Светланы. К сожалению, таких немного. Есть у нас церкви, которые обходятся вообще без звонарей.
Вот ради того, чтобы появились хорошие, профессиональные звонари, в каждом храме и трудились несколько месяцев подряд отец Александр Прищепа и Алексей Юрьевич Крылов.
А потом  Алексей Юрьевич сам поднялся на колокольню. И колокола запели песню вечную и удивительную. Они звенели то величаво, то радостно, и поверить невозможно было, что эти хрустальные, нежные звуки издает жесткий металл. О чём они пели? Каждый услышит в голосах свое, заветное. Услышит и придет к Богу.



написать комментарий