Тлеющий очаг или Сколько осталось градусов по Фаренгейту?

В редакцию газеты пришло письмо от читателей: они беспокоятся о судьбе районных библиотек и, в частности, о судьбе центральной районной библиотеки имени А.С. Пушкина, что в городском парке культуры и отдыха. Сегодняшняя оптимизация всего — культуры, здравоохранения — съедает кадры, фонды, зарплаты и многое из того, чем живет обычный человек.

03.05.2017   Общество   0 коммент.   216 просм.    Автор: Алина Родина.
Новости Ливны -«Книжка — это труд!» В.Н.Мосалова. Фото М.Нестеровой.

«Книжка — это труд!» В.Н.Мосалова. Фото М.Нестеровой.

Новости Ливны -«Книжка — это труд!» В.Н.Мосалова. Фото М.Нестеровой.

Отдушина для читателей многих поколений — центральная районная библиотека в городском ПКиО. Фото сайта wikimapia.org

«Культура нации бесценна»,  —  пишут авторы письма. «Надвигающаяся бездуховность населения», по их мнению,  —  опасность в современной жизни. Эту точку зрения разделяют очень многие, особенно те, кто вырос, читая книги в библиотеках и домашних собраниях.
Оптимизация в сфере культуры может привести к непоправимым последствиям: сегодня многие молодые люди не знают элементарного  —  кто первым полетел в космос, какие писатели создали знаменитые произведения и прочее. На этом фоне городские и районные библиотеки остаются очагом знаний, а библиотекари-профессионалы  —  энтузиастами, преданными своему делу.
Тут еще есть библиотека?
Оптимизация в центральной библиотеке началась в 2015 году. Тогда же закрылись три библиотеки в Барково, Вахново и Норовке, «переведясь» в центральную. Пришлось уйти тем, кто приближался к пенсионному возрасту, но это были асы библиотечного дела.  Сегодня коллектив центральной библиотеки  —  13 человек. Они работают на половине ставки: это зарплата от 5 до 6 тысяч рублей.
До этого библиотека имени Пушкина работала в полную силу: был слаженный коллектив, работали фонды и архивы,  было тесное взаимодействие с читателями и организациями..
Многие ливенские читатели до сих пор жалеют о закрытии библиотеки в Беломестном (ее книжный фонд хранится сегодня также в центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина). О причине ее исчезновения до сих пор ничего неизвестно. Говорили, что здание нуждается в капитальном ремонте. Сегодня в здании бывшей библиотеки  размещаются различные отделы районной администрации. И ничего, живут без ремонта.
На вопрос о дальнейшей судьбе центральной районной библиотеки заместитель главы района по социальным вопросам В.А. Фирсов ответил, что нет причин для беспокойства: «Просто сократили ставки, оптимизировали работу. Но библиотека останется. Обратитесь к начальнику районного отдела культуры, она расскажет подробнее».
Начальник отдела культуры районной администрации Е.Н. Анисимова встречаться с нами отказалась, сославшись на занятость и дефицит времени. Однако, тон ее голоса был раздраженным и, мягко говоря, неприветливым, когда мы задали вопрос от наших читателей. «Кто вам сказал, что библиотеку закрывают?! Ничего не закрывают! Ни закрывать, ни продавать никто ее не собирается! Просто поток читателей уменьшился, фонды не пополняются, ну что держать людей? Да, оптимизация. Оставили работников на 0,5 ставки. Ну и все».
Но читатели сегодня в библиотеку по-прежнему  идут, причем всех возрастных категорий  —  и студенты, и школьники, и пожилые люди.
—  Поток читателей может снизиться на время дачных и огородных работ,  — говорит директор  библиотеки Е.Н. Рыбина.  —  К осени же  все наши читатели «в сборе»! И еще — зная, что десять дней – новогодние выходные, они стараются взять книг до 31 декабря. Тем не менее, мы все равно выходим работать, например, 5 и 6 января. И вообще будем работать, что бы там ни было.
Книжный фонд действительно пополняется крайне скудно, в последнее время только краеведческой литературой. Но читатели приносят в библиотеку свои книги в дар.
— Вы знаете,  — сказал один из таких, принесших свои книги, пенсионер Виталий Иванович, — ведь библиотека — это очаг культуры, светоч, как бы пафосно это ни звучало.  
«Я очень люблю книжки!»
Это признание библиотекаря Липовецкой библиотеки Веры Николаевны Мосаловой идет от самого сердца. Несмотря на то, что сегодня ее зарплата — 6 тысяч рублей, это половина ставки. Причем, в самой библиотеке все так, как мы привыкли видеть с детства — тематические стенды, уголки, и все везде так интересно, в таком порядке! Хочется бродить между стеллажей и рассматривать, выбирать книги для души. Недаром местные бабушки иногда заходят сюда просто посидеть, поговорить: « Как в храме побыла!». Это все потому, что здесь работает профессионал — умный, образованный, искренне любящий людей, умеющий поговорить на разные темы, вдохновить даже.
— А почему у вас так холодно?
— Потому что мы никогда не были родными детьми у нашей культуры — только пасынками и падчерицами. На нас, клубах и библиотеках, всегда экономят.
Вера Николаевна местная, липовецкая. Ни за что не подумаешь, что ее стаж работы — 44 года. А она моложава, элегантна, интеллект и тонкий вкус всегда привлекали к ней самых разных людей от мала до велика. Это ее читатели, которыми она очень дорожит.
— Первая наша библиотека была в старом клубе, киномеханик или завклубом выдавали книжки, записывая их в тетрадку. А в 70-х годах  по всей стране начали строить сельские клубы-спутники. Построили и в Липовце, клуб и библиотека в одном здании.
Согласившись с тем, что библиотеки практически всегда находились в положении военно-полевого объекта, Вера Николаевна  говорит: «Но кто виноват в том, что я люблю свою работу?». Потому что те, кто любит свою работу, превращаются в энтузиастов и готовы ее делать даже за такие зарплаты. И это профессионалы. В некоторых других сельских библиотеках таких профессионалов уже нет, и книжки выдают там случайные люди, которых уговорили поработать. Об общении, просвещении и повышении культурного уровня здесь речи не идет.
— Сегодня уже никто не идет учиться на библиотекаря, это не престижно. Хотя в орловском институте культуры еще сохранился  факультет библиотечного дела. Надолго ли?
Вера Николаевна считает, что пока не изменится ситуация в системе образования, пока не увеличатся часы уроков русского языка и литературы,  если дети не будут поставлены перед необходимостью читать, просвещение ждет бесславный конец. Интернет эту проблему не решит.
— Мы рядом со школой, дети на перемене забегают взять книжку, а некоторые книжек боятся! Потому что книжка — это труд!
Стоит сказать, что в Липовецкой школе всего 30 учеников. В других деревнях и того меньше.
Книжный фонд пополнялся и самими читателями, односельчанами, многие книги Вера Николаевна приносила из дома, причем, почти все они — познавательные. За прошедший год для библиотеки было приобретено всего пять книг.
— Сегодня появился новый тип читателей — вахтовики. Они приезжают на работу, набирают себе на время вахты книги, а потом сдают. Как правило, это немудреное чтиво, хотя есть и почитатели Захара Прилепина, например.
Деревне Липовец, в частности, библиотеке и клубу, помогает их земляк, меценат, подполковник в отставке Дмитрий Николаевич Павлов. Он привозит книги для библиотеки, клубу подарил музыкальный центр, для школьников присылает гостинцы.
— Вот если бы на каждую деревню по такому человеку, деревни бы выжили, — уверена Вера Николаевна.
На работников культуры ложится ответственность за сохранения памяти народа, сохранение самоидентичности и русского языка, а функция районных библиотекарей — не только хранение знаний и традиций, но сохранение самобытности русской деревни. С этим мнением В.Н. Мосаловой согласится любой неравнодушный человек, любящий свою родину. «Успеть записать воспоминания, всколыхнуть картинки прошлого, помочь вернуться мысленно в годы юности, согреть душевным разговором — наша дорога», считает она. Сегодня она терниста. Но пусть не кончается!



написать комментарий