Любо, братцы, любо!

29 апреля казачий круг Орловского Казачьего Экономического Союза выбрал себе нового атамана.

03.05.2017   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   380 просм.    Автор: Лариса Минц.
Новости Ливны -Атаманская клятва О.А. Дедюрина. При ней присутствуют есаулец А.П. Кириллов и священник отец Анатолий Бас.

Атаманская клятва О.А. Дедюрина. При ней присутствуют есаулец А.П. Кириллов и священник отец Анатолий Бас.

— Здорово дневали, братья казаки! – браво приветствует участников круга временно  исполняющий обязанности атамана Андрей Анатольевич Бахтин. Ему отвечают немного вразнобой, но старательно. Участники круга,  по казачьей традиции - это выборные от куреней или сотен, есаулы, сотники, пришли на это самое важное в ливенской организации действо в казачьей форме, которая у  многих казаков украшена многочисленными наградами. Зеленые мундиры и гимнастерки, краповые околыши фуражек… Несмотря на то, что круг проходит не под открытым небом, а в помещении – актовом зале Ливенского строительного техникума, фуражек и кубанок, у кого они есть, с голов не снимают.  Свято блюдут казачий обычай: казак на кругу  головной убор снимает только на молитву да еще приветствуя атамана и обращаясь к честному казачеству. И пусть  собралось на круг не так уж много народа (только выборные от казачьих сотен, молодые казаки из резерва и гости из Орла и Воронежа), проводят его тоже по всем правилам. Первым делом выбрали распорядителя действа дежурного есаульца – эта честь достается Александру Петровичу Кириллову, потом его подчиненных – приставов, в знак их временной власти на рукава двум казакам повязывают трехцветные  (цвета государственного флага) ленты. Потом тожественно вносят знамя ливенского казачьего войска, после этого по команде есаульца все становятся на молитву, и затем звучит гимн орловских казаков.
Трогательно и немного смешно смотреть на то,  как все собравшиеся стараются не ошибиться, исполняя непривычный, толком не знакомый ритуал. Так ли уж важны они, эти уставные казачьи формулы, эти нагайки в руках у некоторых казаков, шашки, рушники, этот  выточенный из дерева самодельный казачий бунчук – пернач? Конечно, провести обычное собрание с  выборным президиумом, отчетом и голосованием было бы проще. Но не лучше. Обряды – суть выражение казачьего духа, а именно его  хотят возродить собравшиеся.
Даже не возродить, а отчасти создать заново. О том, что в Ливнах были казаки, все знают. Но  как сложилась судьба ливенского казачьего полка, и где потомки этих казаков, на  эти  вопросы не берутся ответить даже самые дотошные городские краеведы. Вот и выходит, что старая формула: казаком надо родиться — для ливенцев не подходит.
— У нас казаком может стать любой житель города, — объяснял еще до начала  круга атаман Бахтин. – Главное требование: быть православным и регулярно посещать церковь. Потом разделять идеологию казачества , принимать участие в работе ливенского казачьего общества, которое  сейчас  является боевой единицей Орловского экономического казачьего общества.
И уж, конечно, не терпят казаки пьянства, расхлябанности, нарушений общественного приличия.
Казачья дорога
Однако, казачий дух не только в жесткой дисциплине. По словам А.А. Фетисова,  все   десять лет существования   ОКЭС шел поиск смысла и форм его деятельности. Сначала бесплатно ремонтировали памятник павшим советским воинам в Кромском районе, в Долгом, в  Евланово. Возродили и привели в порядок памятник  погибшим при освобождении нашего города на Заливенском кладбище.
Одновременно занимались возрождением казачьей культуры—организовали ансамбль «Казачья песня» В прошлом году этот ансамбль стал лауреатом межрегионального фестиваля казачьей песни в Орле. Обратили внимание на воинские навыки: организовали секции «Казачий Спас» и  кулачного боя.
Но  подлинную, серьезную задачу, которую стоит поставить перед собой, определили, пожалуй, наиболее четко городской атаман ливенского отделения ОКЭС и преподаватель техникума Анатолий  Викторович  Воронов. С его точки зрения, самое главное, что  могут сделать ливенские казаки,  это воспитывать молодежь в русских патриотических традициях.
Хоть часть парней воспитать в русском духе — чем не достойная задача?
К сожалению, большинство молодежи ливенское казачество охватить не может. Причина старая – нехватка денежных средств. Выезды в лес, тренировочные походы на природе, все это требует денег, которых и без того недостает.  
Ввели  членские взносы. (Сейчас их перевели в разряд пожертвований) Это как-то помогло решить часть проблем, но этого, увы недостаточно.
— И все-таки,  казаки должны активнее входить в жизнь ливенского общества и влиять на него. Взять хотя бы больную проблему браконьерства — говорит А.А. Бахтин. — Этой весной был организован казачий рыбнадзор. И  рейды проводили, и браконьеров ловили, и сети отбирали. Надо бы и дальше продолжать эту работу.
Клятва
Новый атаман, по мысли генерала и старых казаков, чье мнение обязательно учитывается на кругу, должен и сможет обеспечить это вхождение в жизнь местного общества, а заодно и более тесную связь с городской администрацией. Олег Анатольевич Дедюрин проработал в ней семь лет, он – человек опытный. И в казачестве работает более пяти лет. Любо ли вам это, браты казаки?
— Любо!—дружно отвечает зал.
Этого ответа достаточно для того, чтобы началась  церемония передачи атаманства. Вот в этот торжественный момент казаки снимают фуражки, папахи, а приставы с двух сторон крепко берут  будущего атамана под руки  Сначала  подводят к священнику.  После благословения ведут к столу, за которым сидят старые казаки. Следует ритуальный допрос:
— В Бога веруешь?
— Крест на тебе есть ли?
Приставы снимают с атамана гимнастерку, демонстрируя наличие креста. Убедившись, что крест на месте, и новый атаман примерный христианин, войсковой старшина  А.И. Войнов произносит уставную формулу:
— Быть тебе нам хорошим отцом и слушать нас, старых казаков. И дважды крест — накрест ударяет его по спине нагайкой. По его команде приставы вновь  натягивают  на атамана гимнастерку, одевают шашку, и прежний атаман Бахтин протягивает ему знак атаманской власти — булаву. Но… роняет её. А новый атаман поднимает знак власти.  Трижды падает на пол булава, трижды поднимает её О. А. Дедюрин, в четвертый раз знак власти переходит в его руки.
Это самый торжественный момент ритуала. Все встают. Атаман произносит атаманскую клятву, обещая быть хорошим отцом казакам, целует крест и Евангелие. Товарищем атамана  (заместителем) выбран войсковой старшина А.А. Бахтин.
А вот перевыборы городского атамана, А.В. Воронова опять превращаются в действо. С атамана снимают мундир, связывают ему руки за спиной и предлагают казакам предъявлять ему свои претензии и обиды. К счастью, обид нет, а претензии некоторых собравшихся больше похожи на комплименты. И на вопрос, оставить ли городского атамана в прежнем чине, звучит дружное:  «Любо!»
Потом  принимали в общество молодых резервистов. Обоим был назначен испытательный срок, во время которого им следовало изучить казачьи традиции и принимать участие в работе ОКЭС.
Что же все-таки перед нами, ролевая игра взрослых людей, которые  с удовольствием  копируют реалии  давно ушедших времен, или действительно серьезное общественное движение, претендующее на свою роль в обществе? Пожалуй,   это и игра, заявка на будущее. Удастся ли  ливенскому, да и орловскому казачеству в целом, стать казаками 21 века, покажет будущее.



написать комментарий