Женщина из подвала

В Ливенском районе немолодая женщина живёт в погребе.

19.07.2017   РЕПОРТАЖИ   0 коммент.   701 просм.    Автор: Ирина Королева
Новости Ливны -Т.И. Харитонова в своем огороде.

Т.И. Харитонова в своем огороде.

Новости Ливны -Т.И. Харитонова в своем огороде.

Все, что осталось от дома.

В селе Крутое долго искать ее не пришлось. Встретившиеся местные жители сразу поняли, о ком речь. «Это наша Таня– Маня, так ее зовут у нас по – уличному», – сказала одна из соседок и вызвалась проводить к ней. Мимо зарослей клена и развалин дома, надворных построек женщина прошла вглубь усадьбы: «Таня, ты здесь?» и тут же повернулась в мою сторону: «Там она, в огороде работает».
Миновав развалины, оказываюсь на ухоженном, аккуратно обработанном огороде. Капуста, огурцы, помидоры, лук, морковь и прочие обитатели огородных грядок находятся здесь в полном порядке. Меня встречает женщина. Худенькая, опрятная, с очень внимательным и весьма настороженным взглядом. На вид ей от 55 до 60 лет. Живо интересуется, откуда я и зачем пожаловала к ней. Узнав, что привело к ней журналиста, категорично заявляет: «Я не нуждаюсь ни в какой помощи. Сама помогаю внукам». Собеседница представилась: «Татьяна Ивановна Харитонова». Она рассказала много чего интересного из своей жизни. Только что из этого имеет место быть, а что является плодом ее воображения, трудно сказать. По словам Татьяны Ивановны, в Подмосковье у нее живет дочь с тремя детьми.
– А Вы, получается, живете в подвале? – спрашиваю.
– А как Вы думаете, где еще я могу жить?
– А зимой?
– Я же сказала, живу у дочери, – раздраженно отвечает женщина.
На ней чистая белая блузка, чистая юбка.
– Где вы стираете?
– Стираю, – неопределенно отвечает она.
Я замечаю стоящую в огороде лопату. Наверное, это единственное орудие труда у женщины, по крайней мере, в тот момент она обрабатывала кабачки или тыквы с помощью заостренной палочки. Впрочем, наверняка у нее есть топор, с помощью которого расчищает землю от зарослей клена. Именно на таком участке, недавно освобожденном от поросли, растут кабачки, создавая с оставшимися молоденькими пеньками живописную картину. Сколько трудов уходит на обработку земли, остается догадываться. Срубленные ветки идут в костер, у которого Татьяна Ивановна греется и на котором готовит еду. Она категорически отказалась пригласить непрошеного гостя в свою обитель. Посмотреть внутри ее убогое жилище так и не удалось.
Со слов соседей, женщина появилась в селе несколько лет назад, но постоянно не живет. Купила здесь усадьбу, то ли новый домишко стала строить, то ли старый улучшать. Взяла ссуду под это дело. Но случился пожар. На усадьбе и сейчас угадывается едва уловимый запах гари. По тому, что осталось от строений, можно понять, что к старому дому пристраивалась новая часть. Постигшая ли беда так отразилась на женщине? У нее своеобразный взгляд на мир. И как только поняла, что мне не совсем близко (точнее сказать, совсем не близко) ее понимание окружающей действительности, тут же потеряла всяческий интерес ко мне. Наотрез отказалась от дальнейшего общения, лишь несколько раз повторила, что ей не нужна ничья помощь – пенсию, по ее словам, получает. Еще говорила, что у нее есть сестра, но поддерживает ли с ней отношения, не сказала.

Женщина
ни от кого не ждет помощи

Глава администрации Крутовского сельского поселения Петр Иванович Еремин знает о том, что в их селе человек живёт в подвале. Петр Иванович выходил на место и один, приглашал туда и представителей Центра социального обслуживания населения Ливенского района. Во время посещения комиссией места обитания Харитоновой дома ее не было. Удалось поговорить только с соседями. Они, по словам членов комиссии, не выражали беспокойства соседством с женщиной, говорили, что поселилась она в усадьбе несколько месяцев назад, с наступлением тепла. Обрабатывает огород, получает пенсию, и ей есть на что жить. К тому же некоторые называли ее «торговкой» – продает на рынке излишки с огорода, собранную в поле ягоду. Как раз на ягодный промысел в тот момент и ушла Татьяна Ивановна, предположили соседи. Потом выяснилось, что так оно и было. Когда Петр Иванович позже зашел к ней, у Харитоновой было несколько банок спелой полевой ягоды.
– Из беседы с женщиной, я понял, что усадьбу она использует как дачу, – рассказывает глава администрации сельского поселения. – Живет здесь в подвале или под сооруженным ею навесом возле подвала. Говорит, что планирует восстанавливать дом. Ни на что не жалуется, никакой помощи не просит. Обратилась только с просьбой вырубить заросли клена перед усадьбой. Татьяна Ивановна рассказала, что в Подмосковье у нее живут дочь и внуки, есть родственники в Ливенском районе.
Но есть еще вопросы, требующие выяснения. Например, на каком основании она пользуется усадьбой. По разговорам, она то покупала ее, то продавала. Надо разобраться. По данному адресу женщина не прописана.
Петр Иванович сказал, что выяснит все вопросы, связанные с проживанием Т. И. Харитоновой на усадьбе. На это нужно время.
Как рассказали в Центре соцобслуживания, за помощью Харитонова никогда не обращалась. Даже высказали сомнения по поводу случившегося, якобы, несколько лет назад пожара: «В подобных ситуациях люди всегда обращаются за поддержкой, она не обращалась». С самой женщиной соцработникам так и не удалось встретиться, но они связались с управлением Пенсионного фонда, чтобы уточнить, есть ли у нее средства для существования. Оказалось, на самом деле Татьяна Ивановна пенсию получает.

Таков ее выбор
Пока на улице тепло, опасений ее судьба ни у кого не вызывает. Если у женщины есть основания проживать на усадьбе, это ее право. Если ее устраивает существование в полувоенных условиях, это ее выбор. Из ее высказываний нетрудно сделать вывод, что обиды на судьбу, сложившиеся обстоятельства есть. Куда без них. При этом женщина уверена, что с трудностями справится сама. Дай Бог. Но глава администрации сельского поселения заверил, что будет следить за ее судьбой, пока она будет проживать на усадьбе. К слову, находится она недалеко от здания администрации. И тот факт, что к сельской власти до сих пор никто из местных жителей не обращался по данному поводу, говорит о том, что Татьяна Ивановна для них человек не посторонний, они осведомлены о ее жизни. Более того, в разговоре соседей с корреспондентом проскользнуло, что прежде женщина была немного скандальной, сейчас мало с кем общается. По всей видимости, ее жизнь не вызывает у них удивления. Живет человек, как хочет, лишь бы не мешал другим. С наступлением холодов мы все-таки вернемся к этой теме.

Фото автора



написать комментарий