Трава у дома

Пытаясь найти дом Валентины Федоровны и Анатолия Васильевича Ашихминых, мы немного поплутали по деревне Зубцово: за травяными зарослями не видно с дороги не только этого, но и других домов.

16.08.2017   Общество   0 коммент.   273 просм.    Автор: Галина Кондратьева
Новости Ливны -У самовара я и моя Валя!

У самовара я и моя Валя!

Новости Ливны -У самовара я и моя Валя!

Супруги Ашихмины: «Быть вместе и все делить на двоих».

Новости Ливны -У самовара я и моя Валя!

Деревня Зубцово. Где эта улица, где этот дом?

Здесь рады гостям
Однако, перед домом – о чудо! – трава была скошена, и можно было поставить машину.
– Пришлось нанимать человека, чтобы он скосил участок перед домом, – сетует хозяйка, – отдала две тысячи.
– А к главе поселения обращались?
– Да ему все некогда…
А дом Ашихминых выделяется среди всей деревни: ни у кого нет такого радостного цветочного палисадника и уютного дворика. Во дворе хозяин когда-то построил две беседки – побольше (для гостей) и поменьше (для отдыха). Внутри диванчики, лавки, покрытые ковриками, стол с самоваром – сразу захотелось прилечь в полуденную жару и забыть обо всех заботах.
Наверное, все меньше остается в деревнях таких щедрых и добрых людей, которые встречают любого гостя по-русски открыто.
– Всегда у нас самовар и всегда гости. Я люблю гостей, а муж рад – лишь бы тебе было хорошо, – признается хозяйка.
Однажды педагог из Здоровца Л. Е. Кожухова привела старшеклассников в гости к Ашихминым, познакомиться и пообщаться. Ребята приехали на велосипедах и ждали хозяйку. Но когда она появилась, они были удивлены. Думали, что ждут какую-то бабушку, а тут вовсе и не бабушка, а просто молодка- красавица!
– Потому что я очень люблю людей. Ко мне приходят чай пить знакомые, соседи, друзья. Я всех всегда приглашаю. Вот лежала с одной женщиной как-то в больнице, так она потом лет 15 ездила ко мне.
На столе испеченный хозяйкой хлеб. Лет 20 она печет его в русской печке, сегодня – одна из всей деревни. Все эти традиции, мастерство и гостеприимность –
от родителей.
Деревня была большой, был и клуб, и сельсовет. Жители собирались вместе с бывшим главой поселения, чаевничали, пели песни. Вот уже лет пять нет такого общения.
И совет, и любовь
Смотрю на Ашихминых и удивляюсь – ей 77, ему почти 80, а душа у них молодая, даже возраст мало сказывается на внешнем облике, хотя жизнь не баловала, а здоровье тем более.
Валентина Федоровна – душа дома, с модной стрижкой, маникюром, нарядная. И главное ее украшение – сердечная улыбка. Она-то все и освещает – и дом, и супруга, и всех, с кем приходится общаться. 46 лет они с Анатолием Васильевичем вместе и воркуют, как голубки. Он во всем поддерживает свою половинку, даже если она приглашает полюбоваться распустившимся к утру цветком. Любовь, как оказывается, возраста не
имеет.
Порой они могут сидеть до часа ночи и любоваться звездами, дышать свежим воздухом и разговаривать, делиться воспоминаниями. Впрочем, Анатолий Васильевич не особенно разговорчив.
– Я ему говорю – разговаривай со мной, а он – ты задавай вопросы, а я буду отвечать. Ну что ты будешь делать, – смеется Валентина Федоровна. – Говорю, вот найду лучше тебя, а он – а я буду рад, лишь бы тебе хорошо было! Но лучше его для меня не может быть никого, Толик добрый и отзывчивый, и его особенно любят внуки.
Интересно слышать о жизни семьи от самих супругов, невольно сравниваешь, и душа радуется за счастливых людей.
А Анатолий Васильевич с улыбкой слушает свою Валю и любуется – видно же! Он знает, что жена мастерица на все руки и хлебосольная хозяйка, но и хозяин ей соответствует – дом и все пристройки, в том числе и эти уютные беседки, он строил
сам.
– Анатолий Васильевич, а что же, есть еще такие женщины в русских селеньях, как думаете?— спрашиваю и улыбаюсь: ответ очевиден.
– Наверное, нет, – говорит он застенчиво.
И тут впору по-хорошему позавидовать такому согласию и пониманию, пронесенному через годы.
Судьба
Они с мужем односельчане, в юности встречались в деревенском клубе. И уж если сейчас Валентина Федоровна «зажигает» все вокруг, можно представить, какой огневой она была в юности.
– Мы с Толиком шесть лет назад повенчались, – говорит она, слегка смущаясь. – Оказывается, сейчас много пожилых пар венчаются.
Тут уже не удивляешься: они вместе и в горе, и в радости. Несмотря на то, что она родила четверых детей, перенесла потерю двух своих сыновей, что оба с мужем они работали на заводах на не самых легких участках, что здоровье с возрастом пошатнулось – муж перенес инсульт, а у нее больной позвоночник. Где взять силы? А сказать себе – надо жить! Ценить каждый час и каждую минуту – это жизненное кредо Валентины Федо-
ровны.
Иногда она спрашивает себя  когда жизнь прошла? В заботах, волнениях, нелегком труде.
– Жизнь одна, я ни о чем не жалею, радуюсь каждому дню. Не люблю жадных людей, особенно душой. Я никогда не хотела ныть: того у меня нет, сего, зачем гневить Бога.
Ее ровесниц можно встретить в платках, настоящими бабулями. Но она себя таковой не считает, хотя адекватно относится к своему возрасту: «Люблю быть нарядной, аккуратной. Сама стригусь. Никогда не унываю! Когда плохо на душе, включаю музыку, иду к цве-
точкам».
– Одиночество страшно, особенно если ты стар и болен. Я мужу говорю: если останусь одна и будет страшно, пойду к курам ночевать. Самое главное – родная душа рядом.
К ней люди ходят чаевничать, пообщаться. Человека видит сразу: и открытость, и лицемерие. Сердечность семьи Ашихминых подкупает каждого, кто приходит в их дом. А главное, та сила, которая есть у пожилых людей, несмотря на слабое здоровье. Откуда она? Ведь за домом ухоженные сад и огород, есть и куры. А в доме и во дворе уют и порядок, вкусная еда. Наверное, это душевные законы, которые выстроили они для себя.
– Я люблю порядок и чистоту во всем. Все делаю сама, муж помогает сейчас по мере сил. Всегда любила шить. Не сяду пить чай, пока не наведу везде красоту. Даже халат новый надеваю к чаю, – улыбается Валентина Федоровна. – А если грустно, включаю музыку или берусь за какое-нибудь дело.
Мы приводим эти цитаты не для похвалы, а для размышления. Нужно уметь радоваться.На Руси много хороших людей, этим она сильна. Но если кто-то ослаб духом, то вот пример.
Увидеть друг друга
И еще Ашихмины сердобольны к людям. Например, это опять касается травы у дома.
– Рядом живут соседи – пожилая парализованная мать с дочерью, обе инвалиды. К ним из-за бурьяна вскоре будет не пройти, ни скосить сами, ни пригласить кого-либо они не могут. Приходит к ним соцработник, но помощь-то нужна всякая… А мы не видим друг друга из-за бурьяна. Вот вы сразу нас нашли?
Нет, поплутали, пока не расспросили жителей, где эта улица и этот дом. Жаль, что русские деревни сегодня пустеют и умирают. Но там, где еще есть жизнь и такие люди, надо ее поддерживать. Не все пожилые (а молодых в деревнях мало) могут ухаживать за своим домом, хорошо, если приезжают дети и внуки. Тогда сельские власти опекают своих сельчан, помогают им и постоянно интересуются их жизнью.
Давайте относиться к себе и другим людям с интересом и радушием. Сегодня это так
важно.


Иногда она спрашивает себя – когда жизнь прошла? В заботах, волнениях, нелегком труде. «Но жизнь одна, я ни о чем не жалею, радуюсь каждому дню. Не люблю жадных людей, особенно душой. Я никогда не хотела ныть:
того у меня нет, сего, зачем гневить Бога».

Фото А. Сажина.



написать комментарий