В «незамерзайке» нет места метанолу

Куда жаловаться, если купили на рынке некачественную рыбу, а вкус сливочного масла больше похож на маргарин, корреспонденту «УГ» рассказала начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны Лариса Владимировна Булатникова.

30.08.2017   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   185 просм.    Автор: Ирина Королева
Новости Ливны -

– Лариса Владимировна, перед вашей службой стоит широкий комплекс важных задач. Давайте поговорим о защите прав потребителей. С какими вопросами к вам чаще всего обращаются ливенцы?
– С самыми разными. Например, на предмет идентификации молочных продуктов – является ли молоко молоком или это молочный продукт, сливочное это масло или спред. В этом году только за летний период проведены несколько десятков плановых проверок школьных лагерей в Ливнах и Ливенском районе. Были выявлены факты фальсифицированной продукции, когда качество молока не соответствовало информации на этикетке. На ней значилось «молоко питьевое», в то время как в упаковке был молочный продукт.
– Что вы делаете, обнаружив фальсификат?
– Происходит его забраковка, арест, составляется протокол об административном правонарушении, выдается предписание об устранении выявленного нарушения.
– На качество сыра жалобы поступают?
– Да. В течение последних трех лет неоднократно поступали жалобы, в том числе из других областей, на качество сыра, выпускаемого АО «Завод сыродельный Ливенский». Несколько раз в рамках административного расследования проводились лабораторные исследования сыра, и ни разу не было выявлено несоответствие его качества требованиям. Руководство предприятия предположило использование маркировки ливенского завода недобросовестным сторонним производителем. Это вполне возможно.
А вот случаи с фальсифицированным сливочным маслом, произведенным в Брянске и Подмосковье, подтверждались лабораторными исследованиями. Руководители учреждений образования неоднократно обращались по поводу проведения анализа поставляемого для питания детей сливочного масла. Его качество вызывало вопросы, недоверие к поставщику оказалось вполне обоснованным. После наших заключений о несоответствии качества масла стандартам, образовательные учреждения нашли другого, добросовестного поставщика. Выявлялись факты несоответствия качеству кисло-молочной продукции брянского производителя, поставляемой в школы. В кефире и твороге обнаруживали кишечную палочку. И если творог подвергается термической обработке, прежде, чем предлагается для питания детей, кефир – это готовый к употреблению продукт.
– Качество каких других продуктов вызывает недоверие покупателей?
– Поступали жалобы на качество рыбы. Недавно обратился житель Ливен. Он был в полном недоумении – купил дорогую свежезамороженную рыбу, а после разморозки она развалилась. Ее невозможно было приготовить. По нашей рекомендации покупатель обратился к продавцу рыбы, чтобы вернуть деньги. Продавец поначалу возражал, мол, рыба поступает замороженным пластом. Как он может определить, какая она после разморозки? Пришлось обращаться к собственнику торговой точки, после его вмешательства деньги покупателю были возвращены.
– Это исключение или закономерность?
– Скорее второе. Далеко не все знают, что закон требует от юридических лиц, предпринимателей проводить производственный контроль. Однако редко, кто соблюдает это требование.
– Что оно означает и как защищает потребителя?
– Нередко покупатель слышит от продавца, что тот сам введен в заблуждение, например, надписью на этикетке. Не может же он отвечать за содержимое, если оно не соответствует тому, что написано. Может и должен, потому что должен проводить производственный контроль. То есть, чтобы максимально убедиться в качестве продукта, он должен сдать его на исследование специалистам, которые сделают заключение о соответствии, или несоответствии, заявленным характеристикам.
– Лариса Владимировна, но сейчас резко сократилось число проверок деятельности тех же предпринимателей со стороны контролирующих или надзорных органов. Потребители от этого не страдают?
– Нет. Проверки плановые, внеплановые все равно проводятся. О плановых проверках мы сообщаем заранее, у предпринимателя или юридического лица есть возможность должным образом подготовиться к ней, устранить недочеты в работе, если такие имеются. Разве это не в интересах покупателя? В случае поступления жалобы на продажу фальсифицированного, некачественного или просроченного продукта сотрудники Роспотребнадзора немедленно выходят на объект, проводят проверку или административное расследование. Иногда факты подтверждаются, иногда нет.
– А спиртные напитки проверяете?
– Конечно. Недавно было любопытное обращение гражданина, заметившего в одной из торговых точек, как покупателю продали полуторалитровую бутылку разливного пива. В то время, как в этом году вышел закон, запрещающий отпуск разливного пива в емкости объемом свыше одного литра.
Проводит Роспотребнадзор и внеплановые проверки по контролю за спиртосодержащей продукцией. В ходе одной из проверок были отобраны пробы «незамерзайки», продававшейся в магазине. В ходе исследований было выявлено содержание в жидкости метанола, которого там быть не должно. Предприниматель привлечен к административной ответственности. А штрафы за подобное нарушение весьма внушительны – от 30 тысяч рублей. Предприниматель, конечно, возмущался – у него на руках были все необходимые документы. Но он не проводил производственный контроль. Справедливости ради стоит заметить, что заказать такой контроль можно только в Туле. Насколько это удобно и выгодно, другой вопрос. Поэтому посоветовали предпринимателю обратиться с претензией к поставщику товара.
Замечу, если на продукцию нет документов, она даже не изымается для исследования, а сразу забраковывается. Так, в прошлом году на крупную сумму был оштрафован индивидуальный предприниматель после того, как поступила жалоба на качество проданного им предмета одежды. На самом деле, на изделиях отсутствовала маркировка, не было понятно, кем они произведены, не было информации о составе ткани, о требованиях к уходу.
– Лариса Владимировна, какого еще рода жалобы приходится рассматривать вашей службе?
– Последнее время много жалоб на загрязнение атмосферного воздуха в результате деятельности ООО «Экосплав». Однако, ни разу в забираемых пробах воздуха в лабораторных условиях не было выявлено каких-либо вредных веществ.
А вот жалобы жителей улиц, расположенных вблизи элеватора, находят свое подтверждение. Каждый год, как минимум дважды за сезон переработки зерновых культур, люди жалуются на ЗАО «Юность», что все окрестности покрываются пылью, образующейся в результате деятельности предприятия, и на шум, сопровождающий его работу. Ежегодно юридическое лицо привлекается к ответственности. Было и обращение в Должанский районный суд с иском о понуждении предприятия к разработке мероприятий по предотвращению негативного воздействия от деятельности предприятия на окружающую среду.
– Лариса Владимировна, этот разговор, наверное, можно продолжать еще долго. Но нельзя объять необъятное, коим является сфера жизнедеятельности и существования человека. Скажите, а какими ресурсами располагает Территориальный отдел в своей работе?
– Если говорить о людских ресурсах, это коллектив около 40 человек. Из них 8 человек, включая руководителя, трудятся непосредственно в Территориальном отделе. Все специалисты с высшим медицинским, экономическим или юридическим образованием. Кстати, наш юрист оказывает помощь не только в составлении претензий и исковых заявлений, он может представлять интересы потребителя в суде.
Остальные трудятся в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области». Он имеет испытательный лабораторный центр, оснащенный современной техникой и аккредитованный до 2019 года. Его материально-техническая база улучшается с каждым годом. Внедряются новые методы исследований в области безопасности продуктов питания, продукции для детей и подростков. Мощное и удобное программное обеспечение предоставляет широкие возможности для проведения мультиплексных реакций, то есть выявления нескольких различных возбудителей одновременно.

– Лариса Владимировна, спасибо за откровенную и содержательную беседу. Не исключено, что после нее число обращений в вашу службу возрастет.
– Мы будем только рады этому.

Справка
Разговор с Л. В. Булатниковой состоялся в преддверии 95-летия санитарной службы. Ее создание в двадцатые годы прошлого века было продиктовано необходимостью улучшения эпидемиологической ситуации – в России только сыпной тиф унес жизни около трех миллионов человек, летом 1921 года страну поразила эпидемия холеры. История орловской санитарной службы ведется с 1936 года, когда была создана Орловская межрайонная санэпидстанция. У истоков ливенской санитарной службы в послевоенный период стояла одна из первых государственных санитарных инспекторов Клавдия Николаевна Анисимова. После Великой Отечественной войны произошло коренное изменение службы, заново формировалась материально-техническая база, готовились кадры. Первое время санэпидстанция располагалась в здании музыкальной школы. С 1953 года санэпидстанцией руководил один из первых государственных санитарных врачей Михаил Семенович Зубцов. Это был период становления и укрепления санитарного надзора. Но в 1956 году санэпидстанции были реорганизованы в санэпидотделы и присоединены к районным больницам. К началу 70-х годов произошла обратная реорганизация. В Ливнах было построено типовое здание санэпидстанции, были созданы и укомплектованы бактериологическая и санитарно-гигиеническая лаборатории. Учреждение было обеспечено специалистами, передвижными дезинфекционными камерами и спецавтотранспортом.
За заслуги в развитии службы два медработника были награждены орденами и медалями, четыре специалиста – знаком «Отличнику здравоохранения». 50 человек, работавших в службе, стали ветеранами труда. Владимир Иванович Сальков, возглавлявший службу с 1982 года по 2016 год, защитил кандидатскую диссертацию, ему было присвоено звание «Заслуженный врач РФ».
В 2005 году начинается новая веха. Создается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В штат введена должность специалиста по защите прав потребителей. Одновременно для обеспечения деятельности Управления Рос-
потребнадзора по Орловской области создано федеральное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».
Сегодня Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Ливны обеспечивает федеральный государственный надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, государственный эпидемиологический надзор за инфекционными и паразитарными болезнями, санитарной охраной территории, биологическую безопасность.



написать комментарий