«Играет ливенка в России»

В прошлый четверг в Центральной районной библиотеке состоялась презентация книги Лидии Беляевой и Юрия Бондарева «Играет ливенка в России».

13.09.2017   Культура   0 коммент.   79 просм.    Автор: Людмила Перелыгина
Новости Ливны -

Книги ливенских краеведов всегда событие для горожан. Их встречают с интересом, читают с пристрастным вниманием, отыскивая на их страницах имена своих дедов и прадедов. Но даже на фоне многочисленных публикаций об истории Ливен книга «Играет ливенка в России» стала событием. Она выделяется и большим объемом собранного материала, и правильным, простым языком, и большим количеством иллюстраций. Авторы книги проследили судьбу ливенской гармошки с момента её создания до наших дней. Вспомнили замечательных мастеров сохранивших её, лучших исполнителей, своей виртуозной игрой, создавших ливенской гармошке мировую славу. Недаром презентация книги началась с выступления ливенского гармониста Максима Строева, который сыграл на ливенке вариацию на тему русских народных песен.
Этот голосистый, звонкий и в то же время простой инструмент создан для радости, для праздника, для бесшабашного русского веселья. Именно поэтому он имел такой успех у по натуре оптимистичного и бодрого русского народа. Об этом успехе напомнила в своем выступлении Лидия Александровна Беляева. По её словам, сама идея книги о ливенской гармошке родилась после того, как у неё попросили передать материал об этом инструменте редколлегии трехтомника о культуре Орловской области, затеянного в Орле. Материал был отыскан и передан, но редакторы трехтомника в публикации сильно сократили его. Они отнеслись к ливенке, как к чему-то региональному, не имеющему большого значения в контексте большой русской культуры.
С таким отношением было трудно смириться: ведь собирая материал, Л. А. Беляева обнаружила, что ливенка была необычайно популярна в начале прошлого века. На ней играли, её продавали в Москве и Петербурге, Рязани и Курске, Смоленске и Ростове. Ливенку любил и на ней играл Сергей Есенин. На Руси были и другие местные гармошки. В Саратове и Вятке изготовляли и продавали хромку и вятскую гармошку. Но ливенка по популярности превосходила их все.
– И мне захотелось узнать, откуда взялась эта любовь к нашей гармошке, чем она отличалась от всех других, – рассказывала Лидия Александровна. – Я стала работать в Российской научной библиотеке и обнаружила, что существует огромный массив публикаций о
ливенке.
По словам Л. А. Беляевой, изобретение ливенской гармошки оказало огромное влияние на всю музыкальную культуру нашей (да и не только нашей) страны. Все другие гармошки на сжим и разжим давали разный звук, и только ливенка, благодаря местным изобретателям, на жим и разжим звучала одинаково. Это свойство ей обеспечивала маленькая деталька, придуманная ливенцами. На голосовой планке ливенки вместо одного были поставлены два язычка. Пустяк вроде бы. А из этого «пустяка», который, в конце концов, попал на Запад, родился аккордеон.
В конце 19 века голосовую планку с двумя язычками на Западе лицензировали, и чисто русское изобретение превратилось в немецкое.
После таких открытий любому захочется восстановить справедливость. И Лидия Александровна начала работать над книгой о ливенской гармошке. Позже в эту работу включился местный краевед Юрий Иванович Бондарев.
В своем выступлении на презентации Юрий Иванович подчеркнул значимость ливенского изобретения, как он говорит, «без него и баяна бы не было».
Вот из этих чувств и стремлений авторов и родилась книга о ливенке, которая имеет два больших раздела. В одном – история создания гармошки со схемой её устройства. Кроме рассказа о большой популярности ливенской гармошки, она включает в себя печальную историю её уничтожения в двадцатые, тридцатые годы прошлого века. Как-никак ливенка никогда не была фабричным инструментом. Её всегда изготовляли мастера-кустари. Только в Ливнах трудилось 49 семейств мастеров-гармошечников. Когда началась государственная борьба с кустарями, они были вынуждены бросить работу.
Добрым словом поминают авторы тех, кто все-таки вспомнил их искусство и возродил ливенку в шестидесятые годы прошлого века: А. И Тёсова, В.И Занина, К. Ф. Кудрявых.
Вторая часть книги – рассказ об ансамбле «Ливенские гармошки». Его оживляют многочисленные фотографии с портретами участников и солистов ансамбля, сценами выступлений и награждений. Целая страница отведена фотографиям наград и грамот, полученных ансамблем за годы своего существования. А завершают книгу стихи о ливенской гармошке, помещенные в главу «Слово о ливенке». Начинается глава стихотворением Сергея Есенина «По селу тропинкой кривенькой», за ним следуют стихи местных авторов В. Рыжкина, Г. Хряпченко, М. Карасёва и других, а завершается текстом песни Е. Дербенко на слова И. Савельева «Играет в Ливнах ливенка».
Все вместе это составило самый полный и точный рассказ о ливенской гармошке, её истории, её «жизни» в современном мире. Как отметили выступавшие на презентации, к этой книге будут не раз обращаться и музыканты, и краеведы, и учителя, и просто жители нашего города, интересующиеся его историей.
Собравшиеся благодарили авторов, а авторы благодарили тех, кто помог собирать материал: Ю. В. Плясова, В. М. Демидова и многих других, чьи рассказы и воспоминания были использованы при написании «Играет ливенка в России». Все эти люди хранили в памяти наследие своих предков. И вот, благодаря усилиям Л. А. Беляевой и Ю. И. Бондарева, это наследие стало общим достоянием жителей нашего города.



написать комментарий