Медицинские стандарты в Ливнах

Медицинские стандарты начали применяться в работе врачей относительно недавно. Далеко не все успели к ним привыкнуть. А больные пока и не знают толком, что это за стандарты такие. Рассказать о медицинских стандартах и о том, как их применяют в Ливнах, мы попросили главного врача Ливенской ЦРБ Вадима Александровича Сезина.

20.09.2017   ИНТЕРВЬЮ   0 коммент.   349 просм.    Автор: Беседовала Людмила Перелыгина
Новости Ливны -

– Вадим Александрович, расскажите, пожалуйста, что же это, все-таки, медицинский стан-
дарт?

– Медицинский стандарт – это принципы оказания медицинской помощи, которые установлены Федеральным Законом № 323. Этот закон вступил в действие в ноябре 2011 года и включает в себя, в том числе, три основных понятия. Во-первых, порядок оказания медицинской помощи, во-вторых, стандарт медицинской помощи, и наконец, клинические протоколы или рекомендации по оказанию медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи регламентирует работу всех лечебных учреждений. Проще говоря, он прописывает, что должно делать каждое подразделение в лечебном учреждении.
Второй раздел оговаривает, какие лечебно-диагностические мероприятия должны применяться к каждому заболеванию. Ну и третий – это клинические протоколы, которые рекомендуют методику лечения для каждого заболевания. Клинические протоколы пока являются необязательными для исполнения. Но думается, это пока, потом требования могут стать жестче.
– Для нас, пациентов, этот третий раздел кажется самым важным. Ведь он определяет то, как будут нас лечить. Кто разрабатывает клинические протоколы?
– Разрабатывают некоммерческие профессиональные медицинские организации. Например, методику лечения заболеваний сердца разрабатывало Всероссийское общество кардиологов. Они создали схемы лечения для того или иного заболевания сердца на основании последних научных данных. При этом использовались достижения ведущих врачей этой области медицины, результаты работы различных НИИ. В схему лечения вносятся препараты, дающие наибольший лечебный эффект при данном виде заболевания.
Сейчас разработано 1200 клинических протоколов, которыми врачи могут пользоваться через Интернет. И это очень нужно и важно. Особенно для молодых и еще не очень опытных медиков. Клинические протоколы – большая помощь для них, особенно если рядом не окажется старших и опытных товарищей.
– Не могли Вы привести примеры действенности и полезности протоколов?
– В нашей больнице клинические протоколы приносят большую пользу при лечении инсульта. Пока не было этих рекомендаций, смертность от этого тяжелого заболевания в нашем сердечно – сосудистом центре составляла 35%. Мы начали использовать клинические протоколы. И этот показатель упал до 21%. Снизилось количество осложнений, и пациентов мы стали выписывать с хорошим реабилитационным потенциалом. Раньше на улицах города можно было часто увидеть людей с позой Вернике-Манна: рука прижата к туловищу, нога плохо работает. Это и есть последствия инсульта. В последнее время таких людей стало на порядок меньше.
После введения протоколов улучшились результаты лечения инфаркта, пневмонии. Все это произошло потому, что уменьшилось количество ошибок, допускаемых при лечении, и особенно при диагностике болезни.
– Вы доказали, что протокол помогает. Но по вашим словам получается, что клинический протокол – это что-то вроде поваренной книги с рецептами. Следуй рецепту, и все получится. А говорят, что медицина – это искусство. Не связывают ли строгие рекомендации творчество врача?
– Нисколько не связывает. Клинический протокол рассчитан на стандарт: один человек – одна болезнь. Но так в жизни бывает нечасто. Обычно пациенты, начиная от среднего возраста, имеют «в запасе», кроме того недуга, на который жалуются, еще одну, две, а то и больше хронических болезней. В таких случаях врач должен умело сочетать рекомендации нескольких протоколов, выбрать правильную тактику лечения болезни. А это уже творчество.
И потом, клинический протокол не догма. Врач вполне может от него отступать. Только он должен обосновать свои действия, доказать их разумность и полезность.
– Перед кем нужно все это доказывать?
– Перед экспертами. Врачи работают под строгим тройным контролем. Заведующий отделением контролирует своих врачей. Врачебная комиссия больницы разбирает все спорные и сложные случаи. И, наконец, эксперты ОМС ежемесячно отбирают определенное количество историй болезни и амбулаторных карт, проверяют и по результатом проверки сообщают свои выводы. В областном Управлении здравоохранения есть отдел ведомственного контроля.
– Больные все равно пишут жалобы. Значит, контроль не помогает?
– Знаете, существует такое парадоксальное явление: чем выше уровень медицинских услуг – тем больше жалоб на врачей поступает в контролирующие организации. Чем хуже медицина – тем жалоб меньше. Когда врачей и лекарств не хватает, люди просто не знают, что может быть лучше. Они рады уже тому, что попали на прием. А хорошие врачи, высокая техническая оснащенность медицины вызывает у пациентов несколько неоправданные надежды. Им кажется, что с любой болезнью можно справиться. И когда это не удается (что вполне закономерно), они начинают жаловаться. Так что наличие жалоб не всегда говорит о крупных недостатках в лечении.
– Вы сказали, не жалуются, когда врачей не хватает. А у нас в Ливнах как раз и существует такая проблема – врачей не хватает. В стандартах как-то оговорено количество врачей и среднего медицинского персонала на единицу хворающих жителей?
– Оговорено в порядках оказания помощи. Да только недостаток врачей – общая беда российской медицины. 12 сентября нынешнего года состоялось заседание областного комитета по здравоохранению Орловского областного Совета народных депутатов. Основной вопрос:
дефицит медицинских кадров в Орловской области. Там рассказали, что в целом по РФ норматив: на десять тысяч населения приходится 42 врача. В Орловской области этот показатель – 25 врачей. У нас в Ливнах и Ливенском районе положение чуть-чуть лучше: на 10 десять тысяч жителей приходится 27 врачей. Но все равно это очень мало, вдвое меньше положенного.
Особенно тяжелое положение в педиатрии. Даже Орел обеспечен врачами-педиатрами только  на  50% от нормы. А уж у нас… Кстати, средний возраст наших работающих врачей-педиатров – 54 года. Пенсионеры, по существу.
– Обо всем этом наши читатели давно знают, мы об этом не раз писали. Но света в конце туннеля все еще не видно.
– Отчего не видно. С приходом в город нового руководителя такой просвет наметился. Впервые за много лет главой города и городским Советом в марте–апреле нынешнего года принято решение о предоставлении врачам – специалистам дефицитных специальностей – служебного жилья. Кроме того, предусмотрены денежные компенсации за съем жилья. Доктор будет работать, а квартиру ему станет оплачивать областной бюджет.
Департамент здравоохранения назначил молодым врачам-специалистам, которые приходят работать в районные поликлиники и больницы, единовременную выплату – 100 тысяч рублей.
Это не считая того, что продолжается программа «Земский доктор». Врачи, едущие работать на село, получат 1 миллион рублей.
Кроме того, больница назначает каждому молодому специалисту врача-наставника, который будет его опекать и помогать в работе. А это очень важно.
Благодаря всем этим мерам к нам пришли четыре новых врача: травматолог, невролог, реаниматолог и рентгенолог. Есть принципиальное согласие на приезд к нам врача-педиатра. Но когда он приедет, сказать пока не могу.
– Да, приезд новых докторов большая радость для больницы и больных. Можно сказать, что проблема медицинских кадров у нас решена?
– Ну, до решения еще далеко. Мы можем принять на работу еще несколько врачей разных специальностей. Дел непочатый край.



написать комментарий