Фальшивое очарование Матильды

Широко разрекламированная история царя Николая II и балерины Матильды Кшесинской вышла на широкий экран. Истинно царское зрелище! Какие пейзажи, интерьеры, костюмы! Музыка хорошая. Это без всякого намека на иронию. Все, посмотревшие «Матильду», дружно отмечают замечательную работу декораторов и костюмеров. К тому же многие сцены снимались в залах петербургских дворцов, по-прежнему прекрасных и величественных. Эти великолепные интерьеры придают зрелищу достоверность. В самом деле, перед нами старая царская Россия, никем уже не виданная и почти непредставимая.

15.11.2017
Людмила Перелыгина

И все великолепие служит обрамлением для простенькой слезливой мелодрамы о любви: она любила его, он любил её, но отрекся, такой- сякой, ради короны. Но при этом страдал, так страдал, что даже в обморок упал на коронации, услышав любимый голос. И покатилась по полу бутафорская российская корона, сверкая поддельными бриллиантами.
Такими же поддельными, как поддельна вся история, рассказанная в фильме. Нет, роман-то действительно был. Вернее, легонький романчик, который тянулся года два, учитывая перерыв на поездку наследника престола за границу. Милые разговоры, шутки-прибаутки. Если судить по дневникам наследника и самой Матильды Кшесинской, не было там ничего похожего на знойную страсть. Молодой человек, скучая в отсутствие невесты, слегка увлекся приятной и юной особой. Но как только на горизонте замаячила свадьба, мужчина быстро свернул знакомство. Подарил возлюбленной дорогой сервиз для вина, галантно поцеловал ручку и был таков.
Даже жалко становится сценариста и режиссера фильма Алексея Учителя. Ну как из такой постно-добродетельной истории делать блокбастер? Разве что придумать сходящего с ума молодого графа в исполнении Данилы Козловского. Надо же чем-то историю приперчить. И дальше авторы солят и перчат по своему разумению. Матильда зачем-то оказывается во дворце, в спальне царевича (никогда она там не бывала), а императрица не упускает возможности вломиться среди ночи в спальню сына и тоном рыночной торговки сказать бедной танцорке гадость в стиле «я-то знаю, чего вам всем нужно». Матильда и Алиса Гессенская выясняют отношения в современном стиле и современным же языком, вот только что в волосы друг другу не вцепляются, а порой кажется – вот-вот вцепятся. Страсти кипят и булькают, и становится ясно, что «императоры тоже плачут». Они плачут, а вокруг та-а-а-кое богатство богатейское, ну просто красота.
Конечно, найдутся зрители, и по большей части – зрительницы, которым весь этот кич очень понравится. Они посоветуют за подлинными фактами обращаться в скучные учебники. В кино, мол, ходят не для того, чтобы изучать историю. А художественный фильм – он есть художество для развлечения зрителя и возбуждения в нём хороших чувств.

Искусство клеветы
Эти люди забывают, что Николай II и Александра Федоровна причислены к лику святых. И нет у А. Учителя права искажать их житие своими фантазиями. Такие вещи называются клеветой и вызывают у православных верующих справедливый гнев и отторжение. Расскажи Алексей Учитель свою историю, не ссылаясь на реальных людей, а называя вымышленные имена, никто бы ему слова не сказал. Придумал же Никита Михалков своего «Сибирского цирюльника», в котором оказывается, что первый долг русского офицера пойти в Сибирь за честь американской шлюхи, и ничего. Поворчали некоторые кинокритики и обошлось. Наверное, зритель уже успел забыть это рукоделие Никиты Сергеевича.
А вот к Матильде отношение иное. Правнук повара Харитонова, казненного в Ипатьевском доме вместе с царской семьей, Петр Мультатули, выпустил книжку, в которой по пунктам перечисляет, случаи клеветы, допущенные в фильме. В частности, он отметил, что крушение царского поезда в Борках произошло в 1888 году, за два года до знакомства Александра III и его сына с Матильдой. Мультатули подчеркивает: «ни один русский офицер в здравом уме и твердой памяти не набросится на наследника престола с ружьем». Но эти вольности еще можно стерпеть. Клевета и оскорбление заключаются в том, что, по утверждению авторов фильма, Николай II и Александра Федоровна участвуют в спиритических оккультных сеансах «доктора Фишеля», что является по учению Православной Церкви тяжким грехом.
Императрица Александра Федоровна изображена как оккультистка, фанатичка, гадающая и колдующая на крови, готовая убить свою «соперницу» ножом. Последний грех особенно тяжелый.
Вот к таким вещам церковь относится очень серьезно.

Слово пастыря
Недавно со святой горы Афон пришел комментарий в отношении фильма. Он подписан священноархимандритом Евлогием, игуменом Русского на святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря, с братией. Письмо гласит (привожу в современной орфографии): «Считаем, что создание данного фильма является актом, направленным на пересмотр решения Церкви о прославлении царственных страстотерпцев. Подобные псевдоисторические постановки подготавливают в обществе историческую базу для дальнейшего давления на Церковь с целью деканонизации скомпрометированной личности святого. Эффект «Матильды» в 100-летнюю годовщину двух революций выполняет ту же функцию, что и эффект проекта «Распутин» 100 лет назад, в канун свержения царя. Очевидна попытка уничтожить образ идеальной семьи царственных страстотерпцев, с которым до сих пор не спорили даже историки, не симпатизирующие святому царю Николаю Александровичу».
Скажем уж прямо, Николай и Александра прославлены не только за мученическую смерть. Верующие чтут их как идеальную супружескую пару, в жизни утвердившую идеал христианского брака. Это самая сердцевина почитания. И выдуманная история с Матильдой продуманно умело бьет по этому почитанию. Не было, оказывается, никакой любви и лебединой верности. А был обычный блуд с балериной и после обручения, и накануне свадьбы.

В свете правды
Поклонники «Матильды» сейчас идут еще дальше. Недавно некий Константин Севенард заявил официально, что является потомком Матильды Кшесинской и императора Николая II. Якобы осенью или зимой 1911 года балерина, проживая в Стрельне, неподалеку от Константиновского дворца, где жил в это время Николай II, вступила с ним в блудную связь. Плодом этой связи был ребенок, девочка, впоследствии ставшая бабушкой Константина Севенарда. В последнего русского императора запустили огромным комом грязи. Зачем?
Послание отца Евлогия констатирует, что с помощью фильма «Матильда» из сознания общества устраняется нравственная подоплека почитания «примера идеальной семьи».
В дневниках государя есть пометки и записи Александры Федоровны, сделанные ею уже после их свадьбы. И если в записях государя Матильда упоминается лишь вскользь, то среди текстов, оставленных его супругой, есть один, написанный, очевидно, после рассказа Ники о своем юношеском увлечении. Вот эта запись: «Мой дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда преданный. Верь и полагайся на Твою девочку, которая не в силах выразить словами своей глубокой и преданной любви к Тебе. Слова слишком слабы, чтобы выразить любовь Мою, восхищение и уважение – что прошло, прошло и никогда не вернется, и мы можем спокойно оглянуться назад –мы все на этом свете поддаемся искушениям, и в юности нам трудно бывает бороться и противостоять им, но как только мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на путь истины, Господь прощает нас. Господь прощает кающихся. Прости, что Я так много пишу, Мне хотелось бы, чтобы Ты был во мне вполне уверен и знал, что Я люблю Тебя еще больше после того, что Ты Мне рассказал».
Эти поразительно трогательные строки, конечно, не дают основания для фривольных эротических новелл, коим является фильм «Матильда».
Сладкое обаяние красоты и богатства, исходящее от фильма – это запашок разложения и лжи. И будем надеяться, что вскоре он развеется, как развеялась ложь о Распутине, как развеялись другие миражи и мифы революции.