Как расстреливали в Ливнах

В воскресенье, 27 октября в канун Дня памяти жертв политических репрессий в Ливнах состоится Крестный ход в урочище Липовчик. Место, где в 1937-38 годах были расстреляны 423 ливенца и жителей соседних районов. Ещё 224 человека окончили свою жизнь в подвалах НКВД на улице Дзержинского в Ливнах.

26.10.2019 11:24:00

14.jpg

Палачи работали сверхурочно

Первая волна расстрелов началась в урочище Липовчик в ноябре 1937 года. Проводилась она в тёмное время суток – с 22 часов ночи до 5 часов утра.

4 декабря 1937 года, в канун большого советского праздника-Дня Сталинской конституции, Орловская «тройка» палачей отличилась тем, что значительно перевыполнила план. Они подписали 685 приговоров. 103 по первой категории –расстрел, 582 по второй –лагеря. Наверное, с чувством выполненного долга отправились праздновать. На документах, подписанных в Орле, стоят фамилии пламенных коммунистов - первого секретаря Орловского обкома ВКП(б) В.Бойцова, первого секретаря оргбюро этого же обкома В.Никитина, начальника УНКВД по Орловской области П. Симановского, областного прокурора Н.Солоницына. Они входили в состав «троек» и вершили «правосудие». А на местах приговоры исполняли местные палачи.

В Ливнах казнили Иван Чернов – начальник Ливенского райотдела НКВД, Деревнин, который занимал такой же пост в Измалково, Вайсбанд, начальник Ливенской опергруппы, водители НКВД Косолапов, Агафонов.

Они жаловались своему начальству на то, что перерабатывают, берут работу, так сказать, сверхурочно.

«Я честный член партии и неплохо работал, - хвастается один из них в донесении в область, -Нет ни одного партийного или оперативного задания, чтобы я не выполнил его. Я лично сам за 1937 г. по июль 1938 г. вместе с моими десятью товарищами шоферами и фельдегерями уничтожил целую армию врагов Советской власти (расстрелял по приговору 1500 единиц). Легче было тому же Симановскому или прокурору написать «расстрелять», а нам их, паразитов, приходилось таскать на собственной горбине. Эту работу мы выполняли по выходным дням, не в ущерб агентурно-следственной работе».

Первые жертвы

Неудачи и провалы новой политики официальная пропаганда объясняла происками «врагов народа». Так маховик репрессий закрутился в сторону церкви. Орловское управление НКВД придумало организацию, «ставившую своей задачей свержение советской власти». Было состряпано так называемое «дело церковников». Руководителем организации был объявлен ливенский иеромонах Д.Ф. Коломников, а наиболее активными членами ливенские священники В.Н. Грабилин и А.Ф. Турбин. Всего по делу было арестовано 37 человек, в основном, священнослужителей – попов, монахов, монашек, дьяконов. 33 из них были расстреляны в Липовчике.

Среди первых жертв – отец Дмитрий Преображенский, выходец из старинного рода сельского духовенства. Сначала служил в селе Волово, а затем его прислали настоятелем в село Вязовик Ливенского уезда.

В 30-е годы храм в селе закрыли и семьёй из пяти человек отец Дмитрий приехал в Ливны к сестре на улицу Крестьянскую. Чтобы не умереть с голода, священник со своим другом монахом нанимались по дворам пилить - колоть дрова.

В 1937 году батюшку арестовали. Как вспоминал его сын Анатолий Дмитриевич, «бывало, ведут арестантов из тюрьмы на допрос, а дорога проходит мимо нашего дома. Идут они хмурые, с опущенными головами, а отец смотрит в наши окна. Я выскочил, подбежал, как можно ближе, а он говорит: «Прощай сынок, не увидимся…». В этом же году его расстреляли в Липовчике.

Расстрелы по разнарядке

В 1937 году Народный комиссар внутренних дел Н.И. Ежов подписал приказ, в котором приказал начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных советских элементов. Раздел 2 определял по каждой республике и области количество репрессированных. В разделе 4 сказано: «Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке. Дело направляется на рассмотрение тройки». Приговоры приводятся в исполнение в местах, определенных руководством НКВД. В Ливнах это были Липовчик и здание НКВД на Дзержинского.

Кто же эти враги народа? Приведём несколько имён жертв репрессий. Иван Агеев, плотник по найму, 67 лет, деревня Важжово. Григорий Булгаков, крестьянин,32 года, деревня Костомарово.

Дмитрий Кобылкин из села Успенского 1883 года рождения, работал в совхозе свинарём. Начальство приказало ему испечь хлеб для работников в поле. Но Кобылкин готовился к свадьбе дочери Анны и, сославшись на занятость, отказался.

За ним пришли прямо на свадьбу в село Калинино. Больше родные его не видели. Спустя многие годы они узнали, что отец был расстрелян в Липовчике.

Под репрессии попали ливенские железнодорожники, военнослужащие 18-го стрелкового полка, который стоял в Ливнах, офицеров и бойцов 6-й Орловской стрелковой дивизии. Было расстреляно 15 военнослужащих.

В числе жертв Липовчика 20 поляков. Людей польской национальности начали «вычищать» по особому приказу наркома Ежова, как шпионов, диверсантов и террористов. Среди расстрелянных поляков в Ливнах были «диверсанты» Дмитрий Киц, столяр детдома, Осип Ципик, сторож госплемзавода, Владислав Тарков, колхозник из Вязовика.

Казни в центре города

На углу улиц Ленина и Дзержинского до войны стояло здание гостиницы Каменева. Там в 30-е годы расположилось НКВД. Выполняя разнарядку наркома Ежова. Сатрапы так вошли в раж, что стали убивать людей прямо в подвале здания. Это обнаружили спустя несколько лет. Из подвала этого дома шёл тошнотворный запах. Милиционеры сбили замки на дверях и увидели 17 полуразложившихся трупов в самых мучительных позах. Об этом случае рассказывает в своей книге известный краевед Сергей Волков.

Тела жертв, чтобы не брать на себя труд увозить в Липовчик, закапывали прямо в подвале НКВД. Потом их останки найдут строители при рытье на этом месте котлована для многоквартирного дома, на первом этаже которого открыли магазин "Детский мир". Сейчас там располагается МФЦ.

Пауки в банке

К 1939 году волна репрессий начала спадать, а вину за них руководство компартии переложило на НКВД. Был арестован и расстрелян нарком Ежов. 13 января 1939 года за «проводимую им враждебную работу в органах НКВД» был арестован П. Симановский. Его подпись стоит на смертных приговорах нескольких тысяч орловцев, его рукой подписаны расстрельные приговоры на ливенцев и жителей соседних районов. Кто же такой Симановский?

Пихнус Шоломович Симановский, 1901 года рождения, уроженец с. Озаричи Мозырского района Белоруссии, из мелких торговцев. На следствии он признавал свою вину лишь в том, что допускал «перегибы» в работе. 21 февраля 1940 года он был осуждён Военной коллегией Верховного суда к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение. Ливенский палач Иван Чернов, которого боялись все в городе, умер от кровоизлияния в мозг в 1938 году.

Сейчас стали говорить о том, что не надо вспоминать трагическое прошлое. Надо. Чтобы не сделать тех же ошибок в настоящем.

Справка

День памяти жертв политических репрессий установлен Постановлением Верховного Совета 18 октября 1991 года и ежегодно отмечается в России 30 октября.

Дата для установления данного памятного Дня была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях.

Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. По данным комиссии по реабилитации при президенте РФ, безвинно репрессированных — миллионы, и значительное число их нигде не было учтено. По сохранившимся документам только в период с 1921 по 1953 год были репрессированы 4,6 млн. человек. Важно помнить, что в число пострадавших входят не только сами репрессированные, но и их дети, которые в результате преследований остались без опеки родителей.