Ливенские памятники. Мемориальный комплекс, посвящённый Н.Н. Поликарпову

Нашего земляка, авиаконструктора Николая Поликарпова современники называли «королём истребителей» за то, что созданные им крылатые машины до середины 1930-х годов считались лучшими в мире.

04.12.2021 15:20:00

Выдающийся отечественный авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) родился в селе Георгиевское на Сосне (ныне Калинино), учился в Ливенском духовном училище.

Прославился как создатель многих марок самолётов в 20-40-е годы прошлого века. Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР, Николай Николаевич слыл весьма скромным человеком. Ливенцы не могли не увековечить память этого замечательного человека.

Сооружение мемориального комплекса, посвященного Н.Н. Поликарпову, проводилось в несколько этапов. В связи с приближающейся 90-летней годовщиной со дня рождения Н.Н.Поликарпова на его родине в селе Калинино в здании Калининской восьмилетней школы 21 сентября 1981 года отрывается музей Поликарпова, затем 6 июля 1982 года на берегу Сосны, напротив школы - бюст авиаконструктора. На митинге присутствовала дочь Поликарпова Марианна Николаевна, пишут в своей книге «Ливенские памятники» авторы Геннадий Рыжкин и Юрий Бондарев.

В этом же 1982 года в Ливнах в сквере имени Поликарпова на месте будущего монумента был заложен камень, а 30 июня 1984 года состоялось открытие монумента-самолёта всквере названном его именем. Это был реактивный самолёт Су-9, созданный в конструкторском бюро П.О. Сухого.

 Надо сказать, что ливенская власть предпринимала попытки найти для установки в Ливнах легендарного ПО-2 – детища Поликарпова. Но попытка приобрести самолет конструкции Поликарпова не увенчалась успехом. Таких самолётов осталось по стране всего несколько штук, все они были на учёте, а изготавливать новый по имеющимся чертежам стоило весьма дорого. Но одна одна из авиационных частей предала городу реактивный самолёт Су-9. Есть ли связь между этими машинами и По-2, созданным Поликарповым? Есть. Во-первых, в КБ Сухого работали ученики Поликарпова, и многие идеи нашего земляка были использованы в конструкции самолёта.

Архитектурно-художественное решение будущего памятника выполнил главный архитектор Анатолий Подседов. С постамента, выполненного в форме символического сапога, как бы шагнул с родной ливенской земли в небо стремительный серебристый самолет. Инженерное обеспечение поручалось филиалу ВНИИгидромаш (ныне НТЦ «Ливгидромаш»). Расчеты и чертежи постамента сделал инженер Владимир Вдовенков.  Строительную часть выполнило строительно-монтажное управление №7. Самолёт массой 12 тонн крепился на мощной сварной конструкции, выполненной из фасонного стального профиля, залитого в бетон постамента. На открытие памятника авиаконструктора приезжала его дочь Марианна Николаевна и его зять генерал Коршунов. 

В июне 1984 года выходит Указ Верховного Совета СССР о сооружении бюста Поликарпова на его родине. Скульптор Ю.Ю. Орехов создал скульптурное изображение авиаконструктора, которое было выполнено из кованой меди. комплексное архитектурное решение выполнил архитектор Г.Г.Исакович.

На прямоугольном, облицованном гранитом постаменте был установлен пропитый бюст. Надпись гласит: «Герою Социалистического труда, авиаконструктору Николаю Николаевичу Поликарпову в ознаменование трудовых подвигов в создании боевых самолётов в годы Великой Отечественной войны». Бюст был открыт 7 июня 1985 года.  

Железная птица более трех десятков лет занимала пьедестал в виде сапога, символизирующего, по замыслу проектировщиков, шаг Поликарпова из Ливен в небо. 9 января 2019 года вечером самолет совершил крутое пике с постамента и уперся носовой частью в землю. Его восстановили и на следующий год вернули на постамент работники ГМС «Лвигидромаш».