Ливенские слободы. Беломестная слобода
Образование ее относится ко времени строительства крепости Ливны (1586 год), хотя в некоторых источниках сказано, что существовала она и раньше.
Первое упоминание Беломестной слободы относится к 1615 году (переписная книга): «Слобода Беломестных казаков за рекою Сосною... на десятинной земле..., а в слободе церковь Великомученика Христова Дмитрия Солунского, деревянная..., а в церкви образа и свечи, и книги... церковное строение попа Василия, а у той церкви двор попов Васильев, да двор дьячков Лукьянов, Афанасьев, да двор пономаря Степана. В той же слободе дворы: сотника казачьего Иева Головина, да пятидесятника Фирса Федорова, да 5 дворов десятниковых..., да 53 двора рядовых казаков, всего 60 дворов, а людей в них столько же».
Вероятно, церковь стояла вблизи нынешней, а дворы группировались вокруг нее. Земля казачья была в поле — 600 четей (300 га).
В 1646 году в церкви был поп Иван, а на церковной земле жили 25 человек, в том числе полковой казак Максимко Головин, казак Витька Васильев, стрелец Ивашко Горбанский и другие. А бобыль Игнашко, как говорит переписная книга, послан по Государеву указу на Дон на струге в качестве стрельца, а во дворе осталась его мать Аксиньица.
Забот у беломестных казаков хватало. Когда крымские татары двигались на Ливны по Муравскому шляху, то основной их путь пролегал через слободу. Жили беломестненцы в постоянной тревоге, поэтому были освобождены (обелены) от налогов, и называлась слобода Беломестной по этой причине. При первой вести о движении татар жители Беломестной переправлялись через Сосну и поднимались по Сергиевской горе, чтобы спрятаться в малом остроге (кремле) и встать в оборону.
«В 1678 году при Дмитровской церкви, как сообщает переписная книга, жил поп Григорий да дьячки Сидорка, Данилка, Сенька Турбины, а в прошлые годы стрелец и гулящий человек в полон пойманы, а иные померли». В конце казачьей слободы вниз по течению Сосны на берегу стояла монастырская слобода, в ней монастырский двор и 19 крестьянских дворов: Ивашки Семенова, Марка Кудрявцева, Гришки Сомова, Васьки Ефанова, Васьки Жданова, Ерошки Рышкова, Кузьки Ситникова...Всего с детьми проживало 80 человек. Население менялось — некоторые крестьяне убегали, селились новики, вновь прибывшие.
Благодаря удобному положению - вблизи города, рядом река, слобода росла. И вверх по течению Сосны, и вниз. Последнее поселение получило название Ламской слободы. Что касается названия, то считают, что название Ламская произошло от ломовых извозчиков, населявших слободу. А вот знаток орловской старины Г.М. Пясецкий писал, что название произошло от того, что здесь жил лама - языческий жрец.
Учитывая то обстоятельство, что Ливны как пограничный город был местом посольской размены и переговоров между Москвой и Крымом, Беломестная слобода была свидетельницей горячих встреч. Так, в ноябре 1593 года князь Щербатов вместе с боярином Хворостининым и оружничим Бельским прибыли в Ливны, чтобы вести переговоры с представителем хана Ахмет-пашой. Татарин не пожелал прибыть в шатер Москвы, чтобы «своего имени не потеряти». Поладили вести переговоры на мосту посередине реки Сосны. В 1614 году посол крымского хана грозил уполномоченным царя Михаила Федоровича Романова пленить на Ливнах тысячу человек.
В конце XVIII века беломестненские казаки образовали поселение при впадении Кшени в Сосну на землях князя Голицына, в 1865 году построили храм, который был назван именем Сергия Радонежского, теперь здесь село Сергиевское. Чуть позднее беломестненские казаки основали поселение и на реке Кшени: Никольский верх (Никольское), Ивановское (Горюшкино), хутора Олышаный, Баранов.
В самой слободе Беломестной в 1848 году был построен каменный храм. По переписи 1866 года здесь в 97 домах проживали 788 человек. Перед революцией в слободе торговали бакалейный магазин И.Е. Минаева гастрономический И.Р. Панова. Купец Р.И. Панов, братья Пикаловы, Ф.А. Фролова продавали зерно, Н.И. Домогацкий — муку.
До середины прошлого века, на льду Сосны проходили кулачные бои между беломестненскими и егорьевскими бойцами. Затравля- лись они мальчишками. С криками: «Наших бьют!» они бежали в слободу. Затем в бой холостые ребята, женатые парни, а в конце степенные мужики. Побеждали чаще беломестненские, прижимавшие егорьевских к левому берегу.
В 1926 году в слободе проживало 2004 человека.
Шло время, а старый мост так и оставался единственной временной переправой, которая в период паводка приходила в негодность, и каждый год весной наводили новую. В этот период Беломестная слобода была отрезана от города. Правда, велись разговоры провести железнодорожную ветку в слободу по берегу реки от железнодорожного моста, но это намерение оказалось дорогим. И вот в начале шестидесятых годов прошлого века на переправу пришли строители и стали возводить капитальный мост. Насыпали и откачивали грунт, устраивали фундаменты, монтировали секции, сваривали, клепали. Работы эти проводили специалисты из мостостроительного поезда 424, около 40 человек. К 47-й годовщине Октября, 6 ноября 1964 года мост торжественно открыли. И вот уже почти полвека он приносит пользу людям. А несколько лет назад возвели и второй мост, его называют «новый Беломестненский».
Была слобода когда-то и районным центром Никольского района, здесь выходила газета «Ленинец», но 1 февраля 1963 года Никольский район был упразднен, его территория с 22 февраля того же года входит в состав Ливенского района, также как и слобода Беломестная. Теперь здесь размещается администрация Ливенского района.
В начале нашего века на месте разрушенной церкви Дмитрия Солунского поставлен новый храм.