Ливенские слободы. Беломестная слобода

Образование ее относится ко времени строительства крепости Ливны (1586 год), хотя в некоторых источниках сказано, что существовала она и раньше.

25.04.2021 13:54:00
Геннадий Рыжкин
815 просм.

Первое упоминание Беломестной слободы относится к 1615 году (переписная кни­га): «Слобода Беломестных казаков за рекою Сосною... на де­сятинной земле..., а в слободе церковь Великомученика Хрис­това Дмитрия Солунского, деревянная..., а в церкви образа и свечи, и книги... церковное строение попа Василия, а у той цер­кви двор попов Васильев, да двор дьячков Лукьянов, Афанась­ев, да двор пономаря Степана. В той же слободе дворы: сотни­ка казачьего Иева Головина, да пятидесятника Фирса Федоро­ва, да 5 дворов десятниковых..., да 53 двора рядовых казаков, всего 60 дворов, а людей в них столько же».

Вероятно, церковь стояла вблизи нынешней, а дворы груп­пировались вокруг нее. Земля казачья была в поле — 600 четей (300 га).

В 1646 году в церкви был поп Иван, а на церковной земле жили 25 человек, в том числе полковой казак Максимко Головин, казак Витька Васи­льев, стрелец Ивашко Горбанский и другие. А бобыль Игнашко, как го­ворит переписная книга, послан по Государеву указу на Дон на струге в качестве стрельца, а во дворе осталась его мать Аксиньица.

Забот у беломестных казаков хватало. Когда крымские татары двига­лись на Ливны по Муравскому шляху, то основ­ной их путь пролегал через слободу. Жили беломестненцы в постоянной тревоге, поэтому были освобожде­ны (обелены) от налогов, и называлась слобода Беломестной по этой причине. При первой вести о движении татар жители Беломестной переправлялись через Сосну и поднимались по Сергиев­ской горе, чтобы спрятаться в малом остроге (кремле) и встать в оборону.

«В 1678 году при Дмитровской церкви, как сообщает пере­писная книга, жил поп Григорий да дьячки Сидорка, Данилка, Сенька Турбины, а в прошлые годы стрелец и гулящий чело­век в полон пойманы, а иные померли». В конце казачьей сло­боды вниз по течению Сосны на берегу стояла монастырская слобода, в ней монастырский двор и 19 крестьянских дворов: Ивашки Семенова, Марка Кудрявцева, Гришки Сомова, Васьки Ефанова, Васьки Жданова, Ерошки Рышкова, Кузьки Ситнико­ва...Всего с детьми проживало 80 человек. Население менялось — некоторые крестьяне убегали, селились новики, вновь при­бывшие.

Благодаря удобному положению - вблизи города, рядом река, слобода росла. И вверх по течению Сосны, и вниз. Последнее поселение получило название Ламской слободы. Что касается названия, то считают, что название Ламская произошло от ло­мовых извозчиков, населявших слободу. А вот знаток орловс­кой старины Г.М. Пясецкий писал, что название произошло от того, что здесь жил лама - языческий жрец.

Учитывая то обстоятельство, что Ливны как пограничный го­род был местом посольской раз­мены и перегово­ров между Моск­вой и Крымом, Беломестная сло­бода была свиде­тельницей горя­чих встреч. Так, в ноябре 1593 года князь Щербатов вместе с бояри­ном Хворостининым и оружничим Бельским прибыли в Лив­ны, чтобы вести переговоры с представителем хана Ахмет-па­шой. Татарин не пожелал при­быть в шатер Москвы, чтобы «своего имени не потеряти». Поладили вести переговоры на мосту посередине реки Сосны. В 1614 году посол крымского хана грозил уполномоченным царя Михаила Федорови­ча Романова пленить на Ливнах тысячу человек.

В конце XVIII века беломестненские казаки образовали по­селение при впадении Кшени в Сосну на землях князя Голи­цына, в 1865 году построили храм, который был назван именем Сергия Радонежского, теперь здесь село Сергиевское. Чуть по­зднее беломестненские казаки основали поселение и на реке Кшени: Никольский верх (Никольское), Ивановское (Горюшкино), хутора Олышаный, Баранов.

В самой слободе Беломестной в 1848 году был построен ка­менный храм. По переписи 1866 года здесь в 97 домах прожи­вали 788 человек. Перед революцией в слободе торговали ба­калейный магазин И.Е. Минаева гастрономический И.Р. Па­нова. Купец Р.И. Панов, братья Пикаловы, Ф.А. Фролова про­давали зерно, Н.И. Домогацкий — муку.

До сере­дины прошлого века, на льду Сосны проходили кулачные бои между беломестненскими и егорьевскими бойцами. Затравля- лись они мальчишками. С криками: «Наших бьют!» они бежали в слободу. Затем в бой холостые ребята, жена­тые парни, а в конце степенные мужики. Побеждали чаще бе­ломестненские, прижимавшие егорьевских к левому берегу.

В 1926 году в слободе проживало 2004 человека.

Шло время, а старый мост так и оставался единственной временной переправой, которая в период паводка приходила в негодность, и каждый год весной наводили новую. В этот пе­риод Беломестная слобода была отрезана от города. Правда, велись разговоры провести железнодорожную ветку в слободу по берегу реки от железнодорожного моста, но это намерение оказалось дорогим. И вот в начале шестидесятых годов про­шлого века на переправу пришли строители и стали возводить капитальный мост. Насыпали и откачивали грунт, устраивали фундаменты, монтировали секции, сваривали, клепали. Работы эти проводили специалисты из мостостроительного поезда 424, около 40 человек. К 47-й годовщине Октября, 6 ноября 1964 года мост торжественно открыли. И вот уже почти полве­ка он приносит пользу людям. А несколько лет назад возвели и второй мост, его называют «новый Беломестненский».

Была слобода когда-то и районным центром Никольского района, здесь выходила газета «Лени­нец», но 1 февраля 1963 года Никольс­кий район был упразднен, его террито­рия с 22 февраля того же года входит в состав Ливенского района, также как и слобода Беломестная. Теперь здесь раз­мещается администрация Ливенского района.

В начале нашего века на месте раз­рушенной церкви Дмитрия Солунско­го поставлен новый храм.