Ливенский парнишка потерял в Сталинграде обе руки. Вернулся в родной город и всю жизнь работал художником

- Для меня война закончилась в Сталинграде, где я оставил обе руки, - рассказывал о себе Семен Семенович Полуэктов. – Много там ливенцев воевало. Из них я один живой остался.  
С первых дней Сталинградской битвы артиллерист Полуэктов был на передовой со своим орудием. Три смерти пережил Семен Семенович. Сначала на фронте посчитали его убитым и послали похоронку домой. В другой раз при стрельбе завалилось орудие. И командир батареи, посчитав командира орудия Полуэктова виновником, уже приготовил пистолет для выстрела.
- На войне свои законы. Если достал пистолет – стреляй, - вспоминал бывший сержант. – Я думаю, сдержало его мое спокойствие. Невозмутимым я был всегда.


День 12 сентября на всю жизнь запомнился сержанту Семену Полуэктову. Шел 1942-й год. Враг рвался к Сталинграду. Вражеский снаряд угодил в орудийный расчет. Семён лежал, истекая кровью, ему оторвало обе руки. Оказав раненому необходимую помощь, медсестра Мария доставила его к переправе через Волгу. На полевой сумке написала: «Семен Полуэктов, 1922 года рождения. Ливны, Орловская область».

Правую руку ему ампутировали ниже локтя, левую — ниже плеча. Семёну шёл 21 год… Многому предстояло учиться заново. То, что раньше было простым и естественным, стало невероятно сложным. До войны он работал наборщиком в Ливнах. Про него сказал однажды заведующий типографией: «Руки у парня — золотые». С болью в сердце вспоминал эти слова уже после ранения Семен Полуэктов. Он не подавал домой никаких вестей, боясь убить горем родителей. Теперь решил твердо: «Напишу». Но прибинтованный карандаш не слушался, выпадал. Вновь прикрепляли его, и он терпеливо выводил линии, палочки, кружочки. И однажды на бумаге появилась фраза: «Дорогая мама!» Шли дни. Полуэктов часами не расставался с карандашами. Он вычерчивал звездочки, делал наброски касок, автоматов. Невозможность пользоваться стиралкой помогла начинающему художнику вырабатывать штрих скупой, точный. Особенно удался Полуэктову сделанный по памяти портрет Пушкина. Карандаш сначала прикручивал к культе бинтом, а потом стал надевать что-то вроде манжетки. О необычном парне узнала известная ленинградская художница Татьяна Николаевна Жермунская. Она стала ходить к нему в госпиталь и заниматься с Полуэктовым.

Последующие его рисунки настолько были хороши, что Союз художников принял его в свои ряды. В апреле 1943 года из Совета народных комиссаров Узбекистана, где лежал в госпитале Семён Полуэктов, в адрес народного комиссариата здравоохранения страны пришла телеграмма: «В Ташкенте находится на излечении боец Полуэктов Семен Семенович, без обеих рук, двадцати одного года, участник обороны Сталинграда. Обладает исключительными художественными способностями. Просим вас поместить Полуэктова в Центральный институт ортопедии и травматологии в Москве». Так он оказался в столице. Его основательно лечили, высококлассные специалисты «творили» ему руки. Не без содействия ЦК ВЛКСМ он поступил на учебу в художественный институт. Да, видно, недаром говорят: где родился, там и сгодился. Приехал увидеться с родными в Ливны и остался тут навсегда. Вернувшись домой в Ливны, Семен Семенович даже не раздумывал, чем займется. Он стал художником. Все праздничные демонстрации той поры, все афиши в кинотеатре были нарисованы им.

Удивительно, как смог Семен Семенович пронести через всю свою жизнь и оптимизм, и бодрость. Без грусти вспоминал Полуэктов военное время. Ничего не забыто им, наоборот, все запомнилось. 
- Поначалу на войне страшно, ужас берет. По-другому быть не может. Потом начинаешь привыкать к снарядам, вспышкам, летающим над самой головой самолетам. Не верьте, если скажут, что не боялись воевать. Либо голова в кустах, либо грудь в крестах. На войне вся жизнь – борьба со смертью.  
Семён Семёнович самостоятельно водил машину 20 лет. Любил рыбалку, а как вертлявого червяка нанизывал на крючок – для самого была загадка. Он прожил более 90 лет.

В сентябре 1980 года Советским фондом милосердия и редакцией «Медицинской газеты» были учреждены премии и памятная медаль «Одолевшие судьбу», которые присуждаются людям, поборовшим тяжелый недуг и вернувшимся к активной жизни. Вместе с Алексеем Маресьевым и Валентином Дикулем был назван житель наших Ливен Семен Семенович Полуэктов, инвалид первой группы, кавалер орденов Отечественной войны I и II степени.

Фото https://i.ytimg.com/