Макар Нагульнов и успехи приватизации

Вчера переключала телеканалы и случайно наткнулась на фильм «Поднятая целина». Лет 20, наверное, как не видела эту картину. И не смогла оторваться от игры молодых Евгения Матвеева, Людмилы Хитяевой, Николая Крючкова, Петра Глебова.

26.11.2019 16:27:00

А посмотрев до конца, задумалась. Вот, если бы поднялись сегодня молодые мужики казак Макар Нагульнов и питерский рабочий Семён Давыдов, которые погибли вроде бы, за народное дело. Посмотрели бы, в чьих руках сейчас земля, где сейчас те колхозы, за которые они рвали жилы на колхозных собраниях, боролись, страдали, доказывали свою правоту с наганом в руках.

screen6.jpg

Для тех, кто не читал роман Михаила Шолохова и не смотрел одноименный фильм «Поднятая целина» 1959 года выпуска, коротко сообщу фабулу.

В казачий хутор Гремячий Лог приехал из Питера по заданию партии «поднимать колхозы» рабочий и бывший Балтийский матрос Семён Давыдов. Ему помогает в этом наивно и свято верящий в Мировую революцию местный казак Макар Нагульнов и осторожный председатель сельсовета Андрей Размётнов.

3f49d54bb8d5e40756f15e99b6afe11c.jpg

Разумеется, позитивным героям противостоят злые контры в лице бывшего кулака Якова Островного и скрывающихся у него в хате, то есть, курене, белых офицеров. На фоне конфликта личного и общественного две этих силы схлестнулись в открытом противостоянии. Всё решил пулемёт в руках бывшего белого офицера. Коммунисты Нагульнов и Давыдов пали смертью храбрых. Контриков, наверное, тоже расстреляли. А заканчивается фильм тем, что колхоз, который приехал «поднимать» Семён, назван его именем.

За скобками романа гениального Шолохова осталось, что казаки, потеряв в ходе коллективизации всё, что наживали непосильным трудом – землю, быков, скотину – остались рабами на своей земле. Это теперь мы знаем, что колхозникам с 1930 по 1966 годы не выплачивали за их каторжный труд на земле зарплату, а ставили трудодень –«палочку» в ведомости.

Казаки всегда были вольным народом, на барина сроду не работали. Понятно, что и в романе, и в фильме они сопротивляются коллективизации. Да и как им можно было поверить приезжему Давыдову, который, хоть и коммунист, образцом новой морали для односельчан не стал. С женой Макара Лушкой спутался, многодетную семью в Сибирь отправил. Но политика партии на селе, как мы знаем, победила.

Что же мы имеем на селе сейчас, спустя почти 90 лет после событий, описанных в «Поднятой целине»? Жителям села – колхозниками их называть уже нельзя, раздали землю на паи. Землю, на которой они уже разучились и не хотят самостоятельно работать. Единичные случаи фермерства, на которых уповали наши наивные и свято верящие в приватизацию Нагульновы, ой, простите, либералы-реформаторы 90-х, не смогли накормить Россию.

И землица потихоньку стала собираться в руках новых хозяев. Хозяев заводов, газет, пароходов. В общем, новых хозяев жизни. Где паи взяли в аренду скопом на 50 лет(!), где купили за бесценок у потомков тех самых колхозников, которым эти колхозные гектары вообще ни к чему.

Урожаи попёрли вверх. Губернаторы радостно рапортуют о новых и новых рекордах сельхозпредприятий во вверенных им областях. Только кому идёт прибыль от продажи зерна? Правильно, новым владельцам земель.

А что же крестьяне, то есть селяне или уж не знаю, как этот народ, который доживает в деревнях, называть. Они получают за свою землю по тонне зерна на пай. Не всегда хорошего, иногда с грязью и обсевками. Ну, да выбирать не приходится. Птицу – скотину можно прокормить. Тем и живут.

Скажете, при чём тут «Поднятая целина». А не Нагульнов ли с Давыдовым заложили много десятков лет назад то, что мы сейчас пожинаем. Насильственный характер коллективизации, унесшей миллионы крестьянских жизней, привел к современному материальному и духовному оскудению деревни. Вот о чём подумалось мне после просмотра замечательного фильма. А может быть, я не права?