По Ливенскому мосту проезжал маршал Жуков

Если город пересекают реки, глубокие овраги, то без мостов не обойтись. Это весьма важное сооружение, пропускающее транспортные потоки или пешеходов. И каждый мост Ливен имеет свою историю.

14.03.2020 19:03:00
Геннадий Рыжкин
1019 просм.

Если город пересекают реки, глубокие овраги, то без мостов не обойтись. Это весьма важное сооружение, пропускающее транспортные потоки или пешеходов. И каждый мост Ливен имеет свою историю.

Послы вели переговоры на Беломестненском мосту

Первое упоминание моста через реку Сосну мы обнаружили в книге Г. Пясецкого «История города Ливен...». События происходили в 1593 году, то есть, спустя семь лет после начала строительства крепости. Тогда Сосна считалась пограничной рекой между Московским государством и Крымским царством. В Ливны съезжались послы, здесь велись переговоры, отсюда отправлялась в Крым дань. В ноябре упомянутого года сюда приехал князь Фёдор Хворостинин со свитой, от татар прибыл уполномоченный Ахмет-Паша.

Москвичи звали татар на свой берег, татары на противоположный. Согласия не было, и тогда договорились, всё-таки, вести переговоры на мосту на середине реки, так сказать, «ни вашим, ни нашим». Из описания следует, что в 1593 году мост на Сосне в Ливнах уже был. Но какой, неизвестно. Правда, на картине Н. Оренбургского, изображающей переговоры, мост показан. Но художественное произведение не может являться историческим свидетельством. Вероятно, мост напоминал тот, который существовал позднее, вплоть до начала шестидесятых годов прошлого века. Был он низкий, возвышался над водой не более метра, стоял на деревянных сваях. Во время весеннего половодья скрывался под бурлящей водой. В это время сообщение между городом и слободой Беломестной прекращалось.

63f663be3b.jpg

Беломестненский мост. Конец 19 века.

5_13.jpg

Строительство Беломестненского моста в 60-е годы 20 века

После половодья мост приходилось постоянно ремонтировать, на что уходили не малые деньги.
В начале шестидесятых годов прошлого века строители начали возводить новый мост.
Ещё двадцать лет назад была попытка рядом с мостом поставить понтонную переправу. После изучения вопроса оказалось, что проект и само сооружение стоило бы больших денег и от затеи отказались. Вот бы на въезде установить памятную доску с упоминанием, что с этим местом тесно связана наша история. Ведь важные встречи на нём происходили много раз.
Уже в наше время построен и второй мост через Сосну новый, который соединил Георгиевский микрорайон с Беломестной.

Мостик на речке Ливенке
Что касается переправы через речку Ливенку, то первая, вероятно, построена при возведении крепости Ливны и стояла вблизи Заливенской наугольной башни Кремля, размещённой на мысу при впадении Ливенки в Сосну. Башня была проездной, и дорога от неё вела в Заливенскую казачью слободу большого острога. Чуть выше размещалась мельница с плотиной, а это значит, что можно было попасть в Заливенку и через плотину, по крайней мере, пешим ходом. Из Ливен выходила дорога на Елец и позднее построили мост через Ливенку ниже Елецкой (ныне Свердлова) улицы. По берегам возвели каменные опоры, на которые опиралась деревянная конструкция также с деревянным настилом и ограждениями. Возвышался мост над зеркалом воды на четыре метра. В семидесятых годах прошлого века тут же был возведён мост из железобетона.
3a94a1704c.jpg
Деревянный сост в Заливенке. Он находился там же, где бетонный сейчас.

Мост на улице Пушкина

Через речку Пересыханку -от неё сейчас остался один овраг – соединил старый город с Воробьёвкой или Каторганом. Так называлась часть города, где сейчас стоит спиртзавлд. После принятия в 1780 году плана города, началась застройка местности за этим глубоким оврагом. Вот тогда и был построен деревянный мост на улице Красной, ныне Пушкина. Он несколько раз реконструировался, прежде чем приобрести современный вид, который появился два десятка лет назад. Был и ещё мост через этот овраг на нынешней улице Поликарпова, ранее Староникольская. Сооружение было деревянным на высоких сваях.

fdd078b121.jpg

Мост через Пересыханку на ул. Староникольской (сейчас Пушкина). Слева церковь Новый Георгий.

«Чугунный» мост
А теперь об истории железнодорожного моста, который называют «чугунным». Он находится на окраине Ливен и соединяет район ТЭЦ с деревней Горностаевкой. Кстати, изготовлен он не из чугуна, а из крепкой мостовой стали и построен в послевоенное время. Первый мост был воздвигнут в 1897 году, о чём свидетельствуют цифры на одном из опорных быков, и потребовался для прокладки пути железной дороги Ливны - Мармыжи.

Сначала, в 1871 году, вступила в строй «железка» Верховье-Ливны, первая узкоколейная коммерческая дорога в России. В связи с ростом хлебных грузов, спустя шестнадцать лет, началось строительство дороги до Мармыжей. Она стала нормальной колеи, и прежняя узкоколейка была перешита на новую. В ту пору и мост построили. Но судьба его оказалась трагичной. Сначала, во время гражданской войны, при отступлении частей Красной Армии его пытались взорвать. Но, либо взрывников у красноармейцев не было хороших, а может потому, что спешили, одна из опор лишь соскочила с катков, и пришедшие отряды добровольческой армии быстро поставили её на место. Вторая беда пришла в сорок первом году. Верховный главнокомандующий приказал отступающим не оставлять врагу никаких ценностей, и в результате подрыва металлические остатки искорёженной формы оказались в воде. Но потом немцев прогнали и, военные строители соорудили деревянный мост ниже по течению метрах в пятидесяти от взорванного. Он здорово помог армии, а однажды, перед Курской битвой, по нему на спецпоезде к местам предстоящих боёв проезжал маршал Григорий Жуков.
Эту переправу уничтожила стихия. В весеннее половодье сооружение начало трещать и разрушаться. Как вспоминал сапёр, полный кавалер орденов Славы из Дросково Иван Черкасов: «Солдаты, не щадя себя, пытались спасти мост, но несколько человек погибли в разбушевавшейся пучине». До середины семидесятых годов их братская могила находилась вблизи моста, потом захоронение перенесли в городской сад.
После окончания войны, в 1945 году, старый мост восстановлен. Конфигурация формы типовая, её изготовили вновь, а быки-опоры остались прежними. Старые металлоконструкции долго торчали из воды, но в эпоху массовой сдачи металлолома исчезли. На правой опоре имеются отметки подъёма воды во время наводнения. Самая высокая 781 сантиметр, относится к 1940 году, в 1970 году уровень воды поднимался на 770 сантиметров.
В последнее время поезда по мосту ходят редко, но иногда появляются сообщения, что по железной дороге пустят быстроходные составы. Когда это случится, неизвестно.

23-____._21.07.05.jpg

Понтонный мост через Сосну
А вот история понтонного моста через Сосну, который находится ниже «чугунного» моста в двухстах метрах. Установлен он на месте Кирпичного брода - переправы татарских войск при их движении на Ливны или дальше. В пятидесятых годах прошлого века бурно развивался завод «Ливгидромаш». Значительное количество рабочих проживало в Горностаевке, Барково, Коротыше. Проход по железнодорожному мосту был строго ограничен, за этим следила военизированная охрана. Вот и занялся строительством переправы завод. Сначала соорудили подвесной мост, но он оказался ненадёжен и недолговечен, потом, в начале шестидесятых годов прошлого века построили наплавной мост на металлических бочках, а спустя пятнадцать лет по проекту отдела механизации завода понтонный. Длина моста 50 метров, в весеннюю распутицу его вытаскивают на берег, а когда уровень воды в реке стабилизируется, ставят на место. Это нехитрое сооружение здорово выручает дачников с «Карабаха», а также жителей деревни Горностаевки.

56_big.jpg
Проходит время, мы так привыкли к нашим мостам, что просто не замечаем их. Но они, как люди,- у каждого свой облик, свой возраст, своя судьба.