По мнению орловских чиновников, профориентацию надо вести уже с детского сада

В Орле обсудили вопросы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций.

13.05.2022 15:16:00

Организатором мероприятия выступил комитет по образованию, спорту, культуре и туризму Орловского областного Совета народных депутатов.

Как выяснилось из выступлений участников круглого стала, трудоустроиться выпускнику колледжа или техникума сейчас непросто.

Несмотря на то, что число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Орловской области, составило 8,6 тысяч, молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжёлыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда.

На сегодня наибольшую потребность в работниках испытывают предприятия обрабатывающих производств (2,1 тыс. вакансий), учреждения здравоохранения (1,2 тыс.), сельскохозяйственные предприятия (1 тыс. вакансий), организации сферы торговли (более 800 вакансии) и т.д.

Заработная плата по заявленным вакансиям в среднем составляет 22,2 тыс. рублей.

Плюс, известно, что через пять лет квалификация специалиста, не будучи востребованной, утрачивается. Всё это приводит к тому, что многие выпускники ссузов не находят место в экономике региона.

Также участники круглого стола обратили внимание на то, что некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает.

Первый заместитель Председателя Правительства Орловской области Татьяна Крымова в свою очередь в своём выступлении сделала акцент на ключевых составляющих успешного трудоустройства. В их числе – чёткая и грамотно выстроенная работа в самих образовательных организациях, их взаимодействие с работодателями, взаимодействие с образовательными организациями среднего образования (школами), где необходимо вести работу по профориентации. Впрочем, по словам Татьяны Владленовны, профориентацию можно начинать уже с детского сада, чтобы к 9 классу ребёнок сделал уже осознанный выбор. И в данном случае можно говорить даже не о профориентации, а о профессиональной навигации. Важно рассказывать в школах о перспективах развития экономики в регионе, тем самым добиваясь синхронизации образования и экономики.

Также Т. Крымова сообщила о намерении уже в сентябре 2022 года запустить в образовательных организациях среднего образования реальные программы по дуальному обучению, при которых теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Данный метод уже опробован в 6 профессиональных образовательных организациях региона, которые уже осуществляют подготовку с применением дуальной модели обучения.

В ходе дискуссий и. о. начальника управления профессионального образования и воспитательной работы Департамента образования Орловской области Наталья Адаева озвучила, что по программам среднего профессионального образования в регионе обучается 16 460 человек. Ежегодно выпускается более 3,5 тысяч выпускников. В этом году цифра составит 3 794 человека, которых нужно трудоустроить.  

Во многом способствуют этому, сохранённые на базе образовательных организаций центры содействия занятости, где выпускникам и школьникам оказывается консультационное и методическое содействие. Здесь же информируют о вакансиях и потребностях региона, которые формируются на 5 лет вперёд. Кроме того, в регионе отлажена система профпереподготовки и повышения квалификации, то есть, человек получает не только диплом об образовании, но и дополнительные рабочие профессии. Кроме того, Наталья Валерьевна рассказала о значительной роли в процессе трудоустройства конкурсов профессионального мастерства и демонстрационных экзаменов.

В качестве примеров отмечалось, что с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства 2021-2022 годов заключено 67 отложенных трудовых договора и 28 договоров о целевом обучении с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Кроме того, при плановом показателе трудоустройства выпускников – 64,2 %, показатель по региону составил 82,4 %.

В этом году из общего числа выпускников уже трудоустроены 1 519 человек, продрожат обучение 836 человек, часть ребят уйдёт в армию, но их дальнейшее трудоустройство будет мониториться.

Депутат областного Совета Ирина Горцакова поинтересовалась, откуда при столь благоприятных раскладах берётся процент нетрудоустроенных.

Наталья Валерьевна пояснила, что зачастую это дети-сироты, которым выгоднее стоять на учёте на бирже труда и получать соцвыплаты. Плюс сейчас появился пласт самозанятых, но эти дети считаются трудоустроенными (на текущий момент таких 319 человек).

Директор Орловского техникума путей сообщения имени В.А. Лапочкина Ольга Анисимова поделилась собственным опытом взаимодействия профессионального образования с потенциальными работодателями. Было озвучено, что техникум уже апробировал дуальную систему образования – уже с третьего курса студенты проходят оплачиваемую практику в РЖД. В настоящее время техникум готовит универсальных специалистов, но совместно с РЖД разрабатываются новые подходы в обучении, в соответствии с которыми первый год обучения будет общеобразовательным, второй будет включать приобретение знаний и навыков по специальности, на последнем курсе студенты будут обретать узкую специализацию по запросу работодателей.

Директор БПОУ ОО «Орловский техникум агробизнеса и сервиса» Галина Логинова поделилась практикой подготовки кадров для агропромышленного комплекса региона, отметив, что основная задача учреждения – оставить кадры на территории области. Решают её посредством социального партнёрства, кроме того техникумом активно используется практика экскурсий на производство и производственного обучения, а производственная практика является оплачиваемой. Единственная проблема, с которой сталкивается техникум – недобор обучающихся.

Директор БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» Людмила Шадрина напротив отметила, что, потребность в специалистах по дошкольному образованию значительно превосходит выпуск. На каждого выпускника предлагается 2-3 рабочих места. А для увеличения набора, банально, не хватает площадей.

О проблемах трудоустройства молодых специалистов с точки зрения предпринимательского сообщества рассказала президент Союза «Торгово-промышленная палата Орловской области», депутат Орловского областного Совета народных депутатов Светлана Ковалева.

Светлана Александровна своё выступление решила посвятить проектам региональной Торгово-промышленной палаты, направленным на вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, а также поделилась планами по организации школьной Олимпиады по предпринимательству и созданию единого банка студенческих стажировок.