Политические репрессии в Ливнах. Точное число казнённых не установлено

Тридцатого октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий.

30.10.2020 12:47:00

Официально памятная дата берет свое начало от 18 октября 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР постановил назначить 30 октября Днем памяти жертв политических репрессий. Как сказано в тексте закона "О реабилитации жертв политрепрессий", политическими репрессиями называются меры принуждения, которые государство применяет к гражданам по продиктованным политикой мотивам. Это могут быть лишения свободы или жизни, принудительное лечение в психиатрических клиниках, лишение гражданства и выдворение за границу, выселение из места проживания, отправка в ссылку (или специальное поселение), принудительный труд, и так далее. 

Репрессии в СССР достигли в свое время колоссального масштаба — они затронули миллионы людей. Только в годы так называемого сталинского террора (речь идет о 1930-х), согласно статистике общества "Мемориал", репрессиям подверглись 12 миллионов человек (по данным Музея истории ГУЛАГа — 20 миллионов). Более миллиона человек были расстреляны.

В 1937–1938 годах расстрелы и захоронения жителей Ливенского и других районов Орловской и Курской областей, приговоренных к высшей мере наказания, производились в урочище Липовчик на территории Ливенского района Орловской области.

Захоронение -останки шести человек- было случайно обнаружено в октябре 1963 учителем истории Олегом Якубсоном и школьниками во время экскурсии. На размытом дождями склоне лесного оврага ученики обнаружили россыпь человеческих костей. Тогда из них удалось сложить шесть скелетов. Кости после фотографирования были погребены, а Олег Леонидович, как он сам рассказывал автору этих строк, строго-настрого запретил ребятам рассказывать об этом.

Только спустя 30 лет после находки, когда было возбуждено уголовное дело, что позволило найти и опубликовать списки расстрелянных.

Впоследствии УКГБ по Орловской области были раскрыты документы, подтверждающие факты расстрелов и захоронений в урочище Липовчик, нашелся и очевидец расстрелов. Точное число казненных не установлено, известны имена 423 человек. Стараниями Якубсона были подготовлены и выпущены книги «Реквием» с именами расстрелянных и репрессированных жителей Ливенского и соседних районов.

В 1937 году в урочище Липовчик прогремели первые выстрелы. Кто же они, «вредители и шпионы», похороненные в общих могилах Липовчика? Вот несколько имён и судеб.

Агеев Иван Васильевич, плотник по найму,1870 года рождения из деревни Важжово. Булгаков Григорий Кузьмич, крестьянин из деревни Костомарово,32 лет. Зубцов Михаил Никитович, 1874 года рождения из села Чернявка.

Наибольшего масштаба репрессии достигли при сплошной коллективизации. Причём, власти предлагали дела по кулакам «заканчивать в течение 24 часов».

Так под колесо репрессий попал крестьянин из деревни Шебаново Митрофан Алексеевич Жиронкин. Из обвинительного заключения следует, что Жиронкин «злоумышленно и упорно не сдаёт и укрывает от государства имеющиеся у него хлебные излишки». В деле имелась опись имущества крестьянина: «Дом, крытый соломой, амбар с сараем, кузница, молотилка, веялка и сеялка». У крестьянина были корова, лошадь и 4 овцы, пасека с 13 ульями. Этого «богатства» было достаточно, чтобы причислить крестьянина-работягу к кулакам. Особое совещание при коллегии ОГПУ постановило выслать Митрофана в Северный край. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован в 1989 году.

Драматична судьба Анастасии Карповны Головиной, которая была осуждена на 10 лет, за то, что после жатвы собирала в поле колоски, чтобы хоть что-нибудь съесть самой и прокормить маленького сына Николая. Жили они в подвале, спали на соломе.

Впоследствии Николай рассказывал, как арестовывали маму: «Когда мать повели в город, я сидел на колхозных подвалах и плакал. Плакали соседи. Я остался совсем один. Меня подобрали соседи и сдали в детдом».

После Липовчика, наибольшее количество расстрелов и захоронений пришлось на подвалы Управления НКВД. Оно располагалось в ныне не сохранившемся здании гостиницы Каменева. Символично, что стояла гостиница на пересечении современных улиц Ленина и Дзержинского. Там было уничтожено 224 человека. В начале шестидесятых годов, когда в Ливнах началось активное строительство, здание разобрали, а останки жертв вместе со строительным мусором образовавшимся при рытье котлована на месте бывшей гостиницы, были вывезены и использованы для ремонта дорог.

Есть свидетели расстрелов в сухой балке близ Ключёвки. Имеются неясные слухи и о других местах. Однако полного списка мест злодеяний и жертв, по всей видимости не удастся узнать никогда.