Прикоснись к прошлому

Архивная коллекция исторических документов архивного отдела содержит рукописные, печатные документы и фотодокументы, отражающие разные этапы развития города. Среди управленческой документации, находящейся на постоянном хранении, есть уникальные подлинники давних лет, чтение которых проливает свет на многие события городской жизни.


 К примеру, акты от 2 августа 1943 года и 12 февраля 1944 года с подписями членов комиссий горсовета, удостоверяющие факты многочисленных разрушений зданий культурно-бытового назначения, религиозных сооружений, гибели музейных ценностей и многолетних насаждений на территории Ливен за время фашистской оккупации с 25 ноября по 25 декабря 1941 года, налетов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов с 28 июня 1942 года. Общий материальный ущерб в тот тяжелый период для экономики города оценивался в 14 млн. 668 тысяч 250 рублей. Это очень большая сумма. Разрушениям подверглись жилые дома, важные постройки хозяйственного назначения, стадион «Динамо», мосты, городской сад, здания Георгиевской, Заливенской, Казанской, Сергиевской церквей и их чугунные ограждения, тротуары и мостовые, были уничтожены полностью ценные музейные экспонаты.
 В газетах военного и последующего мирного периода говорилось о тяжкой судьбе, постигшей город, напоминавший «каменный скелет» летом 1942 года.
Большую статью под названием «Чего ждут в Ливнах?» посвятила городу «Орловская правда» 12 апреля 1946 года (№ 64 (8753). В публикации шла речь об отставании капитальных восстановительных работ и темпов благоустройства. В числе положительных свидетельств отмечалось восстановление свыше 4 тыс. кв. метров жилья, возведение водонапорной башни, ремонт бани и некоторых других коммунально-бытовых предприятий, возобновление выпуска ряда промышленной и пищевой продукции. А в качестве первоочередных мер требовалось продолжение расчистки улиц от завалов, ремонт мостовых и тротуаров, наведение элементарного порядка на базаре, бульварах, в городском саду, устранение недоделок на банном объекте и на одном из корпусов электростанции. Намечалось промышленное строительство, планировался комплекс объектов в инфраструктуре города: спиртзавод, мясокомбинат, кожевенный завод, кирпично-черепичное предприятие, обувная фабрика. Авторы статьи отмечали «творческий размах, деловитость и умение смотреть в будущее», но вместе с тем бойким журналистским пером упрекали местных руководителей за медлительность организации и даже «сонливость».
Жизнь продолжалась, и уже к середине 50-х годов в Ливнах функционировали заводы противопожарного машиностроения, насосный, «Ливгидромаш», кирпичный, ТЭЦ, строительная база и СМУ. С опорой на капвложения всех перечисленных предприятий исполком Ливенского городского Совета счел необходимым поднять вопрос строительства больницы в г. Ливны. В протоколе заседания горисполкома от 9 марта 1954 года конкретно сформулирована повестка дня: планировать больничное здание на 250 коек с поликлиникой и с выходом фасадной стороны на ул. Шмидта, выделить для размещения территорию размером 3,5 га, обратиться в Гидромашприбор для изготовления технической документации в первой половине 1954 года.
Ливны были названы «быстро растущим городом машиностроителей», в перспективе 2-3 лет намечался рост рабочей силы порядка 10 тысяч человек, а с членами семей предполагался рост населения города до 35-40 тысяч человек. В целях контроля состояния здоровья и предупреждения болезней требовалось развитие медицины, поликлинической и больничной службы.
Важным историческим решением городской и областной власти стало строительство высоководного моста через реку Сосна. Совещание по строительству состоялось 5 мая 1960 года под руководством заместителя председателя Облисполкома. Обсуждалось уточнение проекта моста по отдельным элементам намеченного сооружения, давались поручения для проведения подготовительных работ, которые требовали серьезной перестройки коммунально-бытовой инфраструктуры. Предполагалось закрытие существовавшей водокачки, перенос высоковольтной электролинии, городских и железнодорожных сетей связи, срочное форсирование строительства нового питьевого водовода в г. Ливны, предусмотренного народно-хозяйственным планом на 1960 год, обеспечение специализированной техникой строительства моста и необходимых материалов, в т. ч. металлом. Этим решением город получал несомненные преимущества: долгожданный и необходимый новый мост с двухполосным автомобильным движением и тротуарами для пешеходов, возможность сквозного движения по городу и району, безопасность для транспорта и людей в период разлива реки Сосны, а строительство водовода в город Ливны позволило улучшить обеспечение и наладить бесперебойность снабжения качественной питьевой водой. Построенный в начале 60-х годов мост был своего рода достопримечательностью города, его изображение есть на многих открытках, посвященных Ливнам, в кинохронике.
В том же 1960 году городские власти приняли решение (от 19.01.1960 г. № 1/6) «Об отводе земельного участка под строительство автовокзала». Однако к этому вопросу исполком Ливенского городского Совета депутатов обратился только 16 января 1965 года, когда принималось решение «отвести ливенскому автохозяйству № 2 земельный участок площадью 11419 кв. метров на территории площади имени Кирова для строительства автовокзала за счет свободных городских земель», а находившийся в этом месте лесосклад райпотребсоюза был перемещен «на территорию Георгиевского района города». Здание автовокзала из сборного железобетона и стекла было сдано в эксплуатацию с залом ожидания на 150-200 пассажиров, гостиницей на 30 мест, комнатой отдыха для водителей и других сотрудников. Со дня открытия автовокзала ежедневно курсировали более 40 автобусов (10 – внутри города). Открывались новые маршруты, в том числе в столицу нашей Родины Москву.
13 апреля 1989 года решением Ливенского городского Совета народных депутатов было объявлено о строительстве транспортного моста через реку Сосну в Георгиевском микрорайоне города. Оно соответствовало генеральному плану развития города. Еще один мост должен был связать Ливны с сельскими населенными пунктами, расположенными за чертой слободы Беломестной. На сегодня это важная транспортная ниточка для жителей города и сельской местности, транзитного транспорта. Оба моста заметно оживили прилегающие городские улицы.
Елена Лобцова,
начальник архивного отдела
администрации г. Ливны