Так начиналась война. Из воспоминаний ливенцев

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мы постарались памятные дни начала войны описать в документальных материалах, в основном, по воспоминаниям ливенцев.

22.06.2020 13:35:00
Геннадий Рыжкин

Первый день войны в Ливнах
Ливенцы, служившие в 120-ой стрелковой дивизии, формировавшейся в Ливнах, в шесть часов утра 22 июня заняли свои места. Через час стали поступать по повесткам призванные в армию. Сразу же организуется отгрузка частей дивизии на фронт. На вокзале собралось много провожающих. Бойцы и командиры занимали вагоны, заводили в специальные вагоны и лошадей. Шум, слезы, суета. А над вокзалом, как рассказывал один из свидетелей, появился на большой высоте немецкий разведчик – рама, сделал круг и улетел, наверное, делал аэрофотосъемку. 401-й полк, куда было зачислено большинство ливенцев, перебрасывается в район Ельни. Там готовится Жуковым контрнаступление. Ельню освободили (кстати, это был первый советский город, освобожденный в ходе войны), но с громадными потерями. Сотни наших земляков остались лежать навечно в земле под этим городом.

Вот воспоминания Виктора Викторовича Быкова, которому в начале войны исполнилось семнадцать лет: «Когда началась война, у нас были каникулы, но меня сразу же в истребительный батальон записали. На дежурство ходили к военному городку (ныне пл. №?1 АО «ГМС Ливгидромаш»), там выдавали винтовку, одну на двоих, инструктировали, и мы отправлялись на железную дорогу дежурить, следили, чтобы лазутчики не подложили мину под рельсы». Истребительные батальоны создавались во всех районных центрах области – по 100–200 человек. А также формировалось подполье на случай оккупации, закладывались в лесах секретные базы с оружием, взрывчаткой и продовольствием. В Ливенском и Никольском районах такие отряды тоже создали, но своей активной деятельностью они себя не проявили.
Что касается В. В. Быкова, то он прошел всю войну в качестве военврача.
Здесь следует сказать, что нападение Германии на СССР произошло в 4 часа утра, а население об этом было информировано спустя 8 часов – в 12 часов дня выступил по радио В. М. Молотов, рассказал о вероломном нападении врага и призвал разгромить его. И уже на следующий день бюро Ливенского райкома ВКП (б) приняло постановление о мобилизации на фронт коммунистов. Их в войска Красной Армии было мобилизовано более 100 человек. В авангарде партийцы с механического завода: Д. П. Гололобов, И. Я. Мишин, В. С. Степанов, П. А. Тарасов, Ф. А. Шарыкин, А. И. Бочаров. Многие из них домой не вернулись – пали на поле брани. В приказе по Ливенской МТС констатировалось: «… Произвести расчет призванным по мобилизации… зам.директора Г. Афонину, механику П. Ягупову, шоферу Я. Степанову…» Создаются курсы медсестер, эвакуируется детский дом, оборудование отправляется на Восток.
А вот таким помнил первый день войны Никита Романович Ефанов из Жерино: 

«… Пшеница созревала, но тут сообщают:
– Беда, ребята. Немец напал. Потянулись повозки в Никольское (там был райцентр) с призывниками. Но меня оставили, до сентября убирал урожай на комбайне». Воевал в пехоте. Сталинград, Курская дуга, Украина, Польша, Румыния. Десяти километров до Берлина не дошел, повернули на Прагу. После войны вновь работал на родной земле.
Иван Иванович Руднев с улицы Крестьянской имел бронь и повестку не получил, но немедленно пошел в военкомат и потребовал, чтобы отправили на фронт. Спустя сутки привезли под Смоленск. Воевал в 13-й армии, освобождал Ливны, получил немало боевых наград, после войны стал Почетным гражданином нашего города.
Среди военнообязанных были и женщины. Ольга Афанасьевна Кожухова до войны закончила школу медсестер, работала в совхозе «Первомайский» (ныне имени Георгиевского). 23 июня получила повестку из военкомата, попала в 208 медсанбат 120-й стрелковой дивизии. После подготовки получает звание старшины медслужбы – и на фронт. Не одну сотню раненых выходили ее ласковые руки. Приехав в Ливны, до 1984 года проработала в больнице.

0084008914.jpg
До войны вся молодежь знала «Чижика» – такое прозвище было у Васи Котлярова. Отлично играл на футбольном поле, был акробатом, хорошо плавал. Поступил в физкультурный техникум в Курске, там занимался в аэроклубе, прыгал с парашютом. В 1939 году призвался в армию, заканчивает школу младших командиров. Сразу же с началом войны он на фронте. Попадает в самое пекло боев под Полоцк. Танковые армады двигались колоннами по белорусской земле. Артиллерист, сержант Котляров, со своими бойцами самоотверженно отразил три танковые атаки немцев. Но в четвертой погиб наш славный земляк. Было ему 22 года.
Пишут, что И. В. Сталин, когда узнал о нападении Германии на Советский Союз, выругался, уехал на Кунцевскую дачу и закрылся там – он был шокирован этим неожиданным известием. Простым людям было некогда приходить в себя от этой горькой новости, они сразу же ушли защищать Родину и проявили при этом самопожертвование и героизм, вынесли бесчисленные страдания. В том числе и наши земляки, живые и ушедшие из жизни.

Он оборонял Брестскую крепость

2389d031f2.jpg
Алексей Иванович Коломыцев – один из наших земляков, участвовавших в обороне Брестской крепости. В эту цитадель он попал после окончания военно-пулеметного училища в звании лейтенанта командовать пулеметным взводом.
Как только на рассвете немцы перешли реку Буг и пошли в наступление, Коломыцев получил приказ занять круговую оборону у стен крепости. Противостоять вооруженным до зубов фашистам удалось несколько часов: потратив боеприпасы и потеряв больше половины бойцов, батальон по приказу отошел в крепость и здесь продолжил борьбу.
Почти месяц сражались защитники крепости, потом тайным ходом, окровавленные и обессиленные, 18 бойцов пробрались к Бугу и скрытно двигались на восток. Но немцы заметили их. Плен, потом побег, борьба с врагом в партизанском отряде. После освобождения Белоруссии дошел солдат с регулярными частями до Берлина. После победы преподавал историю в Вязовицкой школе, был завучем, директором.

Аэродром разбили в пух и прах
А вот уроженцу Верхнего Жерновца Алексею Гавриловичу Шалимову, работавшему после войны в Ливнах заместителем председателя горисполкома, пришлось встретить войну в Бессарабии в должности командира авиационного полка. Вечером 21 июня вместе с женой они смотрели спектакль в театре г.Черновцы. Рано утром примчалась на квартиру машина с аэродрома. Прибыл Алексей к самолетам, и тут началось: небо заслонили тучи бомбардировщиков. Аэродром разбили в пух и прах, от самолетов остались пепел и обломки, лишь один истребитель успел подняться в воздух, но его тут же сбили. С остатками командиров, летчиков и обслуги ушли в сторону Киева. Потом пришлось воевать под Сталинградом, освобождать Украину. Возглавлял дивизию, дослужился до полковника, вернулся с войны с пятью боевыми орденами, в том числе двумя – Красного Знамени.

«На нас летели бомбы»
Петр Васильевич Горностаев, уроженец деревни Жилево, перед войной находился на действительной службе в Литве. Стройбат сооружал аэродром под Вильнюсом. Вот его воспоминания: «…22 июня нас подняли по тревоге. В небе ревели самолеты с крестами, на нас летели бомбы. Сплошная неразбериха, спасались, как могли. Группами отходили на восток. Присоединился к своей части в Могилеве». Закончил войну в звании старшего лейтенанта с двумя боевыми орденами и тремя медалями. В последние годы преподавал в Коломенском пединституте, был доктором наук, навещал Ливны. Недавно ушел из жизни.