Тайна ливенского разведчика
С первых дней войны в июле 1941 года в Ливнах создается партизанский отряд для работы в тылу в составе 17 человек.
Командиром назначили З.М. Попова, комиссаром А.Е. Назарова. Отряд, в основном, во время оккупации занимался разведывательно-диверсионной работой.
Каждая из пяти групп, на которые был разделен отряд, собирала сведения о расположении немецких частей в городе, их вооружении, передислокации и передавала командиру Попову. Он через связного отправлял данные в штаб 13-й армии. Радиосвязи отряд не имел.
В районе действовала разведгруппа бывшего учителя И.П. Кудинова из села Теличье. В ее составе были молодые девушки, учительницы местной школы. Кудинов направил Евдокию Сажину в Коротыш, Анну Коростелкину – в Речицу, Светлану Кудинову – в Крутое. Сажина выходила в Росстани и вела наблюдение за дорогой Долгое – Ливны, Коростелкина и Кудинова оперативно сообщали командиру группы сведения о военных частях, дислоцированных в селах. Не раз выходили и за линию фронта.
Подробнее расскажем о разведчике Николае Позднякове. До войны работал помощником художника в местном театре, когда создавался истребительный батальон, был зачислен в него. После освобождения Ливен выполнял приказы разведотдела 13-й армии, много раз ходил в разведку на территорию Никольского района и за его пределы, приносил сведения о немцах. Иван Иванович Руднев, освобождавший Ливны, вспоминал: «Н. Поздняков в ночь на 26 июня 1942 года получил новое задание. Я лично провожал его через линию обороны нашего батальона в районе хутора Бунино (Приволье) в направлении лес Мокречик – деревня Редькино. Мне было известно, что конечная цель его маршрута – занятый немцами Орел».
С задания Николай не вернулся, пропал без вести. Будучи в 1946 году в Орле, его мать Евдокия Степановна показывала фото своего сына жителям города, и кто-то узнал на фотографии одного из парней, повешенных в Первомайском сквере областного центра. Есть и письменные воспоминания ливенца А.И. Якушева, в которых он утверждает, что после освобождения Орла видел Позднякова в числе повешенных немцами.
Но Орел освобожден 5 августа 1943 года, а Николай пропал на год раньше. Так что судьба разведчика Позднякова – пока не раскрытая тайна, загадка. Одно ясно: он, будучи не раз в тылу врага, внес свой вклад в дело победы.
Старожил города В.Тупицын рассказывал, что перед оккупацией Ливен на дверях квартир и домов, где проживали активисты, появились написанные краской звезды. Эти метки должны были указать фашистам, где искать будущие жертвы.
Делали их либо немецкие лазутчики, либо ненавидящие советскую власть. Изменников во время оккупации хватало. Но абсолютное большинство жителей города и района ненавидели фашистский режим и делали все, чтобы быстрее освободиться от него, то есть, были настоящими патриотами.
Геннадий Рыжкин.
Фото из архива автора.